Конспект урока русского языка на тему Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка на тему Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ьШкола : МБОУ СОШ «Яктылык» г.о. Самара

Учитель: Нуруллина Сагида Минсахиевна

Класс: 3 «А»

Дата: 01.12.2015 г. Урок : русский язык

Раздел: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь Цель: - развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й']; - развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака. Символы: П - повышенный уровень М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



Запись на доске: Лишь пестрая осень Ушла со двора, Как новая гостья Явилась с утра. -Прочитай, найди слова с орфограммой-ь разделительный.Про какое время года это стихотворение? Сегодня первый день зимы. 3 5 1. Словарная работа. Слайд. 2 - Запишите слова с буквой ь, обозначающие: - дни недели (понедельник, воскресенье); - название кустарника (сирень); - название южного плодового дерева (апельсин); - название морского животного (дельфин). Проверка букв безударных гласных в корне сигнальными карточками.

- Что объединяет все эти слова? (Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.)
2. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой: Собрались голуби у подъезда и воркуют. Хлопают крыльями, подъедают крошки и зерна. Наступила зима --Найди в тексте слова с разделительными ь и ъ, объясни написание. Какие еще орфограммы ты обнаружил в тексте. 3. Самопроверка.Слайд 3

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.









- Вам знакомы следующие схемы: Слайд 4 - «Прочитайте» их и сформулируйте тему урока.Конспект урока русского языка на тему Звук й и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

- Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? Чему научиться? - Давайте составим план. Учитель вместе с детьми составляет план.
- Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) Слайд 5
Вспоминаем то, что знаем. 1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь. а) Упр. 163 - совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя. Слайд 6
Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь. Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й'].
- Почему урок, тема которого - разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.) - Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)
б) Упр. 164 - развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Выполняется по «шагам» - заданиям в упражнении. - Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике? - Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м - ъ? Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ - между приставкой и корнем. - Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ. 2. Работа с правилом. Слайд 7 - Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134. - Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске). - Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами - буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.)
3. Работа над алгоритмом и его применением. а) Прочитайте название в рамке после правила. - Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше? (Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.) - Прочитайте алгоритм. - Сколько в нём «шагов»? - С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака? - От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.) - Как проверить правильность написания? (Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.) б) Образец применения алгоритма.Слайд 8 Упр. 165. Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2-3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.) Например: зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать - ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙII. Развитие умений - применение знания.
1. - Прослушайте слова. Найдите в них на слух слова, в которых нужен разделительный ь или ъ. Запишите их в два столбика - с разделительным ь и ъ.
Ель, съемка, жизнь, степь, серьёзно, певунья, счастье, съел,объект,разъяснить,въезд, платье. - Какие слова вы записали в 1-й столбик? Какие выполнили графические обозначения? (Аналогично проверяются слова второго столбика.)
2. Работа в учебнике. Упр. 166 - развивается умение отличать слова с орфограммами-разделительными ь и ъ от слов, в которых этих орфограмм нет. Последовательность действий дети проговаривают вслух. Например: сил_но. В этом слове вообще нет звука [й'], значит, нет орфограммы-разделительных ь и ъ. Слово не выписываем. Звук [л'] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь. Слово болеет. В этом слове произносится звук [й'] после гласного [э], поэтому здесь нет изучаемой орфограммы. Слово не выписываем, никакой буквы между буквами гласных здесь нет.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку ты бы себе поставил?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока. - По какому фонетическому признаку можно обнаружить разделительные ъ и ь? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? Слайд 9


© 2010-2022