- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления «Край Подгоренский»
Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления «Край Подгоренский»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лымарь Е.Н. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № _____
«_____»___________2013 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ № 1
___________/Бурьян Л.М
«_____»______________2013 г.
Утверждено:
Директор МКОУ
Подгоренской СОШ № 1
__________/Гриценко Т.С.
Приказ №_____
«_____»_____________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
гражданско - патриотического направления
«Край Подгоренский»
2 «В» класс
34 часа
Программу составила:
Лымарь Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 - 2014 учебный год
-
Пояснительная записка.
Программа курса «Край Подгоренский» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Программа внеурочной деятельности «Край Подгоренский» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Кружок «Край Подгоренский» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края. Задачи программы: Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности. Программа «Край Подгоренский» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой. В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины. Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования. Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей. Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Описание места данной программы во внеурочной деятельности. На курс «Край Подгоренский» отводится 1 час в неделю. Программа курса рассчитана на 34 часа (2 классы). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - краеведческое.
-
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Универсальные действия - научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; - приобретение способности развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения. -развитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Подгоренского края, чувства сопричастности и гордости за свой посёлок. - мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; - формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края - развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия: - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику края, поселка;
описывать достопримечательности своего посёлка;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Воронежского края и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой край и город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии; самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
- готовить и выступать с сообщениями.
-
Содержание программы
Раздел 1. «Наш поселок» (8 часов)
История возникновения Подгоренского района. Главные исторические и культурные памятники. Достопримечательности нашего района. Главные исторические и культурные памятники. Архитектура посёлка. Предприятия района, их значение для края и страны. Продукция главных предприятий района.
Практическая работа: картинные описания - устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.
Викторина «Почемучек»
Раздел 2. «Наш край» (18 часов)
Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб). Подгоренский край в древности. История создания и исследования земли Подгоренской. Национальный состав Подгоренского края. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. Районный краеведческий музей. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России. Реки Подгоренского края - откуда берут начало и где заканчиваются. Озера Подгоренского края. Флора и фауна. Рельеф. Уникальность Подгоренского края. Растительность. Растительный мир нашего края. Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу». Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края- перелетные и зимующие. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
Практическая работа с контурной картой: обозначить Подгоренский на карте Воронежской области, наших соседей. Сравнить Подгоренские землю в древности и до наших дней.
Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. Экскурсия в краеведческий музей. Извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Подгоренского края. Игра «Цветик - семицветик».
Раздел 3. «Люди нашего края» (5 часов) Знаменитые люди нашего района. Герои - подгоренцы в годы Великой Отечественной войны. Герои чеченской войны. Поэты, писатели Подгоренского края. Художники нашего края.
Практическая работа: конкурс стихов поэтов - земляков. Собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Подгоренского края
Итоговые занятия. (3 часа)
Игра - викторина «Это было интересно». «Город будущего». Организация исследовательской работы. Выставки и защита проекта «Посёлок будущего».
-
Учебно- тематический план
№
Тема
Количество часов
практики
теории
всего 1. Наш поселок 2
6
8
Подгоренский
1
Из истории возникновения посёлка
1
Главные исторические и культурные памятники
1
Достопримечательности нашего района
1
Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку.
1
Район, в котором я живу.
1
Предприятия района. Значение для края и страны
1
Игра - викторина
1
2. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 7
11
18
Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)
1
Подгоренский край в древности
1
История создания и исследования Земли Подгоренской
1
Национальный состав Подгоренского края
1
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества
1
Экскурсия в краеведческий музей
1
Посёлок Подгоренский. История возникновения.
1
Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России.
1
Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются
1
Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна
1
Рельеф. Уникальность Подгоренского края
1
Растительность. Растительный мир нашего края.
1
Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»
1
Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.
1
Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира
1
Экскурсия в краеведческий музей.
1
Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
1
Игра «Цветик - семицветик»
1
3. Люди нашего края 3 2
5
Знаменитые люди нашего района.
1
Герои - подгоренцы в годы Великой Отечественной войны
1
Герои-подгоренцы. Герои чеченской войны.
1
Поэты, писатели Подгоренского края
1
Художники нашего края
1
4. Итоговое занятие 2 1
3
Игра - викторина «Это было интересно»
1
«Город будущего». Организация исследовательской работы
1
Выставки и защита проекта «Посёлок будущего»
1
Итого
34
-
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности учащихся
Наш поселок (8 часов) 1. Подгоренский
1
- узнавать символику края, поселка;
описывать достопримечательности своего посёлка;
- устанавливать аналогии; самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. 2.
Из истории возникновения посёлка 1 3.
Главные исторические и культурные памятники 1 4. Достопримечательности нашего района 1 5. Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку. 1 6. Район, в котором я живу. 1 7. Предприятия района. Значение для края и страны 1 8. Игра - викторина 1
Наша область (18 ч) 9. Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)
1
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края - развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- ориентация в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее. 10. Подгоренский край в древности
1 11.
История создания и исследования Земли Подгоренской
1 12. Национальный состав Подгоренского края
1
13. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества 1
14. Экскурсия в краеведческий музей
1
15. Посёлок Подгоренский. История возникновения. 1
16. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России. 1
17. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются 1
18. Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна 1
19. Рельеф. Уникальность Подгоренского края 1
20. Растительность. Растительный мир нашего края. 1 21. Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу» 1 22. Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. 1 23. Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира 1 24. Экскурсия в краеведческий музей. 1 25. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.
1 26. Игра «Цветик - семицветик» 1
Люди нашего края (5 ч) 27. Знаменитые люди нашего района.
1 - развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. - готовить и выступать с сообщениями. 28. Герои - подгоренцы в годы Великой Отечественной войны 1 29 Герои-подгоренцы. Герои чеченской войны. 1 30. Поэты, писатели Подгоренского края 1 31. Художники нашего края 1
Итоговые занятия (3 ч) 32. Игра - викторина «Это было интересно»
1 - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции 33. «Город будущего». Организация исследовательской работы 1 34
Выставки и защита проекта «Посёлок будущего» 1
-
Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
- названии страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
- символике страны, края, города, школы;
- традициях русского народа и семьи,
- правилах экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условиях жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
- существующей в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологии изготовления поделок из природного материала.
- правилах ТБ в кружке.
- окружающем растительном мире, роли растений в жизни людей, разнообразии цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;
Оценка планируемых результатов освоения программы Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
- оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
- основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
-
Список литературы:
-
Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежского края. Воронеж, 1992.
-
Веденеева Г.И. Азбука родного края. Пособие по краеведению Воронеж 1995 г.
-
Воронежская область -Википедия
-
Газета «Подгоренец».
-
Детский портал «Солнышко» solnet.ee//
-
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж, 1989.
-
Красная книга Воронежской области.
-
Панова В.И. История Воронежского края. Воронеж, 2001.
-
Подгоренский район. Издательство «Квартал» 2007 год, г. Воронеж
Интернет ресурсы:
-
Каталог детских ресурсов. kinder.ru
-
Российский образовательный портал; edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»;
-
Сайт «Все о детях и семье» 7ya.ru/
-
festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
-
lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»);
-
mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
-
rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);
-
km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий».
-
researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;