Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись «Звуки леса»,

Ход урока

I. Организационный момент (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (Осень)

Учитель: О чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке? (об осени)

Выходят три ученика , читают стихи-загадки.

1-й ученик:

Опустел наш школьный сад,
Паутинки в даль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришёл?

Дети: Сентябрь.

2-й ученик:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?

Дети: Октябрь.

3-й ученик:

Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?

Дети: Ноябрь.

III. Обобщение и закрепление материала.

Учитель: Пролетело лето. Ещё задолго до наступления настоящей осени мы чувствуем её приближение. Как же мы понимаем, что наступает осень?

Дети:

  • День становится короче

  • Солнце не успевает согревать землю

  • Листья изменили цвет, листья опадают

  • Птицы улетают на юг

  • Звери готовятся к зиме

  • Появляется первый ледок на лужах

(Слайд 2) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес, где сможем увидеть признаки этого времени года.

Прежде, чем отправиться в путь, нам нужно одеться. Давайте выберем одежду, соответствующую погоде.

Игра «Одёжки»

Выбрать из предложенных картинок одежды ту, в которой можно пойти на прогулку в лес.

(Слайд 3 ) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Учитель: Итак, отправляемся в путь.

Посмотрите, как красиво стало в лесу.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

(Слайды 4 - 5) Конспект открытого урока по окружающему миру на темуКонспект открытого урока по окружающему миру на тему

Учитель: Что происходит с деревьями осенью? (Листопад )(Слайд)

- Почему деревья сбрасывают листву? (Готовятся к зиме)

Сообщение детей

Почему на деревьях опадают листья

У всех листьев есть черешки, с помощью которых листья прикрепляются к веткам. Каждую весну на деревьях распускаются новые зеленые листья. Листья помогают дереву дышать и получать питательные вещества. А также они накапливают вредные вещества, которые есть в воздухе.

Осенью становится прохладнее, ночи становятся длиннее, а дни короче. Растения очень чутко реагируют на изменение температуры и длины светового дня. Такие изменения подсказывают деревьям о том, что скоро придет зима. Зимой часто выпадает снег, если на каждом листочке задержится немного снега, то дерево не сможет выдержать такой вес и сломается. Каждую осень листья на деревьях меняют свой цвет, и становятся желтыми, алыми, бурыми или коричневыми, а потом деревья сбрасывают листву. Вместе с листьями дерево избавляется от вредных веществ, накопленных за лето.

Сбрасывание листьев - это первый этап подготовки дерева к холодной и снежной зиме. Каждый год этот цикл неизменно повторяется.

( Слайд 6) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Физкультминутка

Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки, (движение руками сверху вниз.)
И бегут по листьям
Маленькие ножки. (Лёгкий бег на месте.)
Мы с тобой гулять пойдём (Шаг на месте.)
И листочки соберём. (Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)

Учитель: Осенние леса молчаливы. Уже не слышно многоголосого птичьего хора, громких песен, которые так оживляют весной любой уголок природы. Но осенняя тишина в лесу обманчива. Птицы еще не улетели, они только не так заметны, как весной. Их стало даже больше. Ведь почти каждая пара старых вывела несколько молодых. В поисках корма птицы кочуют по лесам, опушкам и полям и только перелётные птицы летят в определенном направлении. Стоит послушать голоса перелетных птиц в осенний день, когда они доносятся с вышины, словно из высоко плывущих облачков. Кто их понимает, тому долго не надоест слушать их. Тут мы узнаем и хорошо знакомые голоса наших летних птиц, и позывы птиц, живущих летом в более северных местностях и лишь по пути на юг перелетающих над нашими краями. В это время мы можем услышать мимолетный привет и жителей тундры и обитателей лесов далекого севера.

Давайте и мы послушаем и насладимся этим пением.

(Слайд 7) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Слушание звуков природы.

Ребята, посмотрите, что это?

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. ( Гриб)

(Слайд 8) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Учитель: Вы знаете, как правильно собирать грибы ? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы?

Дети. Съедобные и несъедобные.

Учитель: Представьте себе: вы нашли гриб, но не знаете, что это за гриб. Как вы поступите ? (Ответы). Правильно лучше такой гриб не трогать. Он может пригодится кому-нибудь из зверей. Давайте поиграем в игру «Собери грибы в лукошко».

Слушайте внимательно правило. Нужно собрать не менее трех грибов. Их на полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках.

Игра «Собери грибы в лукошко».

(Слайд 9) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Учитель: Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают. Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.

Звери тоже готовятся к зиме. Все они делают это по-разному.

(Слайд 10 ) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

- Давайте послушаем сообщения ребят о подготовке зверей к зимнему времени.

(Подготовленные учащиеся рассказывают свои сообщения)

Новое обмундирование. Заяц-беляк меняет свою окраску весной и осенью. Когда дни делаются короче, воздух холоднее и появляется снег, его мех становится белым. На покрытой снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его. Волоски меха полые и бесцветные, поэтому, рассеивая свет, кажутся белыми. Благодаря такому строению волосков шерстный покров густой, легкий и служит теплоизолятором. Когда наступает март, заяц-беляк снова линяет и постепенно становится серовато-бурым, приспосабливаясь к весеннему пейзажу. (Слайд 11) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

Для чего животные впадают в зимнюю спячку?

Некоторые животные зимой впадают в спячку, например, ежи и медведи.

Хорошо приспособленное животное может находиться в зимней спячке несколько месяцев.

Когда животное находится в зимней спячке, оно полностью неподвижно и кажется почти мертвым. Сердце бьется медленно, дыхание и пищеварение замедляются. Благодаря этому температура тела животного падает примерно до 10 градусов по Цельсию.

В таком состоянии животное может постепенно использовать свои запасы жира, накопленные летом.

Они делают это, чтобы скомпенсировать временное отсутствие еды. Для ежа зимой нет насекомых, а медведь не может найти никаких фруктов или небольших млекопитающих для пропитания.

Особое значение имеет место, где животное впадает в зимнюю спячку. Еж засыпает в норе, которую он выкапывает под корнями деревьев. Медведи предпочитают устраивать берлоги, защищенные от холода и ветра. Если медведя разбудить во время спячки, он может погибнуть от недостатка еды. Следует также помнить, что возвращение к состоянию спячки требует от медведя новой энергии, которой у него может и не быть. (Слайды 12 - 13) Конспект открытого урока по окружающему миру на темуКонспект открытого урока по окружающему миру на тему


Почему еж носит яблоки?

Колючего ежика знают и дети и взрослые. Этот маленький зверек вызывает умиление. Из сказок и мультфильмов мы знаем этого героя постоянно что-то носящим на своих иголочках - грибы, яблоки, орешки и прочее-прочее. Зачем же он это делает? Ответ кажется очевидным - запасается едой, таская ее в норку. Но оказывается не все так просто!

Как ни странно, но у ежа тоже есть враги. От некоторых он может спастись, замерев и свернувшись в клубок. Но есть и такие, от которых колючки не спасают. Это клещи и блохи, которые живут в самих колючках.

Временами они так достают бедного ежика, что он устраивает себе дезинфекцию. Находит, например, опавшие дикие кислые яблоки и катается в них. Яблочный сок содержит кислоту, которой боятся клещи и блохи.

Наверное, отсюда и родилась легенда о запасливом ежике. Так как на самом деле ежи не едят яблок - они насекомоядные или маленькие хищники, и питаются жуками, червями, улитками, иногда птичьими яйцами, лягушками, ящерицами, мышатами.

Правда, если содержать ежа в неволе, он может есть яблоки, вареный картофель, груши, семечки.

(Слайд 14) Конспект открытого урока по окружающему миру на тему

IV. Закрепление.

- Ребята, мы с вами побывали в осеннем лесу. Нам пора возвращаться. А давайте еще раз вспомним, какие приметы осени мы знаем. (Ответы детей)

- Почему с деревьев опадают листья? (Ответы детей)

- Почему осенние леса стали молчаливы? (ответы детей)

- Как звери готовятся к зимовке* (Ответы детей)

V. Итог урока. (Слайд 15)

Групповая работа «Осень»

На ватмане изображен силуэт дерева. Дети приклеивают осенние листья, которые они принесли на урок.

- Ребята, приклеивая листочек, расскажите о своих впечатлениях от урока.


© 2010-2022