- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока технологии Лепка дымковской игрушки. Барыня (3 класс)
Конспект урока технологии Лепка дымковской игрушки. Барыня (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князева Е.Я. |
Дата | 13.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филиал МАОУ Богандинской СОШ № 1
«Княжевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока технологии
«Русский костюм.
Дымковская игрушка»
3 класс
Программа «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Князева Е.Я.
Цели урока:
- Образовательная: знакомство с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества, характерными особенностями дымковской игрушки
- Воспитательная: прививать качества аккуратности и внимательности, собранности при выполнении приемов лепки. Воспитание художественного вкуса, привитие любви детей к народной игрушке, формирование умения коллективизма, взаимовыручки.
- Развивающая: развитие эстетических качеств, творческих способностей.
Оборудование для учащихся
-
баночка с водой
-
клеенка на парту
-
салфетка
-
глина
-
подставка под готовое изделие
Оборудование для учителя
-
плакаты «Дымковская игрушка»
-
презентации «Дымковская игрушка»
План урока (40 мин.)
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.
- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности лепки. 10-12 мин.
- Физминутка. 2 мин.
- Практическая часть. Самостоятельная лепка дымковской барыни. 15-17 мин.
- Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка. 3 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
Будем мы сейчас трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы - ученики. - Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. - Положите руки на парту, а голову на руки. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что мы находимся в космическом корабле. Сейчас мы перенесёмся в прошлое. Готовы? Начинаем обратный отсчёт. 3, 2, 1. Полетели! ЗВУЧИТ МУЗЫКА «Полет к звездам»
- Теоретическая часть
Гремящей, как басы
. Дым идет из труб столбом Слайд Точно в дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски, Слайд В селе рождались чудо - сказки Вечера зимой так длинны, И лепили там из глины. Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке, под названием «Свистунья», где народные мастера продавали свои игрушки Слайд Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная. Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой ярмаркой «Свистуньей». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку - дымка. Слайд - Как вы думаете, зачем я вам это рассказала? - Определите тему урока. Что мы будем делать на уроке? Чем заниматься?
(Учитель демонстрирует игрушки на доске) - Правильно. Мы будем лепить дымковскую игрушку. А какую, вы узнаете позже. - Отгадайте загадки и скажите, о каких игрушках в них идёт речь. Бока крутые, (слайд) Рога золотые, Копыта с оборкой, На спине Егорка. БАРАН, КОЗЕЛ - Оригинальный баран в пятнышках по белому полю, с гордо поднятой головой. А рога то яркие, запоминающиеся, на козлике - штанишки с кружевами.
Разойдись честной народ! (слайд) Дядя хрюшу продаёт.
Кони глиняные мчатся (слайд) На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву отпустил. Дымковские кони и олени были одновременно и настоящими, и фантастическими. Белый конь раскрашен ярко - яблоками - кругами, а у оленя рога красные с золотом.
Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Слайд Вот так небылица. Что за чудо-птица?
Индя - индя, индюшок, ты похож на сундучок. Слайд Сундучок-то не простой-красный, белый, золотой.
Петухи и индюки пышными хвостами напоминают целую клумбу. Красавцы - петухи украшены оборками, цветами. А хвосты похожи на хвост павлина.
- Кроме фантастических птиц и животных дымковская игрушка изображает людей.
Дымковские барышни всех на свете краше, Слайд А гусары-баловни - кавалеры ваши.
Зонтик грибком, слайд Руки крендельком. Ходит барыня красавица По улице пешком
Очень нарядные игрушки, яркие, звонкие. Вот игрушки расписные, Слайд Хохотушки вятские - Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Самая известная дымковская игрушка - женская фигурка - барыня, стройная водоноска с коромыслом и ведрами, девушки в кокошниках: свинарка с поросятами, девушка с петухом, дама с собачкой, няньки, кормилицы. Разодетые барыни и кавалеры демонстрируют свои наряды, кормилицы хвастаются очаровательными младенцами.
В женских фигурках больше всего деталей, которые можно использовать для украшения: нарядные причёски, кудри, головные уборы: шляпа, кокошник; пышные рукава; по низу юбки оборка, передники, зонтики, сумочки, воротнички. Фигурки украшены простой росписью. Краски на белом фоне играют яркостью цвета. Игрушечный народец отличается веселым нравом. За студёною водицей водоноска - молодица, Слайд Как лебёдушка плывет. Вёдра полные несёт.
Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд!
С лентами да бантами, Слайд Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.
Мы игрушки знатные, 2 слайда Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся.
- Практическая часть
- Правила работы с глиной
- Анализ образца изделия. Слайд
- План работы: Слайд
- Физминутка. Танец под музыку «Барыня»
- Самостоятельная работа.
- Заключительная часть
- Анализ и оценка работ. Отчёт о работе.
- Оценка качества изделия.
- Коррекционные задания и игры. Проверка долговременной памяти.
- Рефлексия:
- Итог.