Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проектно- исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольниковРазвитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности

  • Кошкарова Инна Николаевна, воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками

Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, падает успеваемость детей в школе, снизилась положительная мотивация к занятиям.

Известно, что дошкольный возраст - это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн - «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы "Удивительное рядом", построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Вся работа строится на следующих принципах:

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

  • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

  • повысить уровень коммуникабельности.

Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:

I этап: включает в себя деятельность педагога - формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей - вхождение в проблему.

На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).

На III этапе: представляется результат выполнения проекта - в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем - переходит к сотрудничеству, поэтому система работы "Удивительное рядом", позволяет применять метод проектов уже с младшего дошкольного возраста.

Так во второй младшей группе были разработаны исследовательско-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и ролево-игровая деятельности. Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта « Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; с помощью проекта «Котя-котенька» дети познакомились с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.

Особый интерес детей вызвал исследовательско-игровой проект "Волшебная капелька!", где на первом этапе был создан центр воды и песка, изготовлена «Капелька» - игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.

На втором этапе - детям давались знания о свойствах воды и ее состояниях в природе, проводились опыты, во время которых дети с помощью воспитателя учились делать выводы, воспитывалось бережное отношение к воде, особой популярностью у детей пользовались игры с водой «Веселые капельки», экспериментальная деятельность «Разноцветные капельки», во время которой проводился опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками, «Будем учиться заваривать чай», где дети знакомились со свойствами горячей воды и правилами безопасности при обращении с ней.

На третьем, заключительном этапе знания детей были обобщены при помощи интегративной деятельности по теме «Капелька в гостях у деток».

В средней группе реализовывались творческо-исследовательские проекты. Такие как:

- «В гостях у сказки», где дети учились находить основное отличие сказок, понимать эмоциональное состояние героев через мимику, жесты, движения; у них формировались навыки совместного участия в театрализованных действиях, навыки содружества педагогов и детей; повышалась детская самооценка, воспитывалось доброжелательное отношение к персонажам;

- «Праздник непослушания», с помощью которого дети знакомились с правилами этикета, исследовались основы безопасности жизнедеятельности, формировалось умение делать простейшие выводы в процессе специально смоделированной проблемной ситуации, коммуникативные навыки. Результатом проекта стало проведение детского праздника совместно с родителями.

Особенно запомнился детям исследовательский творческо-игровой проект «Михайло Потапыч и другие», в ходе которого дети познакомились со сказочным образом медведя в различных произведениях искусства. Были созданы условия для игровой и творческо-исследовательской деятельности детей. На первом этапе был выпущен информационный лист для родителей о начале работы проекта. Затем совместно с детьми и родителями был организован в группе мини-музей "Медвежий угол», где была собрана различная информация о видовом разнообразии медведей, осуществлен подбор художественной литературы, энциклопедических данных о медведях, аудио и видеоматериалов, создана картотека речевых, дидактических и подвижных игр.

На втором этапе приоритетной деятельностью была игровая. Дети с удовольствием играли в игры: "Как медведь рычит?" (для развития моторики речедвигательного аппарата), подвижную игру "Медведь и пчелы", где дети учились действовать, согласно правилам игры, музыкально - ритмическую "Кто уснул под кустом?", познавательную "Мишка, мишенька, медведь», с помощью которой формировались умения детей анализировать поступки сказочных героев (медведей), делать выводы, заключения. Также дети собирали пазлы "Сказочные медведи", просматривали мультфильмы, видеофильмы, слушали и разучивали песни, стихи о медведях. С детьми проводилась игровая утренняя гимнастика «У медведя во бору»?

На заключительном этапе проекта была организованна игра-драматизация "Теремок" для показа малышам, выставка творческих работ, совместно с родителями и детьми была создана рукописная книга "Каким бывает медведь?".

Используя принцип от простого к сложному, в старшей группе были разработаны исследовательско-информационные и практико-ориентированные проекты, цель которых - собрать и исследовать информацию о каком-либо объекте, явлении, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты, ознакомить с ними участников и реализовать в практической деятельности. Проекты этого типа требуют четкой структуры, обозначенных целей, продуманных методов сбора информации. Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей ее фиксировать. Способствуют приобретению таких навыков следующие упражнения: "Напиши другу письмо", "Прочти, что тебе написал друг", "Угадай, что это", "Запишем сказку", "Говорящие рисунки" и другие .

Учитывая интересы детей и актуальность тематики ,были разработаны следующие проекты:

- информационно-практико-ориентированный проект «Здоровые спинки», где формировались обобщенные понятия о строении своего организма и сохранении его здоровья, основы правильной осанки, воспитание уверенности в себе. В результате проекта дети смогли на практике применять коррекционные игры и упражнения в течение дня - на прогулках, утренних гимнастиках, во время двигательной деятельности;

- исследовательско-информационный проект «Веселая семейка», задачей которого было собрать и исследовать информацию о понятиях: "род", "родители", "родословная", "семья", "родные", "близкие", о семейных традициях, семейных реликвиях:

- индивидуальный информационно-исследовательский проект о художниках, инициатором которого выступил ребенок. Интерес к этой теме возник у него после экскурсиина художественную выставку в детской художественной школе им. Г. В. Перова. Там были выставлены картины не только нарисованные красками, но и выполненные разнообразными материалами: соломкой, из камня .из меха и ткани . Ребенок заинтересовался: «Кого же можно называть художником? Когда появились первые рисунки? Где учатся на художника?». С помощью педагога была выдвинута гипотеза, поставлена цель, определены задачи проекта.

Сначала совместно с педагогом им была собрана информация о художниках в энциклопедиях, в детской познавательной литературе о появлении первых рисунков в истории человечества, стилевом разнообразии художников. Проанализировав информацию, ребёнок пришел к выводу - для того, чтобы стать настоящим художником нужно не только уметь рисовать, но еще необходимо учиться. Для того, чтобы узнать, где учатся на художников, ребёнок совместно с родителями посетил художественно-графический факультет ТГСПА им. Д.И. Менделеев, творческий центр М. Тимергазеева «Город Мастеров», где понаблюдал за процессом создания этюдов и очередного шедевра косторезного искусства, художественно-графический музей.

Обобщив собранную информацию, ребенок с помощью педагога составил рассказ-презентацию об увиденном и изученном, который представил для всех детей группы. Прослушав информацию, дети пришли к выводу, что изобразительное искусство с течением времени приобретало всё новые направления, сейчас появилось очень много художников, которые работают в разных стилях и изображения создаются с помощью разных форм и техник.

В результате этого проекта у детей появилось желание создать художественные работы, которые приняли участие в выставке детского изобразительного творчества «Рождественская - 2011» и были отмечены дипломами.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект - это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей за три года на 11 %.

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

(6 месяцев)

ВН

Н

НН

24%

60%

16%

33%

57%

10%

45%

50%

5%

У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.



© 2010-2022