Конспект урока с презентацией по теме Глагол

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели: отрабатывать практические умения и навыки в нахождении, произношении, употреблении и написании глаголов; закрепить знания учащихся о глаголе; сообщить исторический, научный, познавательный материал о самоваре, традициях чаепития; обогащать словарный запас учащихся новыми словами, выражениями;

развивать устную и письменную речь, творческие и познавательные способности, смекалку, воображение; создавать на уроке благоприятную атмосферу, ситуацию успеха, сотрудничества; продолжать развивать логическое мышление , культуру речи учащихся ,слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников , запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал)

воспитывать уважение к живому русскому слову, как наследию, которое досталось от наших предков , воспитывать бережное отношение к историческим ценностям и традициям русского народа.

Форма организации обучения: индивидуальная, в парах , в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: нестандартный, исследовательский.

Основной метод обучения: исследование, целенаправленное наблюдение за объектом (самоваром) , для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы (самовар спас русскую землю) и поиск путей её решения.

Дополнительные структурные элементы: диалектически анализировать , выделять главное и существенное., выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Технология: синергетика

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, история

Оборудование: презентация, самовар, чай

Ход урока

I. Организационный момент (1мин.)

Учитель:

Слышите, звенит звонок!
Говорит, начнем Урок!

Учитель: Какое у вас настроение?

Ученики высказывают свое мнение. (Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: У меня тоже прекрасное настроение, потому что вижу всех вас.

Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку гостям. Улыбнитесь мне. Мне нужна ваша поддержка.

Улыбнитесь Уроку улыбкою радости познания.

Каким бы вы хотели видеть сегодняшний Урок?

Ученики: Интересным, занимательным, познавательным, творческим, добрым и т.п. (Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: Пусть ваши желания исполнятся. И пусть этот Урок несет радость общения, наполнит наши средства благородными чувствами. Вы обязательно поделитесь с нами и с Уроком своими чувствами и мыслями после проведенных минут общения. Садитесь.

II. Постановка темы, задач урока (1 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами сделаем еще один шаг в познании русского языка, окружающего мира, традиций Руси, и познании себя.

Каждый из вас на уроке будет (карточки со словами помещаются на доску) слушать, познавать новое, рассказывать, отвечать на вопросы, разгадывать, сочинять, создавать новое.

Постарайтесь свою речь делать точной, красочной, выразительной, полной, правильно употреблять в речи глаголы. Уважительно относитесь к словам. Слово - печать мысли.

III. Введение в тему урока (1 мин.)

Учитель: Прочитайте запись на доске.(текст №1)

Ученики читают.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,

Конспект урока с презентацией по теме Глагол

IV. Упражнения в нахождении, произношении, употреблении и написании глаголов в речи .

Учитель: Дополните запись №1 подходящими по смыслу глаголами. Работайте в парах.

Когда рядом друг вы становитесь сильнее и мудрее. Прислушивайтесь друг к другу.

Ученики работают в парах постоянного состава, предлагают свои варианты учителю на ушко. (Предложить двум учащимся, угадавшим слова, оформить запись на доске.)

На доске:

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Учитель: Прочитайте.

Ученики читают хором.

Учитель: Что это за запись?

Ученики: Это загадка. (Поместить на доску карточку.)

Учитель: Почему?

Ученики: Перечислены действия предмета, а сам предмет не называется.

Учитель: Назовите отгадку.

Ученики: Самовар. (Поместить на доску карточку.)

Учитель: А что означает слово самовар?

Ученики: Самовар…

Высказывают предположения.

Учитель: Я предлагаю найти значение слова в толковом словаре. Страничка толкового словаря на слайде.

Ученики зачитывают.

Учитель: Что вы можете сказать о словах, которыми дополнили загадку?

Ученики: Это слова - глаголы. Они отвечают на вопрос что делает? и обозначают действия предмета - самовара.

Учитель: А для чего нужны глаголы?

Ученики: Без глаголов наша речь была бы непонятной и бедной, а глаголы - делают ее яркой и понятной. Глаголы любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.

Учитель: Прочитайте хором загадку, постарайтесь ее запомнить.

Ученики читают.

Учитель: Давайте все дружно хором расскажем.

Ученики рассказывают загадку по памяти.

V. Минутка чистописания

Самовар свистит, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар.
Наш красавец, самовар.

Учитель: изобразим пар, который пускает наш самовар.

VI. Орфографическая минутка

Подберем однокоренные или родственные слова к слову самовар (слайд)

Самоварец, самоварчик, самоваришка, самоварища, самокипец, самогрей.

Для развития речи предлагается включить словосочетания: медный самовар, ведерный самовар.

Из истории самовара (слайд)

Учитель: Прочитайте текст №2

Читают ребята с первого и второго ряда цепочкой по одной строчке.

Все внимательно следят по тексту, обращают внимание на глаголы.

Самовар.

САМ горел самовар,
САМ гудел самовар,
САМ шипел самовар,
САМ кипел самовар,
САМ свистел,
САМ сверкал,
САМ пыхтел,
САМ дым пускал.
САМ урчал,
САМ бурчал,
САМ чайком нас угощал.
Сердце наше согревал.
Самовар недаром
Зовется - САМОВАРОМ!

М. Пляцковский.

Учитель: Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.

Докажите, что названное вами слово является глаголом.

Ученики называют, объясняют

Учитель: Подчеркните глаголы.

Ученики подчеркиваю глаголы. (Контролировать работу учащихся.) докажите, что это глаголы.

Учитель: А теперь представьте, что вдруг исчезли все глаголы…

Прочитайте это стихотворение без глаголов.

Ученики читают.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Прочитайте 3 последние строчки. Как вы понимаете?

Ученики высказывают мнение.

Учитель: Я довольна вашими ответами. Ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом каждой семьи, и его ласково называли ''Дедушка'' или ''Иван Иваныч''.

Я надеюсь, что в ваших сердцах всегда будет место доброте и теплоте.

О самоваре речь идет и в сказках. А какие сказки вы знаете, где говорится о самоваре?

Ученики перечисляют сказки. (слайды)

Учитель: О самоваре говорится не только в сказках, стихах, загадках, но еще и в пословицах.(слайд)

Учитель: Найдите текст №3. Прочитать вполголоса. Найти и подчеркнуть глаголы.

Объясните смысл поговорок, в которых есть глаголы.

  • В Тулу со своим самоваром не ездят.

  • С самоваром чай важнее и беседа веселее.

  • Самовар кипит, уходить не велит.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Объясните смысл поговорок, в которых есть глаголы.

Ученики аргументируют вариант ответа: называют глаголы, указывая на действия предмета; объясняют смысл поговорок

Учитель: И нам наш самовар велит продолжать работу.

Сейчас в нашем классе работа кипит,
Так пусть же для лени не будет минутки.
Пусть наш самовар для гостей закипит,
О нашем радушье пусть каждый узнает.

Что же это за напиток такой - чай? ( ответы детей)

Читаем текст № 3 на слайде (стихотворение о чае)

Знаете ли вы, какая страна является родиной чая? (Китай)

Учитель: Опустите головы. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в необычном лесу. Послушайте легенду. Постарайтесь запомнить глаголы.

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста - и вода потемнела, и от нее начал исходить тонкий, приятный аромат.

Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Учитель: Назовите глаголы. Как вы определили?

Учитель: Назовите историческую родину чая?

Ученики: Китай.

Учитель: Послушайте продолжение истории чаепития.

Ученик: На Руси ''Заморская трава'' впервые появилась лишь в 1638 году. Московский посол Василий Старков привез в дар царю Михаилу Федоровичу от монгольского Алтын - хана четыре пуда чайного листа.

Царь, по приданию, отведав необычного напитка, изрек:

''Питие доброе, а когда привыкнешь, гораздо вкусное''.

Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ.

Учитель: Беднякам чай был не доступен, так как стоял очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать.

Ученик:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить?
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел.
И, отправил на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Учитель: Аплодисменты артисту. Вот такая смешная история. Только по прошествии многих лет чай стал всем доступен.

ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Учитель: Про чай еще говорят: ''Кто чай пьет, сто лет проживет''. А почему так говорят, прочитаем в тексте № 4.

Ученики читают текст глазами за учителем.

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. В древнем трактате говорится: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело».

Учитель: Так как же чайный напиток влияет на здоровье человека? Зачитайте глаголы с именами существительными. Докажите, нужны ли в этом тексте глаголы.

Ученики выполняют задание. (Обобщить ответы учеников, сделать вывод.)

10. письмо по памяти

Чай вам жажду ________,
_________, ________.
Он ___________все болезни
Нет напитка ведь полезней.

Слова для справок: излечит, утолит, успокоит, ободрит.

Ученики выполняют задание.

Учитель: Проверим выполнение задания. Взаимопроверка. Текст на доске. Результаты.

VI. Творческая работа (7-8 мин.)

Учитель: Выполнив задание №5, составив из слов предложения, вы узнаете, чем привлекателен чай.

Ученики выполняют работу самостоятельно. (Контролировать работу учащихся.)

  1. чай, женщины, Собирают, только.

  2. женских рук, Аромат, не портит, чая, запах.

  3. издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.

  4. травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Учитель: Прочитайте текст.

Ученики проверяют работу одноклассников и сигналят о результатах.

Назовите самый интересный факт из текста?

Ученики называют интересные факты.

Учитель: Назовите глагол, в котором 8 букв.

Ученики: Собирают.

А я вам сейчас расскажу историю о самом знаменитом самоваре, про которого говорили, что он спас землю русскую. А также посмотрим на следующий слайд и увидим, что в честь самовара есть памятник.

Самый знаменитый самовар придумал безымянный солдат ещё во времена Петра I. Теплая тонизирующая жидкость на привале не раз спасала истощенных и замерзших русских солдат на привале. Это был сосуд, в котором можно было греть чай, такие полевые самовары были у русских во время войны с Наполеоном, а вот до французов такие чудеса не дошли. Они замерзали, не выдерживая русских морозов. Наполеону пришлось отступить. Самовар спас русскую землю!

VII. Домашнее задание (2 мин.) 12. МЫ СОАВТОРЫ.

Написать сочинение ''Традиции нашей семьи''.

А какое домашнее задание зададите мне вы?

Ученики предлагают подготовить для них интересные задания.

VIII. Итог урока (2 мин.).

Слова, какой части речи помогли больше узнать о самоваре, чаепитии, о традициях на Руси?

Ученики: Глаголы.

Учитель: Что вы можете рассказать друг другу о глаголах?

Ученики рассказывают друг другу сведения о глаголе.

Выполняют тесты на слайдах.

Учитель: Спасибо Уроку. Спасибо Вам, знатоки и мудрецы, за сотрудничество.

Предлагаю детям выбрать одного из смешного человечка, настроение которого соответствует своему настроению.

Я думаю, что сегодня каждый из вас организует для своих родных вечернее чаепитие и расскажет о том, что нового вы узнали, прожив еще один день.

Конспект урока с презентацией по теме Глагол



© 2010-2022