Методы и приёмы профориентации в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы и приёмы профориентации в начальной школеМетоды и приемы профориентации в начальной школе




Заместитель директора

по начальной школе

МАОУ СОШ №129

С.В.Худякова







Профессиональная ориентация школьников - это не отдельная отрасль работы школы, а целая системы воздействия опытных педагогов на учащихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов. Грамотно составленная программа по профориентации поможет ребенку сделать правильный выбор профессии в будущем, поможет правильно определить свое место в жизни и трудовой деятельности.
Стоит заметить, что таких программ по профориентации для старшеклассников намного больше, чем для начальных классов. Поэтому педагоги, составляя программу профориентации, должны опираться на научную и методическую литературу.
Основные методы и приемы профориентации младших школьников:
В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека. На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу, на ферму, в сад. В городе, например, встретив продавца в магазине, поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. На стройке обратить внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в школьный сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. На классных часах преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе» и др.
Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах. Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.
В 3-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно - слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.
Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные кружки художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие кружки помогут ребенку определиться в выборе профессии. Актуальность обновления работы по профориентации в школе сегодня неоспорима, так как в обществе появились новые профессии, новые условия и требования к квалификации уже известных профессий, изменился рынок труда. Некоторые методики требуют изменения. Решение новых задач в образовании требует и от психолога, и от учителя поиска новых путей и форм сотрудничества в процессе сопровождения ученика, в том числе и в вопросе профессионального самоопределения. Какой должна быть система работы, какие критерии оценивания результативности этой деятельности? Какими психологическими методами должен владеет учитель? Современный учитель должен владеть интерактивными методами, одним из которых является психологическая игра. Освоение методикой проведения психологических игр по профориентации, владение алгоритмом определения уровня сформированности профессиональных интересов школьников должны стать важными компонентами системной работы каждого учителя. Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников, цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению. Новизна работы состоит в том, что на каждом возрастном этапе ученик будет вовлечён в деятельностный и сознательный процесс приобретения как можно больше знаний о своей будущей профессии посредством проигрывания ролевых сюжетов, составления проектов. Это даст возможность приобрести опыт коммуникативного, регулятивного и познавательного развития. Основным мотивом такой деятельности является принятие на себя ответственности за жизненный выбор и дальнейшее самоусовершенствование своих знаний, что соответствует новым стандартам образования в начальном, среднем и старшем звене. Эффективной формой работы для решения этих задач является профориентационная игра. Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится до десяти часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Действительно у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку, фотокружок и т.д. и тем самым познавать свои способности, которые станут основой для выбора профессии. Это также возможность для ребёнка психологически готовиться к приобретению представлений о разных видах деятельности в активной форме, получить результаты своего труда. В начале учебного года родители совместно со своими детьми заполняют индивидуальный план внеурочной деятельности на учебный год:












СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР по нач.школе

Директор МАОУ «СОШ № ___»

______________________________

_______________________

Кл.руководитель ____класса ______________________________

«____» ________________ 201_ г.

«____» __________________201_ г.


Индивидуальный план внеурочной деятельности учени___ __ класса


(Ф.И.О. учащегося)

на 201_ - 201_ учебный год


Курс

Преподаватель

Общее количество часов

Выбор

Техномодуль





Спортивно-оздоровительное направление





Художественно - эстетическое направление





Обще - интеллектуальное направление



Социальное направление





ИТОГО



Занятость в других учреждениях дополнительного образования (УДО)


Название кружка, секции и пр.

Название УДО

Количество часов в неделю

Расписание (время)






























Родитель (законный представитель)__________________ / ___________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Домашний адрес ____________________________________________________________

Тел. ______________________________________________________

Данный индивидуальный план позволяет вести учёт занятости учащихся во внеурочное время и их интересов. Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессиями - это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал - набор игрушек по профессиям, раздаточный материал, виртуальный кабинет по профориентации. На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном за счёт интеграции в различные предметы, но в соответствии с новыми стандартами необходимо развивать практическую деятельность детей по этому направлению, подключая интернет - ресурсы. Заканчивая начальную школу, дети должны иметь начальное представление о поиске сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской деятельности.

© 2010-2022