Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления «Край Подгоренский»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _____

«_____»___________2013 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МКОУ Подгоренской СОШ № 1

___________/Бурьян Л.М

«_____»______________2013 г.

Утверждено:

Директор МКОУ

Подгоренской СОШ № 1

__________/Гриценко Т.С.

Приказ №_____

«_____»_____________2013 г.



Рабочая программа внеурочной деятельности

гражданско - патриотического направления

«Край Подгоренский»


2 «В» класс

34 часа




Программу составила:


Лымарь Елена Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




2013 - 2014 учебный год


  1. Пояснительная записка.


Программа курса «Край Подгоренский» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011г. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. Программа внеурочной деятельности «Край Подгоренский» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Кружок «Край Подгоренский» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края. Задачи программы: Образовательные:
  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности. Программа «Край Подгоренский» является комплексным и интегративным курсом внеурочной деятельности. Объём содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом принципа преемственности с дошкольным периодом и средней школой. В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования целостной картины образа малой родины. Образовательно-воспитательный процесс основан на сотрудничестве и взаимодействии, ориентирован на культурологическую направленность содержания образования. Программа помогает с юных лет прививать учащимся навыки бережного отношения к истории родного края, позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей. Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо- туристические технологии, проектные технологии.

Объекты изучения:

История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.

Описание места данной программы во внеурочной деятельности. На курс «Край Подгоренский» отводится 1 час в неделю. Программа курса рассчитана на 34 часа (2 классы). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - краеведческое.

  1. Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности


Универсальные действия - научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; - приобретение способности развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения. -развитие основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Подгоренского края, чувства сопричастности и гордости за свой посёлок. - мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; - формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края - развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

Регулятивные действия: - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику края, поселка;

описывать достопримечательности своего посёлка;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Воронежского края и атласом;

- работать с атласом, глобусом и картой;

- находить на карте свой край и город;

- устанавливать причинно‐следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии; самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

- готовить и выступать с сообщениями.



  1. Содержание программы

Курс второго года обучения имеет историческое направление и целенаправленность на расширение знаний ребенка о Подгоренском крае. Дети продолжают знакомиться с символикой края, с этапами его становления, с историческими событиями, повлиявшими на становление края, продолжат знакомство с животным и растительным миром. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашего края.


Раздел 1. «Наш поселок» (8 часов)

История возникновения Подгоренского района. Главные исторические и культурные памятники. Достопримечательности нашего района. Главные исторические и культурные памятники. Архитектура посёлка. Предприятия района, их значение для края и страны. Продукция главных предприятий района.

Практическая работа: картинные описания - устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

Викторина «Почемучек»

Раздел 2. «Наш край» (18 часов)

Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб). Подгоренский край в древности. История создания и исследования земли Подгоренской. Национальный состав Подгоренского края. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. Районный краеведческий музей. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России. Реки Подгоренского края - откуда берут начало и где заканчиваются. Озера Подгоренского края. Флора и фауна. Рельеф. Уникальность Подгоренского края. Растительность. Растительный мир нашего края. Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу». Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края- перелетные и зимующие. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.

Практическая работа с контурной картой: обозначить Подгоренский на карте Воронежской области, наших соседей. Сравнить Подгоренские землю в древности и до наших дней.

Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды. Экскурсия в краеведческий музей. Извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Подгоренского края. Игра «Цветик - семицветик».

Раздел 3. «Люди нашего края» (5 часов) Знаменитые люди нашего района. Герои - подгоренцы в годы Великой Отечественной войны. Герои чеченской войны. Поэты, писатели Подгоренского края. Художники нашего края.

Практическая работа: конкурс стихов поэтов - земляков. Собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Подгоренского края

Итоговые занятия. (3 часа)

Игра - викторина «Это было интересно». «Город будущего». Организация исследовательской работы. Выставки и защита проекта «Посёлок будущего».


  1. Учебно- тематический план

Тема

Количество часов

практики

теории

всего 1. Наш поселок 2

6

8
Подгоренский


1



Из истории возникновения посёлка


1



Главные исторические и культурные памятники


1



Достопримечательности нашего района

1




Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку.


1



Район, в котором я живу.


1



Предприятия района. Значение для края и страны


1



Игра - викторина

1



2. Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 7

11

18
Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)


1



Подгоренский край в древности


1



История создания и исследования Земли Подгоренской

1




Национальный состав Подгоренского края


1



Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества


1



Экскурсия в краеведческий музей

1




Посёлок Подгоренский. История возникновения.


1



Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России.


1



Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются


1



Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна

1




Рельеф. Уникальность Подгоренского края

1




Растительность. Растительный мир нашего края.

1




Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»


1



Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.


1



Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира


1



Экскурсия в краеведческий музей.

1




Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.


1



Игра «Цветик - семицветик»

1



3. Люди нашего края 3 2

5
Знаменитые люди нашего района.


1



Герои - подгоренцы в годы Великой Отечественной войны


1



Герои-подгоренцы. Герои чеченской войны.

1




Поэты, писатели Подгоренского края

1




Художники нашего края

1



4. Итоговое занятие 2 1

3
Игра - викторина «Это было интересно»


1

«Город будущего». Организация исследовательской работы

1




Выставки и защита проекта «Посёлок будущего»

1




Итого

34


  1. Тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Наш поселок (8 часов) 1. Подгоренский

1

- узнавать символику края, поселка;

описывать достопримечательности своего посёлка;

- устанавливать аналогии; самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных архивах. 2.

Из истории возникновения посёлка 1 3.

Главные исторические и культурные памятники 1 4. Достопримечательности нашего района 1 5. Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку. 1 6. Район, в котором я живу. 1 7. Предприятия района. Значение для края и страны 1 8. Игра - викторина 1

Наша область (18 ч) 9. Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)

1

используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем городе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края - развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

- ориентация в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее. 10. Подгоренский край в древности

1 11.

История создания и исследования Земли Подгоренской

1 12. Национальный состав Подгоренского края

1

13. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества 1

14. Экскурсия в краеведческий музей

1

15. Посёлок Подгоренский. История возникновения. 1

16. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России. 1

17. Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются 1

18. Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна 1

19. Рельеф. Уникальность Подгоренского края 1

20. Растительность. Растительный мир нашего края. 1 21. Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу» 1 22. Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. 1 23. Животный мир. Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира 1 24. Экскурсия в краеведческий музей. 1 25. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.

1 26. Игра «Цветик - семицветик» 1

Люди нашего края (5 ч) 27. Знаменитые люди нашего района.
1 - развитие чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. - готовить и выступать с сообщениями. 28. Герои - подгоренцы в годы Великой Отечественной войны 1 29 Герои-подгоренцы. Герои чеченской войны. 1 30. Поэты, писатели Подгоренского края 1 31. Художники нашего края 1

Итоговые занятия (3 ч) 32. Игра - викторина «Это было интересно»

1 - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции 33. «Город будущего». Организация исследовательской работы 1 34

Выставки и защита проекта «Посёлок будущего» 1


  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:


Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Край Подгоренский» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням. Результаты первого уровня: -приобретение учащимися знаний о:
  • названии страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
  • символике страны, края, города, школы;
  • традициях русского народа и семьи,
-приобретение школьниками знаний о:
  • правилах экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условиях жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
  • существующей в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
-получение сведений о:
  • технологии изготовления поделок из природного материала.
  • правилах ТБ в кружке.
  • окружающем растительном мире, роли растений в жизни людей, разнообразии цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу;
Результаты 2 уровня: - развитие ценностного отношения школьников к окружающей среде и людям, воспитание чувства сопереживания к товарищам; - видеть и понимать красоту живой природы; - развитие навыков вести простейшие наблюдения в природе; - развитие навыков распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; - развитие навыков сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки; Результаты 3 уровня: - приобретение опыта бесконфликтного общения; - приобретение умения переносить культуру поведения и общения на межличностное общение в повседневной жизни; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - приобретение опыта самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; - приобретение опыта составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины. - воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; - проводить самостоятельно наблюдения в природе.

Оценка планируемых результатов освоения программы Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:

  1. оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
  2. основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай ещё!», и т.д. Формы учета знаний, умений: - педагогическое наблюдение; - тестирование; - тематический опрос; - рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»); - методика «Ступеньки», «Волшебный день»; - выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); - анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».
  1. Список литературы:


  1. Аббасов А.М., Остапенко В.С. Загадки и тайны Воронежского края. Воронеж, 1992.

  2. Веденеева Г.И. Азбука родного края. Пособие по краеведению Воронеж 1995 г.

  3. Воронежская область -Википедия

  4. Газета «Подгоренец».

  5. Детский портал «Солнышко» solnet.ee//

  6. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. Воронеж, 1989.

  7. Красная книга Воронежской области.

  8. Панова В.И. История Воронежского края. Воронеж, 2001.

  9. Подгоренский район. Издательство «Квартал» 2007 год, г. Воронеж

Интернет ресурсы:

  • Каталог детских ресурсов. kinder.ru

  • Российский образовательный портал; edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»;

  • Сайт «Все о детях и семье» 7ya.ru/

  • festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

  • lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»);

  • mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  • rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);

  • km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий».

  • researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;


© 2010-2022