- Преподавателю
- Начальные классы
- Путешествие по произведениям С. Я. Маршака
Путешествие по произведениям С. Я. Маршака
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Паршина А.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока. I. Психологический настрой. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь нашей встрече. Собрав всю свою силу и энергию, сожмите руки в кулак и повторите слова доктора Знайки: «Я смогу, я все смогу! У меня все получится. Я все преодолею». Откройте глаза, расслабьтесь, опустите руки вниз. Повернитесь друг к другу и скажите эти слова: «Ты все сможешь. У тебя все получится!». II. Итак, начинаем наш урок. - Вот дом, который построил Маршак. Сегодня мы отправились в путешествие по этому дому. Вам это будет нетрудно - ведь здесь собралось столько ваших знакомых. Самуил Яковлевич Маршак… Вам-то он, конечно давно известен: когда вы еще и букв не знали, папа с мамой (или дедушка с бабушкой)познакомили вас с ним. Дому, который построил Маршак, уже много-много лет. Но по-прежнему веселы и молоды его обитатели, и каждый, кто приходил сюда, по-прежнему открывает для себя новые строки, новых друзей, новые страны. - Вот и мы на нашем уроке попробуем узнать тайну стихов и решить проблему: легко ли писать стихи? А нужно ли писать стихи? Кто же такой С.Я.Маршак? (Дети сами рассказывают о поэте.) Маршак родился в 1887г. Прожил на земле 76 лет. Больше пятидесяти из них отдал литературе. Про себя говорил, что иногда чувствует себя четырехлетним. Жить он будет вечно. Неутомимый труженик, добрый и честный человек, энтузиаст своего дела, Маршак не терпел пустого времени. Маршак - автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок, считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывая веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы. 1-ое задание. Теперь давайте узнаем, кто живет в доме, который построил С.Я.Маршак? У каждой группы по 2 иллюстрации и произведения Маршака. Ваша задача - подобрать название к иллюстрации (на каждою группу 2 иллюстрации и 10 заголовков). Плакаты вешаю на доску (вручение жетонов). 2-ое задание. По отрывкам из стихов узнайте название стихотворения. (Каждой группе один отрывок, дети сами читают вопросы и отвечают.) Читают ученики первой группы: Дали туфельку слону, Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре! («Детки в клетке».)
Вторая группа. Деток в клетках маршаковского «Зоопарка» много. Один из них - «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Конечно, «Жираф».)
Третья группа. Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?
Побежала мышка-мать
Тетю-лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя-лошадь,
Нашу детку покачать.
- Правильно, «Нянька мышонка» - это маленький герой «Сказки о глупом мышонке».
Четвертая группа. А для кого готовиться такая постелька:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку,
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки,
Одеяльце на пуху
И платочек наверху. - Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого». Так назвал это стихотворение Маршак. 3-е задание. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы учили стихи С.Я.Маршака. Узнайте в группе, какие стихи выучили ваши одноклассники. Договоритесь, кто будет выступать от группы на конкурсе чтецов. (Чтение стихов детьми.) Вручение медалей и жетонов группам. Работа над стихами. - Вы хорошо знаете стихи С.Я.Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи, как песня. А обратили ли вы внимание, что стихи записывают особым образом. Возьмите каждый стих и посмотрите, как их записывают? О чем особенности записи стихов? (Они написаны «столбиком» и каждое предложение в новой строке начинается с большой буквы.) - Прочитаем стихотворение Маршака "Маленькие феи". Скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак: Три очень милых феечки Успели так замаслиться, Сидели на скамеечки. Что мыли этих феечек И, съев по букве с маслицем, Из трех садовых леечек. - Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки? - Обратили ли вы внимание, что слова в конце строк звучат одинаково? Какие слова? А знаете ли вы, как такие слова называются? Рифма - такая организация стиха, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково, созвучно. - Прочитаем другое стихотворение - «Разговор». Его, как и «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка. Тетя Трот и кошка Трот спросила: - Кис-кис-кис, Сели у окошка, Ты ловить умеешь крыс? Сели рядом вечерком - Мурр, - сказала кошка, Поболтать немножко. Помолчав немножко. - Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова. - Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуйте сами придумать рифмы к словам. Детки - в клетке; перчатки - хотя тки; вакса - клякса; близко - киска. И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «капля» («шмакля», «рвакля»)? А ведь таких слов вообще не существует. 4-ое задание. Ну, а теперь задание такое. В группе дописать словечко - рифму.
В нашем доме на окошке Мышка спряталась под горку
Сидят серенькие ... И грызет тихонько...
Мишка плачет и ревет Михаил играл в футбол
Просит пчел, чтобы дали... И забил в ворота
И за это задание каждая группа получает жетон. 5-ое задание. Послушаем загадки. Их придумал С.Я.Маршак. Прочитай, отгадай. Найди рифму. Группа загадывает загадку для другой группы. Что такое перед нами: Всегда шагаем мы вдвоем, Две оглобли за ушами, Похожие, как братья. На глазах по колесу Мы за обедом - под столом, И сиделка на носу? (Очки.) А ночью - под кроватью. (Сапоги.)
Шумит он в поле и в саду, Бьют его рукой и палкой, А в дом не попадает. Никому его не жалко. И никуда я не иду, А за что беднягу бьют? Покуда он идет. (Дождь.) А за то, что он надут! (Мяч.) Главное задание. В течение всего урока вы собирали жетоны. На этих жетонах напишите название тех произведений С.Я.Маршака, которые вы читали при подготовке к сегодняшнему уроку, но мы их не вспоминали. А теперь каждая группа сложит дом своего Маршака, того Маршака, которого читали вы. Зачитайте, какие произведения читали? - Молодцы, большие дома у вас получились. Очень много вы узнали и прочитали к этому уроку. Возврат к проблеме. Теперь скажите, как написаны произведения С.Я.Маршака? (Стихами.) Легко ли написать стихи? Для чего нужны стихи? Чему они нас учат? Домашнее задание. Попробуйте себя в роли поэтов. Напишите стихи, загадки, считалки, сказки в стихах? А интересные работы войдут в нашу интересную книгу. - Сегодня вы очень хорошо работали и получаете приз от умной совы - грецкие орехи, которые улучшают умственную деятельность.