- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капитула О.В. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинуглевская средняя общеобразовательная школа»
Программа
обсуждена на заседании Утверждаю:
педагогического совета директор МБОУ
протокол №___________ «Ленинуглевская СОШ»
от 30.08. 2014 г. ______Н.А.Иванилова
Приказ №___от_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литературное чтение»
на 2014-2015 учебный год
для 2 класса на 170 часов (5 часов в неделю)
к учебнику Н.А. Чураковой
составлена на основе концепции
« Перспективная начальная школа » и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Составитель:
учитель
начальных классов
О.В.Капитула
п. Восходящий
2014 год
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………с. 3
- Общая характеристика учебного предмета ………………………с. 4
- Место учебного предмета в учебном плане ……………………... с. 7
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета………...с. 7
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ………………………………………………… с.8
- Содержание учебного предмета ………………………………….. с.8
- Тематическое планирование ………………………………………с. 11
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ………………………………………………………………………. с. 40
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября2009г)
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
-
развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
-
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
-
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
-
духовно-нравственная - от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
-
духовно-эстетическая - от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
-
литературоведческая - от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
-
библиографическая - от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 летобучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка - способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
-
Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
-
Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
-
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
-
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимаетсякак правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
-
Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
-
Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
-
Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
-
На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 - начала 21 века.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 574 часа (1класс -132часа , 4 часа в неделю, 33 учебные недели);во 2 классе 170 часов ( 5 часов в неделю, 34 учебные недели); в 3 классе 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 учебные недели); в 4 классе 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 учебные недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно - историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
Содержание учебного предмета
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.
Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.
Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.
Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Круг чтения
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Барсук - любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»*;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…; М. Лермонтов «Осень», «Утёс»; А.С. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»; Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»; И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*; А. Ахундова «Окно»; Т. Белозёров «Хомяк», «Самое доброе слово»*; В. Берестов «Картинки в лужах»; М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котёнок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*; А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа…», «Мой бедный Шарик…»; А. Екимцев «Осень»; Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»; Б. Заходер «Собачкины огорчения»; С. Козлов «Жёлудь»; Ю. Коринец «Тишина»; А. Кушнер «Что я узнал!»; Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»; В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»; Н. Матвеева «Было тихо…»*; С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»; Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»; Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*; И. Пивоварова «Картина», « Жила-была собака», «Мост и сом»; Г. Сапгир «У прохожих на виду…»; Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»; М. Тахистова «Редкий тип»; А. Усачёв «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»; Д. Хармс «Врун»*; Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»; С Чёрный «Что кому нравится»*; К. Чуковский «Федотка»; Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»; М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»; Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*; Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трёхстишия (хокку); О. Дриз «Игра», «Стёклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Телёнок», «Доктор», «Обида», «Сто весёлых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик», «Повезло!»; Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»; П. Коран «По дорожке босиком»; Во Куанг «Заходите»; Т. Кубяк О гноме-рыбаке»*; Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*; В. Вересаев «Братишка»; С. Воронин «Лесик-разноголосик»*; В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное перо»*; Ю. Коваль «Три сойки»; С. Козлов «Ёжик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Тёплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*; О. Кургузов «Сухопутный или морской?»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Окуджава «Прелестные приключения»; С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»; А. Усачёв «Обои», «Тигр в клеточку»*; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»; Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»; Д. Биссет «Хочешь, хочешь…», «Ух!»; А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*; Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
(форма и вид
деятельности
обучающихся,
форма
занятий)
Виды деятельности обучающихся
Требования
к уровню подготовки обучающихся
(результат)
Элементы
дополнительного (необязательного)
содержания
Вид
контроля
Домашнее задание
1
Знакомство с библиотекой Ученого Кота
1
Комбинированный
Знакомство с народными
и авторскими
сказками
Знать названия и авторов литературных произведений.
Уметь работать с дополнительной литературой
Логика сказочного жанра
Чтение вслух,
беседа
Составить список народных и ав-
торских сказок
2-3
Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан
и Людмила»
2
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения
Знать имена русских классиков; произведения А. С. Пушкина; понятие «иллюстрация».
Уметь ориентироваться по содержанию учебника.
Иметь представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме)
Логика стихотворного сказочного жанра. Поэма
Чтение вслух,
беседа
С. 8, наизусть
4
Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
Комбинированный
Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки:
наличие двух миров (земного
Уметь:
- находить концовку в произведении;
- объяснять авторские обороты;
- читать текст художественного произведения про себя
Древнее народное происхождение сюжета сказки
А. С. Пушкина
Чтение
наизусть, беседа
С. 12-15,
выразительное чтение
и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника)
5
Специфика сказочного жанра
в поэтической сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
Комбинированный
Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Уметь различать жанры художественных произведений.
Иметь представление о приеме художественной выразительности - олицетворении
Олицетворение
Чтение вслух,
беседа
С. 16-18, выразительное чтение
6
Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
Комбинированный
Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки
Знать сходство в построении сказки А. С. Пушкина и народной сказки-цепочки.
Уметь:
- выделять в сказке два мира: земной и волшебный;
- осознанно читать текст художественного произведения
Характеристика героев сказки. Построение «Сказки о рыбаке и рыбке»
Чтение вслух,
беседа
С. 19-20,
читать
7-8
Русские народные сказки о животных «Петушок - золотой гребешок»
2
Комбинированный
Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных
Знать народные сказки о животных. Уметь:
- анализировать построение русской народной сказки;
- соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой;
- читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные
Чтение вслух,
беседа
С. 23-27,
читать
9-10
Сказки «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»
2
Комбинированный
Сравнительный анализ русских народных сказок «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса»
Знать, какую роль выполняют животные в русских народных сказках.
Уметь:
- воспринимать на слух художественные произведения;
- приводить примеры русских народных сказок о животных
Животные-тотемы
Тест
(5 мин)
Хрестоматия
11-12
Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик»
2
Комбинированный
Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских
Уметь:
- различать сказки народные и авторские;
- давать характеристику главным героям по названию произведения
Характеристика героев сказки
Чтение вслух,
беседа
С. 31-35,
читать
13-14
Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»
2
Комбинированный
Главный герой произведения
Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник - часто самый главный герой.
Уметь:
- подтверждать свое мнение строчками из текста;
- делить текст на части
Чтение вслух,
беседа
С. 37-40,
читать
15-16
Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»
2
Комбинированный
Признаки волшебной сказки
Уметь:
- находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы;
- устно выражать свое отношение к содержанию сказки
Логика сказочного жанра
Выразительное чтение
С. 41-44,
читать
17
Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»
1
Комбинированный
Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них
Знать, что в сказках о животных животные - герои, а в волшебных сказках животные - помощники героев. Уметь различать сказку о животных и волшебную сказку с героями-животными.
Иметь представление о том, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних - благородный
Черты сказки древнего происхождения
Проверка техники чтения
С. 45-48,
читать
18-19
Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»
2
Комбинированный
Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок
Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке
Чтение вслух, беседа
20
Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»
1
Комбинированный
Роль волшебных предметов в волшебной сказке
Уметь:
- выделять особенности волшебной сказки;
- сравнивать героев русской и китайской сказок, их поступки и отношение к своим хозяевам в каждой сказке
Характеристика героев сказки, мотивы их поведения
Чтение вслух,
беседа
С. 55-58,
читать
21
Современные поэтические тексты. И. Пивоваров «Жила-была собака», «Мост
и сом»
1
Комбинированный
Связь поэтических текстов с народным творчеством
Знать понятие «поэт».
Уметь:
- определять жанр литературного произведения;
- подтверждать свое мнение строчками из текста
Небылица. Прибаутка. Докучная сказка
Чтение вслух,
беседа
С. 60-62,
читать
22
Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход
в «Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка»
1
Комбинированный
Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- определять жанр литературного произведения;
- анализировать иллюстрации к русской народной сказке «Репка».
Иметь представление о разных взглядах художников на сказку «Репка» (сказка-цепочка, докучная сказка, сказка-небылица)
Закличка.
Скороговорка. Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение наизусть,
беседа
С. 63,
наизусть
23-24
Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»
2
Обобщение
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
25-26
В гостях у Незнайки
2
Комбинированный
Оценочные высказывания о прочитанном произведении
Знать понятие «фантазия».
Уметь проводить грань между выдумкой и ложью
Чтение вслух,
беседа
С. 65, читать, мини-сочи-нение о фантазии
27-28
Н. Носов «Фантазеры»
2
Комбинированный
Герой произведения
Уметь:
- пересказывать текст;
- различать жанры (сказки, рассказы);
- приводить примеры литературных произведений различных авторов на одну тему
Секрет творчества - развитое воображение и фантазия автора
Чтение вслух,
беседа
С. 66-69, пересказ
29
Говорить неправду и фантазировать - это не одно и то же.
Н. Носов «Фантазеры»
1
Комбинированный
Восприятие и понимание эмоционально-нрав-ственных переживаний героя
Знать произведения Н. Носова.
Уметь:
- анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»;
- различать героя-обманщика и героя-выдумщика
Чтение
по ролям, беседа
С. 70-74,
читать по ролям
30
Рассказ Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
Знать, что смысл произведения выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев.
Уметь передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса.
Иметь представление о детских играх в небылицы, о «фантастическом» языке
Характеристика героев сказки, мотивы их поведения
Чтение вслух,
беседа
С. 75-77, читать
31
Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык
и уши»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения
для детей
Уметь:
- анализировать поступки главного героя;
- подтверждать свое мнение строчками из текста;
- читать стихотворения наизусть
Чтение вслух,
беседа
С. 78-79, наизусть
32
Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали»
1
Комбинированный
Уметь:
- определять главную тему произведения;
- проводить грань между выдумкой и обманом
Чтение
наизусть,
беседа
С. 79-80, наизусть
33
Б. Окуджава «Прелестные приключения»
1
Комбинированный
Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;
- проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки;
- соотносить иллюстрации с прочитанным текстом
Слова-омографы
Чтение вслух,
беседа
С. 81-83, читать
34
Б. Окуджава «Прелестные приключения»
1
Комбинированный
Уметь:
- рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
Чтение вслух,
беседа
С. 84-86, читать
35-36
Б. Окуджава «Прелестные приключения»
2
Комбинированный
Сходство и различие авторской и народной сказки
Уметь:
- проводить грань между выдумкой и обманом;
- подтверждать свое мнение строчками из текста
Тест
(5 мин)
С. 87-89, читать
37
Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Герой произведения
Знать понятия «фантазер» и «выдумщик».
Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
Чтение вслух,
беседа
С. 90-92, читать
38-39
Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»
2
Обобщение
Чтение вслух до-ступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
40
Секреты чайного домика
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений
Уметь представлять картины природы.
Иметь представление о «секрете любования»
Малая поэтическая форма. Хокку (хайку)
Чтение вслух,
беседа
С. 93-97, читать, выполнить рисунок
41
С. Козлов «Ежик в тумане»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- подтверждать свое мнение строчками из текста;
- читать осознанно текст литературного произведения;
- определять тему и главную мысль
Чтение вслух,
беседа
С. 97-98, читать
42
С. Козлов «Ежик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
Т. Мавриной «Полумесяц»
1
Комбинированный
Иллюстрация
в книге и ее роль в понимании
произведения
Уметь:
- соотносить иллюстрацию с художественным произведением;
- определять идею иллюстрации
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 97-98, пересказ
43
Японская сказка «Барсук - любитель стихов»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений
Уметь:
- определять мотивы поведения героев;
- высказывать свое отношение к главному герою сказки
Пересказ, беседа
С. 99-102, читать
44
Японская сказка «Барсук - любитель стихов»
1
Комбинированный
Уметь:
- передавать своё чувство окружающим;
- пересказывать сказку;
- делить текст на части
Чтение вслух,
беседа
С. 99-102,
пересказ
45-46
Японская сказка «Луна на ветке»
2
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Сравнение героев японских сказок «Барсук - любитель стихов» и «Луна на ветке»
Уметь:
- сравнивать характеры героев различных произведений;
- работать с иллюстрацией в книге и определять ее роль в раскрытии содержания произведения
Пересказ, беседа
С. 103-107, читать
47-48
Поэт - тот, кто создает и ценит красоту
2
Комбинированный
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения
Знать, что тех, кто умеет создавать и ценить красоту, называют поэтами. Уметь:
- сравнивать героев из сказок «Барсук - любитель стихов» и «Луна на ветке»;
- проводить грань между выдумкой и обманом
Сочинение
С. 108-111,
мини-сочинение
49
Поход в «Музейный дом». Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений
Уметь:
- работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы;
- находить фигурки животных в работе художника
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Сочинение-описание
Описание картины
50
С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании
произведения. Пересказ текста, деление текста
на части
Уметь:
- видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);
- находить их в произведении
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 111-114, пересказ
51
Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
Иметь представление о том, как записывается японское хокку.
Уметь:
- видеть прекрасное в простом;
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного
Хокку - часть живописного произведения
Пересказ, беседа
С. 115-117, читать
52
Японское хокку Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
А. Венецианова «Жнецы»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- анализировать и выделять общее в произведениях различных поэтов, которые жили в разные времена
и в разных странах;
- анализировать иллюстрации.
Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 117-118, читать
53
Японское хокку Тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- анализировать состояние души автора текста;
- подтверждать свое мнение строчками из текста;
- работать с иллюстрацией
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 119-121, читать
54-55
В. Драгунский «Что я люблю»
2
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Знать произведения В. Драгунского. Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей
Чтение вслух,
беседа
С. 123-125, читать
56
Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- сравнивать героев В. Драгунского и С. Матохина;
- читать стихотворения наизусть
Тест
(5 мин)
С. 126
наизусть
57-58
В. Драгунский «Что любит Мишка»
2
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста;
- ориентироваться в тексте;
- просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос
Чтение вслух,
беседа
С. 127-131, читать
59
М. Махотин «Груша»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь:
- определять мотивы поведения героев произведения;
- высказывать свое мнение
Чтение вслух,
беседа
С. 132-133, наизусть
60
М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- выполнять анализ постепенной смены настроения героя стихотворения «Уехал младший брат»;
- ориентироваться в тексте;
- читать стихотворения наизусть
Чтение
наизусть
С. 134-137,
наизусть
61-62
Сказка Дж. Родари «Приезжает
дядюшка белый медведь»
2
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;
- определять тему и выделять главную мысль произведения
Чтение
наизусть
С. 138-141, читать
63
Богатство настоящее и ненастоящее
1
Комбинированный
Создание условий для сравнения характеров героев
Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки
Письмо в клуб «Ключ и заря»
Чтение вслух,
беседа
С. 142-144, читать
64
Работа по хрестоматии «О настоящем и ненастоящем богатстве»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- выразительно и осознанно читать литературные произведения;
- определять содержание книги по ее элементам; самостоятельно читать книги
Чтение вслух,
беседа
65-66
Обобщение по теме «В гостях у Барсука»
2
Обобщение
Чтение вслух до-ступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
67
И. Тургенев «Воробей». М. Карем «Ослик»
1
Комбинированный
Связь названия
с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения
Уметь:
- анализировать название произведения;
- различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов
Чтение вслух,
беседа
С. 145-148, читать, пересказ
68
М. Бродицкая «Котенок».
Э. Мошковская «Кому хорошо»
1
Комбинированный
Позиции автора
и героев стихотворения
Уметь:
- анализировать позиции автора и героев стихотворения;
- понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения;
- искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание»;
- ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место
Чтение вслух,
беседа
С. 149-152, читать
69-70
В. Драгунский «Друг детства»
2
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- устанавливать связь между названием и содержанием произведения;
- определять, от какого лица идет повествование
Олицетворение
Чтение вслух,
беседа
С. 153-155, читать
71
В. Лунин «Кукла». Р. Сеф «Я сделал крылья
и летал»
1
Комбинированный
Тема и главная мысль произведения
Уметь:
- подтверждать свое мнение строчками из текста;
- узнавать прием олицетворения;
- проводить грань между выдумкой и обманом
Чтение вслух,
беседа
С. 156-159, наизусть
72
Л. Толстой «Прыжок»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры произведений
Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль».
Уметь:
- выполнять структурно-содержатель-ное деление текста;
- определять кульминацию;
- ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место;
Быль. Кульминация
Чтение
наизусть
С. 161-164,
читать
73
Л. Толстой «Прыжок»
1
Комбинированный
Чтение вслух,
беседа
С. 161-167,
пересказ
- осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
- примерять высказывание к характеру героя
74
Л. Толстой
«Акула»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения
Уметь:
- выделять главного героя;
- осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
- делить текст на смысловые части
Чтение вслух,
беседа
С. 167-170, читать
75
Л. Толстой
«Акула»
1
Комбинированный
Тест
(5 мин)
76
Э. Мошковская «Если такой закат»
1
Комбинированный
Уметь анализировать характер героя-рассказчика
С. 172, наизусть
77
Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
П. Брейгеля «Охотники на снегу»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- работать с иллюстрациями;
- изучать фрагменты картины с помощью лупы
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение
наизусть
Мини-сочинение
78-79
Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка»
2
Обобщение
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Письмо в клуб «Ключ и заря»
Выразительное чтение, ответы на вопросы
С. 173-175, отвечать на вопросы
80
Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!». Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо
1
Комбинированный
Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;
- работать с иллюстрациями
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 8-9, читать
81
С. Матохин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- читать стихотворения наизусть;
- применять на практике знания о различных жанрах живописи;
- работать с иллюстрациями
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 10,
наизусть
82
И. Пивоварова «Картина».
Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- определять тему литературного произведения;
- работать с иллюстрациями.
Иметь представление о способах видеть мир по-новому
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение
наизусть
С. 11, читать
83
О. Дриз «Игра»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- читать стихотворение по цепочке;
- анализировать состояния главного героя
Чтение вслух,
беседа
С. 12-14, читать, рисунок
84
С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»
1
Комбинированный
Знать понятие «воображение».
Уметь представлять (воображать) картины литературного произведения.
Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения
Чтение вслух,
беседа
С. 15-19, читать
85
О. Дриз «Стеклышки»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь:
- читать выразительно стихотворение по цепочке;
- анализировать состояние героя
Чтение вслух,
беседа
С. 20, наизусть
86
М. Бородицкая «Лесное болотце»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов.
Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения
Чтение
наизусть
С. 21, наизусть
87
В. Берестов «Картинки в лужах»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь:
- анализировать название и содержание стихотворения;
- проводить грань между выдумкой и обманом
Чтение
наизусть
С. 22, наизусть
88
А. Ахундова «Окно»
1
Комбинированный
Уметь читать стихотворение наизусть.
Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения
Чтение
наизусть
С. 23, наизусть
89
А. Усачев «Бинокль»
1
Комбинированный
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;
- делить текст на части
Чтение
наизусть
С. 24-27, читать
90
Т. Белозерова «Хомяк»,
М. Яснов «Хомячок»
1
Комбинированный
Тема, идея произведения
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;
- анализировать характер героя;
- подтверждать свое мнение строчками из текста;
- определять, от какого лица идет повествование
Чтение вслух,
беседа
С. 28-29,
наизусть
91
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения.
Участие в диалоге о прочитанном произведении
Уметь:
- делить текст на смысловые части; пересказывать произведение;
- анализировать причину смены настроения героев
Понятие «точка зрения»
Чтение
наизусть
С. 30-31,
читать, пересказ
92
Е. Чеповецкий
«В тихой речке»
1
Комбинированный
Уметь:
- пользоваться понятием «точка зрения»;
- определять, от какого лица идет повествование
Тест
(5 мин)
С. 32,
читать по ролям
93
А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Знать понятие «точка зрения».
Уметь:
- анализировать настроение героев и называть причину этого настроения;
- определять, какому герою принадлежат данные слова
Чтение вслух,
беседа
С. 33, читать по ролям
94-95
М. Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот»
2
Комбинированный
Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения
Уметь:
- характеризовать героев, определять мотивы их поведения;
- сравнивать поведение кота и поведение воробья.
Иметь представление о том, что может и как работает поэт
Мотивы поведения героев произведения
Чтение вслух,
беседа
С. 34-35, наизусть
96
М. Бородицкая «Булочная песенка»
1
Комбинированный
Связь названия
с темой текста, мысль текста
Уметь определять точку зрения разных героев стихотворения
Чтение
наизусть
С. 36, читать
97
П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачев «Эх!»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь:
- определять и анализировать необычные переживания героев стихотворения;
- сравнивать сюжеты двух стихотворений;
- находить в произведении строчки, которые кажутся особенно смешными
Прием увеличения
Чтение вслух,
беседа
С. 37-38, наизусть
98
Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж»
1
Комбинированный
Знать понятия «тема», «главная мысль» произведения.
Уметь:
- определять тему стихотворения, главную мысль;
- анализировать «точку зрения» героев стихотворения;
- читать стихотворение наизусть
Чтение
наизусть
С. 39-40, читать
99
О. Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- работать с иллюстрациями;
- выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике;
- изучать фрагмент с помощью рамки;
- сравнивать начало и концовку литературного произведения;
- определять «точку зрения» героев
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 41-43, читать
100
О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
М. Добужинского «Кукла»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев произведения;
- работать с иллюстрациями;
- сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации
Звукопись. Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 44-47, читать
101
О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название
Уметь:
- работать с иллюстрациями;
- изучать фрагмент картины с помощью рамки;
- сравнивать переживания художника и поэта
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 48-49, читать
102
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы
Знать роль знака «точка с запятой» в стихотворении.
Уметь:
- делить текст на смысловые части;
- ориентироваться в тексте;
- анализировать переживания автора в каждой части стихотворения
Чтение вслух,
беседа
С. 51, наизусть
103
М. Лермонтов «Осень»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы
Уметь:
- анализировать и выделять общее в стихотворениях А. Пушкина и М. Лермонтова об осени;
- читать стихотворение наизусть
Чтение
наизусть
С. 54,
наизусть
104
О. Дриз «Кто я?»
1
Комбинированный
Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам
Уметь:
- ориентироваться в тексте;
- находить повторяющиеся строчки;
- анализировать характер героя.
Иметь представление о средстве художественной выразительности - контрасте
Определение языковых средств художественной выразительности. Контраст
Чтение
наизусть
С. 56-57, читать
105
А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…»
1
Комбинированный
Уметь:
- определять характер, возраст героев стихотворения;
- читать стихотворения наизусть
Чтение вслух,
беседа
С. 58-59, наизусть
106
М. Карем «Повезло!»
1
Комбинированный
Уметь:
- сравнивать точки зрения разных героев стихотворения;
- объяснять название произведения
Чтение
наизусть
С. 59-60, читать
107
Р. Сеф «Лучше всех»
1
Комбинированный
Уметь анализировать характер и мотивы поведения героя стихотворения
Чтение вслух,
беседа
С. 60-61, читать
108
Л. Яхнин «Моя ловушка»
1
Комбинированный
Иметь представление о силе воображения.
Уметь:
- проводить грань между выдумкой и обманом;
- читать стихотворения наизусть
Чтение вслух,
беседа
С. 62-63, наизусть
109
Г. Юдин «В снегу бананы зацвели»
1
Комбинированный
Уметь:
- анализировать выдумки героя;
- определять отношения героев в стихотворении.
Иметь представление о мнении людей
Чтение
наизусть
С. 64-65, читать
110
Г. Юдин «Скучный Женя»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Уметь:
- анализировать название стихотворения;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения
Чтение вслух,
беседа
С. 66-67, выразительное чтение
111
О. Дриз «Теленок»
1
Комбинированный
Уметь сравнивать переживания героев раннее прочитанных произведений.
Иметь представление о силе воображения
Чтение вслух,
беседа
С. 68-69, читать
112
А. Усачев «Обои»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь:
- составлять высказывание с опорой на текст;
- анализировать характер и мотивы поведения героев
Тест
(5 мин)
С. 69-73, читать
113
В. Лунин «Что я вижу»
1
Комбинированный
Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний
Иметь представление о силе воображения.
Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения
Чтение вслух,
беседа
С. 74-75, читать
114-115
Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень»
2
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- соотносить название произведения с его содержанием;
- работать с иллюстрацией;
- изучать фрагмент с помощью лупы и рамки;
- читать стихотворения наизусть
Письмо в клуб «Ключ и заря».
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух, беседа
С. 75-76. наизусть
116
Работа по хрестоматии «Точка зрения»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Знать понятие «точка зрения».
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
117-118
Обобщение по теме «Точка зрения»
2
Обобщение
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Чтение
наизусть
Детские журналы
119
С. Михалков
«А что у вас?»
1
Комбинированный
Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений
Иметь представление о детской периодике.
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов;
- анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стихотворения
Чтение вслух,
беседа
С. 78-79, читать
120
Что такое новости? Кто рассказывает новости?
1
Комбинированный
Знать понятие «новости»; как распространяются новости.
Уметь составлять высказывания с опорой на иллюстрации.
Иметь представление о работе журналистов
Источники новостей (Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы)
Чтение вслух,
беседа
С. 80-81, читать
121
Детская периодика. Журналы для детей
1
Комбинированный
Знать названия детских журналов. Уметь определять дату выпуска журнала и газеты
Чтение вслух,
беседа
С. 82-83, читать
122
По страницам детского журнала «Мурзилка»
1
Комбинированный
Уметь:
- определять по обложке журнала дату его выхода;
- ориентироваться в содержании журнала
Чтение вслух,
беседа
С. 84-91, читать
123
По страницам детского журнала «Веселые картинки»
1
Комбинированный
Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью «Содержания»
Чтение вслух,
беседа
С. 92-97, читать
124
Развивающие задания журнала «Мурзилка»
1
Комбинированный
Иметь представление о забавных и развивающих играх журнала «Веселые картинки».
Уметь определять название журнала по его страничкам
Письмо в клуб «Ключ и заря»
Чтение вслух,
беседа
С. 98-102, читать
125-126
Обобщение по теме «Детские журналы»
2
Комбинированный
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения
Знать понятия «периодика», «новости», «журналист».
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
Природа для поэта - любимая и живая
127
Л. Яхнин «Музыка леса»
1
Комбинированный
Уметь:
- выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения;
- ориентироваться в тексте
Чтение вслух,
беседа
С. 104-105, читать
128
Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- ориентироваться в тексте;
- выделять средства художественной выразительности;
- находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц;
- работать с иллюстрациями;
- изучать фрагмент с помощью лупы
Контраст.
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 106-109, пересказ
129
Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь анализировать характер и мотив поведения героев
Чтение вслух,
беседа
С. 110-111, читать
130
Е. Чарушин «Томка испугался»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь:
- делить текст на части по смыслу;
- сравнивать между собой два мнения на одну проблему;
- находить строки, в которых автор высказывает свое мнение;
- анализировать и подтверждать
(строчками из текста) точку зрения каждого героя
Чтение вслух,
беседа
С. 112-114, читать
131
Е. Чарушин «Томкины сны»
1
Комбинированный
Уметь:
- проводить грань между фантазией и реальностью;
- находить в тексте ответы на вопросы
Чтение вслух,
беседа
С. 114-115, читать
132
Г. Юдин «Вытри лапы и входи»
1
Комбинированный
Участие в диалоге о прочитанном
Уметь:
- определять идею произведения;
- делить текст на смысловые части;
- анализировать мнение Маши и Миши;
Чтение вслух,
беседа
С. 116-117, читать по ролям
- подтверждать свои ответы строчками из текста;
- читать по ролям
133-134
М. Пришвин «Разговор деревьев»
2
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь:
- определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль;
- узнавание средств художественной выразительности;
- пересказывать близко к тексту
Чтение вслух,
беседа
С. 118-119,
пересказ
135
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;
- определять средства художественной выразительности;
- ориентироваться в тексте
Олицетворение
Пересказ, беседа
С. 120-121, наизусть
136
Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы
Уметь:
- анализировать отношение автора к временам года;
- читать стихотворение наизусть.
Иметь представление о средствах художественной выразительности
Олицетворение
Чтение
наизусть
С. 122, наизусть
137
М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
Ван Гога «Подсолнухи»
1
Комбинированный
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;
- определять характер и настроение героя произведения;
- работать с иллюстрацией.
Иметь представление о средствах выразительности в живописи
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение
наизусть
С. 123-125, пересказ
138
С. Козлов «Жёлудь»
1
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь:
- подтверждать свой ответ строчками из текста;
- делить стихотворение на смысловые части.
Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение)
Чтение вслух,
беседа
С. 126, читать
139
М. Лермонтов «Утес». Поход
в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»
1
Комбинированный
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Иллюстрация
в книге и ее роль в понимании произведения
Уметь:
- внимательно перечитывать поэтический текст и находить в нем нужные строчки;
- работать с иллюстрациями;
- сравнивать переживания поэта и художника
Связь произведений литературы с произведениями живописи
Чтение вслух,
беседа
С. 127, наизусть
140
М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк»
1
Комбинированный
Участие в диалоге о прочитанном
Уметь:
- читать по ролям;
- узнавать средства художественной выразительности (сравнение);
- устно выражать свое отношение к прочитанному произведению
Сравнение
Чтение
наизусть
С. 129, читать по ролям
141
Д. Биссет «Ух!»
1
Комбинированный
Произведения зарубежной литературы
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;
- определять тему текста.
Иметь представление о том, что
у поэтов не только особое зрение,
но и особый слух
Звукоподражание
Чтение вслух,
беседа
С. 130-134, читать
142
А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина»
1
Комбинированный
Участие в диалоге о прочитанном
Уметь:
- выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней;
- определять настроение повторяющихся строк текста;
- узнавать средства художественной выразительности
Чтение вслух,
беседа
С. 135-137, читать
143-144
Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа - живая»
2
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Иметь представление о средствах художественной выразительности. Уметь:
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;
- читать целыми словами вслух
и про себя
Чтение вслух,
беседа
145-146
Обобщение по теме «Природа для поэта - любимая и живая»
2
Обобщение
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
Почему нам бывает смешно
147-148
К. Чуковский «Федотка»
2
Комбинированный
Современные юмористические произведения
для детей
Уметь определять причину смеха
(отсутствие логических связей, путаница, недопонимание).
Иметь представление о секрете «смешного» в литературных произведениях
Чтение вслух,
беседа
С. 138, наизусть
149
О. Дриз «Доктор», «Обида»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Уметь:
- обнаруживать в тексте разные точки зрения героев на одну проблему;
- анализировать секреты «смешного»;
- устно высказывать свое мнение
Чтение
наизусть
С. 139-140, читать
150
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение
Знать произведения В. Драгунского; понятие «контраст».
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;
- анализировать разные точки зрения героев на одну проблему;
- перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты.
Иметь представление о приеме смешного - контрасте
Контраст
Чтение вслух,
беседа
С. 141-149, читать
151
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»
1
Комбинированный
Чтение вслух,
беседа
С. 141-149, пересказ
152
М. Тахистова «Редкий тип»,
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»
1
Комбинированный
Иметь представление о секрете смешного - путанице.
Уметь:
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;
- читать целыми словами вслух
и про себя
Путаница
Пересказ
С. 149-151, читать
153
Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!»
1
Комбинированный
Уметь:
- объяснять причину смешного в литературном произведении;
- анализировать точки зрения героев на одну проблему;
- читать по ролям; делить текст на смысловые части
Чтение вслух,
беседа
С. 152-153, читать по ролям
154
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
1
Комбинированный
Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь:
- пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов;
- сравнивать разные точки зрения
на одну проблему;
- проводить грань между выдумкой
и обманом;
- чувствовать шутливую, ироническую интонацию прозаического текста и понимать, что же хотел сказать автор
Чтение вслух,
беседа
С. 154-157
155
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
1
Комбинированный
Чтение вслух,
беседа
С. 158-161
156
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
1
Комбинированный
Чтение вслух,
беседа
С. 161-163
157-158
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»
2
Комбинированный
Чтение вслух,
беседа
С. 164-166
159
П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях
Знать разную роль повторов в литературном произведении.
Уметь:
- находить в тексте повторы;
- анализировать и объяснять роль повторов в стихотворении;
- определять приемы смешного в тексте
Повторы
Чтение вслух,
беседа
С. 167-168, наизусть
160
Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски»
1
Комбинированный
Уметь:
- выполнять сравнительный анализ структурного построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками;
- ориентироваться в тексте для ответа на вопросы
Чтение
наизусть
С. 170-171, читать
161
А. Усачев «Жужжащие стихи»
1
Комбинированный
Связь названия с темой текста, мысль текста
Иметь представление о понятии «звукопись».
Уметь:
- читать по цепочке;
- объяснять название стихотворения;
- проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки
Звукопись
Чтение вслух,
беседа
С. 172-173, читать по ролям
162
П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор»
1
Комбинированный
Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях
Иметь представление о понятии «звукоподражание».
Уметь:
- находить в тексте приемы звукоподражания;
- определять приемы смешного в тексте
Звукоподражание
Чтение вслух,
беседа
С. 174, читать
163-164
Работа по хрестоматии «Тайны смешного»
2
Комбинированный
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность
Уметь:
- читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
- различать жанры произведений;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их мотивы поведения
Письмо в клуб «Ключ и заря»
Проверка техники чтения
165-167
Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»
3
Обобщение
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения
Уметь:
- определять содержание книги по ее элементам;
- самостоятельно читать книги
Выразительное чтение, ответы на вопросы
168-170
Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»
3
Уроки-викторины
Участие в диалоге о прочитанном
Знать:
- имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- имена 2-3 современных писателей
(поэтов);
- название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- название и содержание нескольких произведений любимого автора;
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного
С. 175-176, отвечать на вопросы
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К - полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению
К
Д
Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Проектор.
Персональный компьютер
Сканер, принтер,
Д
Д
Д
Д/П
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
К
Д
Д
Методические пособия для учащихся:
-
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник.
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.
-
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
-
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига/Учебник.
-
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», - М.: Академкнига/Учебник.
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А.и литературному чтению А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).