- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Имя существительное
Урок русского языка Имя существительное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Даурова М.К. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Имя существительное. Обобщение.
-
Цель:
- обобщить знания уч-ся об имени существительном;
- закрепить навыки правописания изученных орфограмм;
- развивать речевую деятельность;
- воспитывать бережное отношение к людям и их чувствам;Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Вид урока: нестандартный.
Методы: проблемно - поисковый, практический, игровой, метод взаимоконтроля, самооценки.
Формы работы: индивидуально - фронтальная, групповая.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока.
1. Орг. момент.- Проверили порядок на своих рабочих местах, сели.
( Наш девиз )
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.
- Чтобы настроиться на работу, проведём разминку.
2. Разминка «А что это у человека?»
- Продолжите мои предложения:
У птицы крыло - у человека…рука.
У зверя лапа - у человека …нога.
У конфеты фантик - у человека …одежда.
У льва пасть - у человека …рот.
У машины мотор - у человека …сердце.
У берёзы сок - у человека …кровь.
- Что вы сейчас называли? (слова)
- Чем похожи все эти слова? (это имена существительные)
Ребята, сегодня на уроке о кокой части речи будем говорить .(«Имя существительное»). Урок будет необычный. Мы отправимся в путешествие по стране, которая называется Грамматика. Это очень большая страна, поэтому мы посетим лишь несколько станций. Путешествовать будем на поезде. Каждый ваш ряд будет маленьким поездом, парты - это вагоны, а вы - пассажиры. Если вы будете испытывать трудности при выполнении заданий, можно советоваться со своим соседом. Машинистами назначаю: (1- Алина;2- Арина; 3- Милена ). Эти ребята хорошо работали на уроках и получили отличные отметки за карточки. Они будут отвечать за выполнение всех заданий. Каждый из вас сможет получить «5», если работа в тетрадке будет выполнена без ошибок. В конце урока мы узнаем сколько друзей из нашего класса у Знайки и у Незнайки. Итак - поехали.Песня
Мы едем, едем, едем, Нам солнышко светило,
В далёкие края. Нам ветер помогал.
Прекрасные соседи, И весело всем было
весёлые друзья. И каждый напевал.
Первая станция - «Станция вопросов и правил». Машинисты раздают ребятам вопросы для блиц турнира. Обсуждают . Каждый прочитывает свой вопрос и проговаривает ответ в группе. По команде учителя, дети встают в соответствии своему номеру, и дают полный ответ.
1. Что такое имя существительное?
2. Какие имена существительные отвечают на вопрос: кто?
3. Приведи примеры существительных, которые отвечают на вопрос: кто?
4. Каким членом предложения может быть имя существительное?
5. Какие имена существительные называются собственными?
6. Какого рода бывают имена существительные?
7. Как изменяются имена существительные?
8. Как пишутся имена существительные с шипящими на конце слова?9. Назовите признаки существительных. (постоянные и непостоянные)
Ответы учитель вывешивает на доску.
Мы сегодня на уроке с вами повторим всё что знаем о существительном
Задание выполнено. Отправляемся дальше.Дети поют песню.
«Станция грамотеев». Мы выполним .Минутка чистописания.
- Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.( Запись на доске)
- Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные. Слово ворона - словарное слово.).
- Выделим корень в каждом слове
- Какой звук произносится звонче других? (р)
- Что вы знаете про этот звук? (Звонкий, непарный согласный)
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)
- Вы конечно поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания.
Физминутка.
А чтобы красиво писать, давайте разомнём свои пальчики.
Этот пальчик - маленький
Этот пальчик - слабенький.
Этот пальчик - длинненький.
Этот пальчик - сильненький.
Этот пальчик - большачок.
А все вместе - кулачок
Словарь: сорокапустарелкастрюлямнмедведьворобействороналфавит
Сорока капуста тарелка кастрюля медведь воробей ворона алфавит. 8 сл.
На какие группы можно разделить данные слова. (Кто? Что?)
Все в тетрадях 1 за доской. (Взаимопроверка)
Игра на внимание « Назови пару»
Он - ученик, она - …………
Он - школьник, она -……..
Он -кот, она -………
Он- рыбак, она- ………
Он слон, она-………..
Он - лев, она- ………….
Он -баран, она- …………
Как определить род имени существительного?
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской.
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род: «Оно - моё!»
Это правило твоё.
Работа по группа: 1 ученик с группы записывает на доске, остальные в тетрадях.
-
Выделите в словах окончание и укажите род:
книга, село, пень, щенок, лиса, февраль, двор, весна, лето, облако, лагерь, моряк, крыша, море, трава, ручей.
2. Вставьте, где нужно Ь.
Скрипач…, ключ…, рож…, ёрш…, камыш…, мыш…, шалаш…, трюкач…, трубач…, полноч….
-
Определить число имён существительных.
Берег, окна , воробей , кости, крыша, ножницы, каникулы , буква,
Назовите слова - ловушки. Почему? Кто попался?
Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе?
Молодцы! Справились с моим заданием.
-
Физкультминутка
(для глаз)
Проведем друзья сейчас
Мы гимнастику для глаз.
Вправо, влево посмотрели
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз
Ты, хрусталик, не сердись.
Мы не будем циркуль брать
Будем взглядом круг писать!
Повторить так 8 раз
Лучше будет видеть глаз.
Задание выполнено. Отправляемся дальше. Дети поют песню.
5. «Станция заглавной буквы». Один выполняет на доске задание с листочка. Дети пишут предложения в тетрадь.
Задание: обведи в кружок нужную букву .Объясни, какое из повторяющихся слов надо записать с большой буквы, а какое с маленькой и почему. (Запись на доске)Вася (Р,р)ыбаков был у (Р,р)ыбаков. (С объяснением)
Наш (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш,ш)арик
Улетел (О,о)рёл за город (О,о)рёл.
Вот моя подружка(Р, р)оза, а в руке у (Р,р)озы(Р, р)оза.
6. Задание выполнено.Отправляемся дальше. Дети поют песню.
Последняя станция - «Станция домашнего задания».7. Тесты по теме " Имя существительное".
1. Имя существительное обозначает
а) признак предмета
б) действие предмета
в) предмет
Ключ: в
2. Имя существительное отвечает на вопросы
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что сделает?
Ключ: б
3. К именам существительным относятся:
а) конфета, слон
б) весёлый, домашняя
в) скачет, поёт
Ключ: а
4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:
а) что?
б) кто?
в) что делает?
Ключ: б
5. К неодушевлённым именам существительным относятся:
а) собака, девочка
б) корова, стул
в) пенал, школа
Ключ: в
6. Имена существительные единственного числа:
а) дятел, заяц
б) дятлы, зайцы
в) дятел, зайцы
Ключ: а
7. Имена существительные среднего рода:
а) стул, пальто
б) пальто, перо
в) цветок, окно
Ключ: б
8. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные
а) среднего рода
б) женского рода
в) мужского рода
Ключ: б
Работа по учебнику стр. 144 упр. 380
Игра «Хлопни если слова обозначают предмет»
Шкаф парта деревянный окно цветок играть мальчик кошка снег .
8.Оценивание работ. Не простое ( Знайка и Незнайка)
« хорошо» Знайка
«плохо» Незнайка
V. Подведение итогов урока.
У ч и т е л ь. Вот и закончилось наше путешествие, но не надолго. Изученные орфограммы будут сопровождать вас всю жизнь. Я надеюсь, что это путешествие по существительному, его орфограммам не последнее.
Вы, ребята, молодцы!
Все вы трудности прошли.
Существительное повторили,
Орфограммы не забыли.
-