Открытый урок по внеклассному чтению для 3 класса по теме «Произведение А. А. Чехова «Мальчики»»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 218










Открытый урок по внеклассному чтению для 3 класса по теме «Произведение А.А.Чехова «Мальчики»»




Открытый урок по внеклассному чтению для 3 класса по теме «Произведение А.А.Чехова «Мальчики»»




ПОДГОТОВИЛА: САВЕЛЬЕВА

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

2009-2010 уч. год

ЦЕЛИ:

  1. Отработать навыки правильного чтения;

2. Учить раскрывать смысл произведения;

3. Характеризовать героев произведения;

4. Воспитывать чувство ответственности перед окружающим миром (людьми);

5. Развивать память, мышление, речь.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет А.П.Чехова;

  • Тексты;

  • Карта России;

  • Экран;

  • Выставка книг А.П.Чехова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

В этом году 17 января в России отмечалось 150 - летие со дня рождения русского писателя и драматурга А.П.Чехова.

Мы уже знакомились с этим писателем и читали некоторые его произведения. Обратите внимание на нашу выставку книг. Здесь представлена большая часть произведений А.П.Чехова. И на перемене вы сможете с ними познакомиться и почитать.

Сегодня на уроке подробнее узнаете о Чехове. А.П.Чехов детство и юность провёл в Южном городе Таганроге. Семья у них была большая (фото). Отец воспитывал их строго. Дети знали, что такое порка. У его отца, Павла Егоровича, было своё торговое дело - но разорился. Когда Антону исполнилось 16 лет, вся семья переехала в Москву, а Антон один остался в Таганроге оканчивать гимназию. Он не только учился, но и зарабатывал деньги частными уроками, чтобы посылать их семье, которая в этом нуждалась. Окончив гимназию, Чехов переехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета. Хотя он получил диплом врача, но главным делом его жизни стал труд писателя.

В студенческие годы сотрудничал с юмористическими изданиями «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». И стал в них публиковаться. Он любил смеяться и смешить кого - нибудь. Ему ещё только предстояло стать великим драматургом, пьесы которого («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад») будет читать не одно поколение читателей и именем которого назовут Московский Художественный Академический театр (МХАТ).

Читая Чехова, вы и сами почувствуете, насколько жизненны его рассказы. Многие из них основаны на реальных событиях. Например, случай с собачкой, похожий на тот, что описан в рассказе «Каштанка».

- Какие ещё рассказы Чехова вы читали? («Белолобый»).

Рассказы о животных. Но Чехов писал не только о животных.

Всё - таки главные герои Чехова - люди, разные по возрасту и положению в обществе. Иногда они встречаются в одном произведении, и тогда возникают смешные и грустные истории, как в рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия». Писатель учит не просто чувствовать, а чувствовать благородно. При чтении «Детворы» вы, возможно, по - доброму улыбнётесь. А рассказы «Устрицы» и «Ванька» вызовут на глазах слёзы сострадания. Кстати, герои многих произведений - дети. Вместе с ними вы переживёте волнующие моменты: «Репетитор», «Гриша», «Мальчики» и др. И нет сомнения, вы никогда не забудете, как об этом рассказал А.П.Чехов.

III. Разминка для глаз.

IV. Развитие внимания, речи.

Обратите внимание на слово РОД. Давайте вместе подумаем и подберём однокоренные слова:

РОДИНА РОДСТВЕННИК

РОДИТЬ РОДНОЙ

РОДИТЬСЯ РОДНЫЕ

РОДИТЕЛИ

Из списка выделяю главное слово: РОДИТЕЛИ

  • А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)

  • А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)

Я прошу вас всегда помнить об этом. Помогайте своим родителям.

V. Тема и цели урока.

К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ А.П.Чехова «Мальчики». И на уроке мы поговорим о главных героях рассказа.

Во всех произведениях Чехова прослеживается тонкий юмор. Ирассказ «Мальчики» не исключение. Заметьте, что фамилии часто на Ч начинаются. В данном рассказе феномен встречается ( Чечевицын, Чибисов).

VI. Лексическая работа.

При чтении рассказа вам встретились непонятные слова. Поработаем над их значением. Перед вами карточки:

РОЗВАЛЬНИ

(низкие и широкие сани без спинки и сидения)

СЕНИ

(нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома; помещение между жилой частью дома и крыльцом)

БАШЛЫК

(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)

СЮРТУК

(длинный двубортный пиджак)

САМОЕДЫ

(старое название ненцев и некоторых других северных народов)

БИЗОН

(дикий североамериканский бык)

ПАМПАСЫ

(южноамериканские степи)

МУСТАНГ

(одичавшая домашняя лошадь)

ЧЕЧЕВИЦА

(растение - семейства бобовых, цветки мелкие белые, розовые, фиолетово - синие; плод - боб)

УРЯДНИК

(чин уездной полиции)

УГРЮМ

(суровый на вид человек, молчаливый, насупистый, неприветливый, суровый. Грозный)

МОСКИТЫ

(кровососущие насекомые, как комар)

ТЕРМИТЫ

(большие насекомые похожие на муравьёв)

СОЧЕЛЬНИК

(вечер - приготовления (канун) перед праздником Рождества Христова)

СЛОНОВАЯ КОСТЬ

(драгоценный материал для выделки предметов роскоши из бивней слонов)

ПИСТОНЫ

(патроны для восьмизарядных револьверов и пистолетов - 8 зарядов, 80 выстрелов)

БРАНИТЬСЯ

(ссориться, ругаться)

МАЙН РИД

(английский писатель, писавший приключенческие произведения - индейские племена…)

МОНТИГОМО ЯСТРЕБИНЫЙ КОГОТЬ

(так называл себя Чечевицын)

VII. Работа с текстом произведения.

  • Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг)

1. Характеристика Чечевицына

  • Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

  • Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.

  • Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

  • Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

  • Как он себя называет? (Монтигомо Ястребиный Коготь.)

  • А ещё его в рассказе кто - нибудь так называет? (Нет, так как в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицана.)

  • С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, так как для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтигомо Ястребиный Коготь.)

  • Каким показался Чечевицын Кате и Соне?

  • Почему он казался Кате и Соне героем? ( Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё рычал как тигр.)

VIII. Физминутка.

2. Характеристика Володи Королёва.

  • А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа, это Володя Королёв.

  • Как вёл себя Володя накануне побега?

  • Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

  • Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: «Почему Володя Королёв всё же решился бежать в Америку?» (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

  • Какими чертами характера обладал Володя?

  • А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собрались бежать в Америку.)

  • Зачитайте план побега.

3. Работа с картой.

Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см=470км. До Америки 30см, а от Америки до Калифорнии ещё 11см. Сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19270км)

  • Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

4. Характеристика поступка.

  • Что они приготовили для побега? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.)

  • Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?

  • Могли ли сбыться их мечты?

  • Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)

  • Как вы считаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?

  • Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? (Безответственным.)

  • Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

  • Раскаялся ли Чечевицын в содеянном? О ком он думал? (Нет,он думал только о себе,эгоист.)


IX. Самостоятельная работа.

  • Составьте последовательность событий по тексту. (Карточка)

1. Первый приезд Володи.

2. Поиск мальчиков.

3. Диалог Чечевицына с Володей.

4. Девочки подслушивают разговор.

5. Володю нашли.

6. Действие в детской.

7. Отъезд Чечевицына.

8. Чаепитие в честь приезда.

9. Прощание с родными.

10. Диалог Чечевицына с Катей.

Проверка.

X. Итог урока.

- Как вы относитесь к мальчикам?

- Герои решились на побег, потому что:

  • Были смелыми и решительными;

  • Были глупыми и самонадеянными;

  • Мало знали и плохо представляли трудности пути;

  • Не любили своих близких;

  • Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;

  • Любили путешествовать и узнавать новое?

- Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

- Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?

(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.

Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.)

XI. Домашнее задание.

Пересказ рассказа по плану.

Комментирование оценок за урок.


© 2010-2022