Урок обучения грамоте «Рассказы из Азбуки Л. Н. Толстого»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Ординская средняя общеобразовательная школа»

Ординского района Пермского края


Методическая разработка урока

Предмет: Обучение грамоте

Тема: Рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого

Класс: 1

УМК «Гармония»




Автор разработки: Подборнова Елена Валерьевна

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
















Цели: Образовательные: познакомить с творчеством Л. Н. Толстого, с рассказами из «Азбуки», отрабатывать навыки слогового чтения и чтения целыми словами, продолжить работу над развитием артикуляционного аппарата, формировать навыки правильного и выразительного чтения. Развивающие: развивать умение правильно формулировать мысль, обогащать словарный запас, пробуждать интерес к чтению, активизировать мыслительную деятельность развивать культуру речи учащихся. Воспитывающие: воспитание личностных качеств (целеустремлённости, заинтересованности в изучении предмета, гуманного и толерантного отношения друг к другу), формирование собственной точки зрения и умение её обосновывать. Здоровьесберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, гимнастика для глаз).
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Демонстрационный: слайды, портрет Л. Н. Толстого, фишки-схемы, плакат для тренировки зрения, рисунок «Азбуки». Раздаточный: фрагменты мозаики. Технические средства: компьютерное обеспечение, фонограмма
План урока: I.Оргмомент.

II. Вхождение в урок. Игра «Поле чудес».

III. Формулирование темы и цели урока. IV. Знакомство с биографическими сведениями писателя.

V. Знакомство с рассказом «Правда всего дороже».

VI. Знакомство с рассказом «Дед стал стар…»

VII. Знакомство с рассказом «У бабки была внучка».

VIII. Работа с пословицами.

IX. Викторина.

X. Итог урока. Выставка книг.

XI. Рефлексия.

Ход урока:

I . Оргмомент.

II. Вхождение в урок. Игра «Поле чудес» - Я предлагаю сыграть в игру «Поле чудес». Мы закончили изучение всех букв, я думаю, это задание не вызовет у вас затруднений. Перед вами слово из 7 букв. Вам необходимо разгадать это слово, называя по одной букве. Если вы угадываете букву, то даёте её характеристику. - Итак, начнём! Буквы постарайтесь называть правильно!

Т О Л С Т О Й - Что означает это слово? (Фамилия писателя)

- Кто знает его имя и фамилию? (Лев Николаевич)

III. Формулирование темы и цели урока. - Какая же тема сегодняшнего урока? (Творчество Л. Н. Толстого) - Какие цели поставим на урок? Постарайтесь продолжить незаконченные фразы. ПОЗНАКОМИТЬСЯ … (с творчеством Л. Н. Толстого, его произведениями) УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ … (выразительно, целыми словами, правильно) IV. Знакомство с биографическими сведениями писателя. Под городом Тула есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он написал много книг для взрослых и детей. 150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. И в Ясной Поляне Толстой организовал школу для крестьянских детей, объявил, что школа будет бесплатная, и сам стал на некоторое время учителем. В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на столах, на лавках, на подоконнике, на полу. Столы в толстовской школе стояли в один длинный ряд. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём пожелает, разговаривал с ним. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». - Сегодня мы прочитаем несколько рассказов из «Азбуки» Л. Н. Толстого. V. Знакомство с рассказом «Правда всего дороже». - Прочитайте заголовок первого рассказа. На что похоже предложение? (на поговорку). - Я предлагаю посмотреть инсценировку к этому рассказу. 1. Инсценировка. Автор - Настя Р. Отец - Влад Сын - Никита - Почему отец вместо наказания поблагодарил мальчика? (Потому, что он сказал правду.) 2. Самостоятельное чтение. - Мальчику было трудно и страшно признаться. Его никто не видел. Зачем он это сделал? (Он был честным мальчиком) - Как вы понимаете поговорку в заглавии? (Чашка была дорогой, но отцу и мальчику правда была дороже) - Были у вас случаи в жизни, когда вам было страшно в чём-то признаться? Как вы поступили? 3. Работа по формированию умения читать целыми словами. - Прочитаем хором. Маль+чик ------ мальчик Раз + бил ------- разбил Не + ча + ян + но ------ нечаянно До + ро + гу + ю -------- дорогую За + тряс + ся ------- затрясся Спро + сил ------ спросил Спа + си + бо ----- спасибо 4. Работа над выразительностью. Сын отцу правду сказал. Сын отцу правду сказал? Сын отцу правду сказал! - Прочитаем предложение с разной интонацией. 5. Чтение по ролям. - Что автор советует детям? (Быть честными, говорить правду)

Физкультминутка VI. Знакомство с рассказом «Дед стал стар…» - Со следующим рассказом познакомьтесь самостоятельно. 1. Самостоятельное чтение рассказа. - Встретилось ли вам непонятное по значению слово? (дурно - плохо) - Почему автор стыдит внука? (Нельзя смеяться над слабыми и старыми людьми) 2. Чтение вслух. - Не забывайте, что стараемся читать целыми словами, выразительно. VII. Знакомство с рассказом «У бабки была внучка». 1. Подготовительная работа. - Прочитаем слова, соблюдая ударение. прежде мала спала пряла ткала стара 2. Чтение вслух. - Читаем целыми словами, соблюдая ударение. - Что про внучку можно сказать? (Она трудолюбивая, уважает бабушку и заботится о ней) VIII. Работа с пословицами. - К какому из рассказов относятся данные пословицы и поговорки? Не смейся над старым, и сам будешь стар. За добро добром платят. Лучше печальная правда, чем радостная ложь. IX. Викторина по рассказам Л. Н. Толстого. - Вам нравятся рассказы Толстого? Давайте вспомним, какие ещё рассказы вам знакомы? 1. Отгадайте рассказ по фрагменту. Послушайте! (запись) («Филипок») 2. Разгадайте ребус: («Корова») 3. По группе слов узнайте название следующего рассказа: Африка, мальчики, купаться, матросы, выстрел. («Акула») 4. Игра « Наоборот». К примеру, зашифровано наоборот название сказки «Петя и заяц», а на самом деле это «Маша и медведь». «Мышь и кошечка» («Лев и собачка») 5. Разгадайте загадку: Живёт спокойно - не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним не зная страха, Гуляет … («Черепаха») X. Итог урока. Выставка книг Толстого. - Для кого написаны все эти рассказы? - Что хотел пожелать вам Л. Н. Толстой? - Эти и многие другие рассказы, сказки вы найдёте в следующих книгах, они представлены на выставке. XI. Рефлексия. - Над чем заставил задуматься вас урок? (Чтобы поверить в добро, надо начать его делать) - Если урок вас заставил задуматься, возьмите мозаику красного цвета, если нет - белого и прикрепите на доску. - Мы видим, что наша «Азбука» больше красная, значит, урок прошёл не зря. - Спасибо за урок!


© 2010-2022