- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по внеклассному чтению для 3 класса по теме «Произведение А. А. Чехова «Мальчики»»
Открытый урок по внеклассному чтению для 3 класса по теме «Произведение А. А. Чехова «Мальчики»»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Савельева Е.В. |
Дата | 10.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 218
ПОДГОТОВИЛА: САВЕЛЬЕВА
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
2009-2010 уч. год
ЦЕЛИ:
-
Отработать навыки правильного чтения;
2. Учить раскрывать смысл произведения;
3. Характеризовать героев произведения;
4. Воспитывать чувство ответственности перед окружающим миром (людьми);
5. Развивать память, мышление, речь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Портрет А.П.Чехова;
-
Тексты;
-
Карта России;
-
Экран;
-
Выставка книг А.П.Чехова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
В этом году 17 января в России отмечалось 150 - летие со дня рождения русского писателя и драматурга А.П.Чехова.
Мы уже знакомились с этим писателем и читали некоторые его произведения. Обратите внимание на нашу выставку книг. Здесь представлена большая часть произведений А.П.Чехова. И на перемене вы сможете с ними познакомиться и почитать.
Сегодня на уроке подробнее узнаете о Чехове. А.П.Чехов детство и юность провёл в Южном городе Таганроге. Семья у них была большая (фото). Отец воспитывал их строго. Дети знали, что такое порка. У его отца, Павла Егоровича, было своё торговое дело - но разорился. Когда Антону исполнилось 16 лет, вся семья переехала в Москву, а Антон один остался в Таганроге оканчивать гимназию. Он не только учился, но и зарабатывал деньги частными уроками, чтобы посылать их семье, которая в этом нуждалась. Окончив гимназию, Чехов переехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета. Хотя он получил диплом врача, но главным делом его жизни стал труд писателя.
В студенческие годы сотрудничал с юмористическими изданиями «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». И стал в них публиковаться. Он любил смеяться и смешить кого - нибудь. Ему ещё только предстояло стать великим драматургом, пьесы которого («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад») будет читать не одно поколение читателей и именем которого назовут Московский Художественный Академический театр (МХАТ).
Читая Чехова, вы и сами почувствуете, насколько жизненны его рассказы. Многие из них основаны на реальных событиях. Например, случай с собачкой, похожий на тот, что описан в рассказе «Каштанка».
- Какие ещё рассказы Чехова вы читали? («Белолобый»).
Рассказы о животных. Но Чехов писал не только о животных.
Всё - таки главные герои Чехова - люди, разные по возрасту и положению в обществе. Иногда они встречаются в одном произведении, и тогда возникают смешные и грустные истории, как в рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Писатель учит не просто чувствовать, а чувствовать благородно. При чтении «Детворы» вы, возможно, по - доброму улыбнётесь. А рассказы «Устрицы» и «Ванька» вызовут на глазах слёзы сострадания. Кстати, герои многих произведений - дети. Вместе с ними вы переживёте волнующие моменты: «Репетитор», «Гриша», «Мальчики» и др. И нет сомнения, вы никогда не забудете, как об этом рассказал А.П.Чехов.
III. Разминка для глаз.
IV. Развитие внимания, речи.
Обратите внимание на слово РОД. Давайте вместе подумаем и подберём однокоренные слова:
РОДИНА РОДСТВЕННИК
РОДИТЬ РОДНОЙ
РОДИТЬСЯ РОДНЫЕ
РОДИТЕЛИ
Из списка выделяю главное слово: РОДИТЕЛИ
-
А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)
-
А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)
Я прошу вас всегда помнить об этом. Помогайте своим родителям.
V. Тема и цели урока.
К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ А.П.Чехова «Мальчики». И на уроке мы поговорим о главных героях рассказа.
Во всех произведениях Чехова прослеживается тонкий юмор. Ирассказ «Мальчики» не исключение. Заметьте, что фамилии часто на Ч начинаются. В данном рассказе феномен встречается ( Чечевицын, Чибисов).
VI. Лексическая работа.
При чтении рассказа вам встретились непонятные слова. Поработаем над их значением. Перед вами карточки:
РОЗВАЛЬНИ
(низкие и широкие сани без спинки и сидения)
СЕНИ
(нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома; помещение между жилой частью дома и крыльцом)
БАШЛЫК
(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)
СЮРТУК
(длинный двубортный пиджак)
САМОЕДЫ
(старое название ненцев и некоторых других северных народов)
БИЗОН
(дикий североамериканский бык)
ПАМПАСЫ
(южноамериканские степи)
МУСТАНГ
(одичавшая домашняя лошадь)
ЧЕЧЕВИЦА
(растение - семейства бобовых, цветки мелкие белые, розовые, фиолетово - синие; плод - боб)
УРЯДНИК
(чин уездной полиции)
УГРЮМ
(суровый на вид человек, молчаливый, насупистый, неприветливый, суровый. Грозный)
МОСКИТЫ
(кровососущие насекомые, как комар)
ТЕРМИТЫ
(большие насекомые похожие на муравьёв)
СОЧЕЛЬНИК
(вечер - приготовления (канун) перед праздником Рождества Христова)
СЛОНОВАЯ КОСТЬ
(драгоценный материал для выделки предметов роскоши из бивней слонов)
ПИСТОНЫ
(патроны для восьмизарядных револьверов и пистолетов - 8 зарядов, 80 выстрелов)
БРАНИТЬСЯ
(ссориться, ругаться)
МАЙН РИД
(английский писатель, писавший приключенческие произведения - индейские племена…)
МОНТИГОМО ЯСТРЕБИНЫЙ КОГОТЬ
(так называл себя Чечевицын)
VII. Работа с текстом произведения.
-
Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг)
1. Характеристика Чечевицына
-
Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
-
Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.
-
Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
-
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
-
Как он себя называет? (Монтигомо Ястребиный Коготь.)
-
А ещё его в рассказе кто - нибудь так называет? (Нет, так как в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицана.)
-
С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, так как для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтигомо Ястребиный Коготь.)
-
Каким показался Чечевицын Кате и Соне?
-
Почему он казался Кате и Соне героем? ( Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё рычал как тигр.)
VIII. Физминутка.
2. Характеристика Володи Королёва.
-
А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа, это Володя Королёв.
-
Как вёл себя Володя накануне побега?
-
Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
-
Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: «Почему Володя Королёв всё же решился бежать в Америку?» (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
-
Какими чертами характера обладал Володя?
-
А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собрались бежать в Америку.)
-
Зачитайте план побега.
3. Работа с картой.
Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см=470км. До Америки 30см, а от Америки до Калифорнии ещё 11см. Сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19270км)
-
Реален ли был их план, и знали ли дети географию?
4. Характеристика поступка.
-
Что они приготовили для побега? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.)
-
Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
-
Могли ли сбыться их мечты?
-
Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
-
Как вы считаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
-
Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? (Безответственным.)
-
Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
-
Раскаялся ли Чечевицын в содеянном? О ком он думал? (Нет,он думал только о себе,эгоист.)
IX. Самостоятельная работа.
-
Составьте последовательность событий по тексту. (Карточка)
1. Первый приезд Володи.
2. Поиск мальчиков.
3. Диалог Чечевицына с Володей.
4. Девочки подслушивают разговор.
5. Володю нашли.
6. Действие в детской.
7. Отъезд Чечевицына.
8. Чаепитие в честь приезда.
9. Прощание с родными.
10. Диалог Чечевицына с Катей.
Проверка.
X. Итог урока.
- Как вы относитесь к мальчикам?
- Герои решились на побег, потому что:
-
Были смелыми и решительными;
-
Были глупыми и самонадеянными;
-
Мало знали и плохо представляли трудности пути;
-
Не любили своих близких;
-
Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;
-
Любили путешествовать и узнавать новое?
- Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
- Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)
XI. Домашнее задание.
Пересказ рассказа по плану.
Комментирование оценок за урок.