- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-игра по литературному чтению на тему: Сказка о царе Салтане
Урок-игра по литературному чтению на тему: Сказка о царе Салтане
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клочко Н.А. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Литературная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"»
Тип урока: урок учёта и оценки знаний.
Вид урока: урок- игра.
Цель урока: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми лексическими фразами и оборотами, обучение работе с различными источниками информации, развитие внимательного отношения к литературному слову.
Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах и парах.
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
познавательные развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки, использовать к качестве обучения ИКТ..
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),игре, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, ноутбуки с игрой по сказке для учеников (Автор: Фокина Л. П., учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» 2014), тексты сказки А.С.Пушкина, толковые словари, медали победителям и участникам игры.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, мы с вами прочитали сказку Пушкина. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"
Говорили о событиях, героях, их поступках.
2.Формулирование темы урока и постановка цели.
А сегодня мы обобщим прочитанное. Посмотрите на свои листы самооценки и скажите: «Какие конкурсы вам нужно будет преодолеть, чтобы победить в игре?»
К баллам, полученным на этом этапе, вы добавите ещё баллы заработанные за первые два конкурса и за
интерактивную игру
Ученики слушают тему литературной игры, отвечают на вопрос.
(в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем объяснить их значения, обратим внимание на слова-эпитеты, узнаем, как они помогают нарисовать образ, посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя. найдём сравнения, которые подбирает автор. проверим свои знания)
3.Организация познавательной деятельности
1 конкурс «Лучший сказитель»
2 конкурс «Лучший иллюстратор»
3 конкурс «Внимательный чтец»
1К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря?
2Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона? 3Какую песенку пела белочка?
4Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону?
5Какого роста родился сын у Салтана?
6В кого первый раз превратился Гвидон?
7Кто главный у витязей.
8Из чего был дом у белки?
9Из чего были скорлупки на орешках у белочки?
10Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана,? 11Кем приходились морские витязи царевне Лебедь?
12Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану?
4 конкурс «Устаревшие слова.»
«Со креста снурок шелковый,
Натянул на лук дубовый…»
«Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате…»
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом…»
«В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами…»
Свет о белке правду бает.
5 конкурс «Эпитеты.» - Вставить пропавшие слова в строки.
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в ______________ поле;
Море _____________ кругом,
Дуб ___________ над холмом.
Сын подумал: ____________ ужин
Был бы нам однако нужен.
Ломит он у дуба сук
И в _____________ сгибает лук…»
6 конкурс «Узнай героя.» по действиям .
1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду
2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .
3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались 4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился
5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает
7. Конкурс. Сравнения. - Вставить слова в строки.
И царица над ребёнком, как … над орлёнком
Словно горькая …, плачет, бьётся в ней царица…
К морю лишь подходит он, вот и слышит будто …
И очутятся на бреге, в чешуе, как … горя , тридцать три богатыря
А сама-то величава, выплывает, будто …
А как речь-то говорит, словно … журчит…
8. Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»
(На каждой парте по ноутбуку и ученики играют по очереди)
9.Подведение итогов, подсчёт баллов, награждение победителей и всех участников игры медалями.
10.Рефлексия.
Дети рассказывают начало сказки наизусть и лучшие получают баллы.
Показывают свою иллюстрацию и рассказывают о происходящем.
Читают вопросы на листе самооценки и рядом пишут ответы.- взаимопроверка по слайду с ответами.
За каждый правильный ответ- балл
Дети с помощью словаря или учебника находят ответы на вопросы
Можно пользоваться учебником
Читают глаголы на листе самооценки и рядом записывают имена героев.- взаимопроверка по слайду с ответами.
За каждый правильный ответ- балл
Можно пользоваться учебником
ученики играют по очереди, добавляя балл за правильный ответ в свой лист самооценки.
Подводят итоги своей работы, называют количество заработанных баллов, определяют победителей
З.Конкурс «Внимательный чтец»
Лист для самооценки Фамилия______________ Вопросы
ответы 1К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря?
2. Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона?
3.Какую песенку пела белочка?
4.Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону?
5.Какого роста родился сын у Салтана?
6.В кого первый раз превратился Гвидон?
7.Кто главный у витязей?
8.Из чего был дом у белки?
9.Из чего были скорлупки на орешках у белочки?
10.Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана?
11. Кем приходились морские витязи царевне Лебедь?
12. Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану?
4.Конкурс «Устаревшие слова.» Объясни выделенное слово.
«Со креста снурок шелковый, Натянул на лук дубовый...»
«Видит; весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате...»
«Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом...»
«В чешуе, как жар горя. Идут витязи четами...»
Свет о белке правду бает
5.Конкурс «Эпитеты» - Вставить пропавшие слова в строки.
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в поле;
Море кругом,
Дуб над холмом.
Сын подумал: ужин
Был бы нам однако нужен.
Ломит он у дуба сук И в сгибает лук...»
б.Конкурс «Узнай героя».
1 .Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду
1 .
2. Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся
2
3. Разбежались, признались, повинились, разрыдались
3.
4. Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился,забился
4.
5. Поёт, грызёт, вынимает, опускает
5.
7 . Конкурс. «Сравнения». Вставить слова в строки.
И царица над ребёнком, как над орлёнком
И очутятся на бреге, в чешуе, как горя , тридцать три богатыря
А как речь-то говорит, словно журчит...