Урок-игра по литературному чтению на тему: Сказка о царе Салтане

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Литературная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"»

Тип урока: урок учёта и оценки знаний.

Вид урока: урок- игра.

Цель урока: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми лексическими фразами и оборотами, обучение работе с различными источниками информации, развитие внимательного отношения к литературному слову.

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять навыки работы в группах и парах.

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

познавательные развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, - выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки, использовать к качестве обучения ИКТ..

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),игре, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, ноутбуки с игрой по сказке для учеников (Автор: Фокина Л. П., учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» 2014), тексты сказки А.С.Пушкина, толковые словари, медали победителям и участникам игры.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, мы с вами прочитали сказку Пушкина. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Говорили о событиях, героях, их поступках.

2.Формулирование темы урока и постановка цели.

А сегодня мы обобщим прочитанное. Посмотрите на свои листы самооценки и скажите: «Какие конкурсы вам нужно будет преодолеть, чтобы победить в игре?»

К баллам, полученным на этом этапе, вы добавите ещё баллы заработанные за первые два конкурса и за

интерактивную игру

Ученики слушают тему литературной игры, отвечают на вопрос.

(в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем объяснить их значения, обратим внимание на слова-эпитеты, узнаем, как они помогают нарисовать образ, посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя. найдём сравнения, которые подбирает автор. проверим свои знания)

3.Организация познавательной деятельности

1 конкурс «Лучший сказитель»

2 конкурс «Лучший иллюстратор»

3 конкурс «Внимательный чтец»

1К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря?

2Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона? 3Какую песенку пела белочка?

4Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону?

5Какого роста родился сын у Салтана?

6В кого первый раз превратился Гвидон?

7Кто главный у витязей.

8Из чего был дом у белки?

9Из чего были скорлупки на орешках у белочки?

10Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана,? 11Кем приходились морские витязи царевне Лебедь?

12Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану?

4 конкурс «Устаревшие слова.»

«Со креста снурок шелковый,

Натянул на лук дубовый…»

«Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате…»

«Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом…»

«В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами…»

Свет о белке правду бает.

5 конкурс «Эпитеты.» - Вставить пропавшие слова в строки.

«Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в ______________ поле;

Море _____________ кругом,

Дуб ___________ над холмом.

Сын подумал: ____________ ужин

Был бы нам однако нужен.

Ломит он у дуба сук

И в _____________ сгибает лук…»

6 конкурс «Узнай героя.» по действиям .

1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду

2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .

3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались 4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился

5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает

7. Конкурс. Сравнения. - Вставить слова в строки.

И царица над ребёнком, как … над орлёнком

Словно горькая …, плачет, бьётся в ней царица…

К морю лишь подходит он, вот и слышит будто …

И очутятся на бреге, в чешуе, как … горя , тридцать три богатыря

А сама-то величава, выплывает, будто …

А как речь-то говорит, словно … журчит…

8. Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

(На каждой парте по ноутбуку и ученики играют по очереди)

9.Подведение итогов, подсчёт баллов, награждение победителей и всех участников игры медалями.

10.Рефлексия.

Дети рассказывают начало сказки наизусть и лучшие получают баллы.

Показывают свою иллюстрацию и рассказывают о происходящем.

Читают вопросы на листе самооценки и рядом пишут ответы.- взаимопроверка по слайду с ответами.

За каждый правильный ответ- балл



Дети с помощью словаря или учебника находят ответы на вопросы



Можно пользоваться учебником



Читают глаголы на листе самооценки и рядом записывают имена героев.- взаимопроверка по слайду с ответами.

За каждый правильный ответ- балл

Можно пользоваться учебником



ученики играют по очереди, добавляя балл за правильный ответ в свой лист самооценки.

Подводят итоги своей работы, называют количество заработанных баллов, определяют победителей

З.Конкурс «Внимательный чтец»

Лист для самооценки Фамилия______________ Вопросы

ответы 1К какому сроку царь Салтан попросил жену родить богатыря?


2. Сколько богатырей охраняло остров князя Гвидона?


3.Какую песенку пела белочка?

4.Мимо какого острова проплывали корабельщики, которые заезжали в гости к князю Гвидону?

5.Какого роста родился сын у Салтана?

6.В кого первый раз превратился Гвидон?

7.Кто главный у витязей?

8.Из чего был дом у белки?

9.Из чего были скорлупки на орешках у белочки?

10.Из какого дерева сделал себе лук сын царя Салтана?

11. Кем приходились морские витязи царевне Лебедь?

12. Что постоянно посылал с корабельщиками князь Гвидон царю Салтану?

4.Конкурс «Устаревшие слова.» Объясни выделенное слово.

«Со креста снурок шелковый, Натянул на лук дубовый...»

«Видит; весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате...»

«Торговали мы булатом, Чистым серебром и златом...»

«В чешуе, как жар горя. Идут витязи четами...»

Свет о белке правду бает


5.Конкурс «Эпитеты» - Вставить пропавшие слова в строки.

«Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в поле;

Море кругом,

Дуб над холмом.

Сын подумал: ужин

Был бы нам однако нужен.

Ломит он у дуба сук И в сгибает лук...»


б.Конкурс «Узнай героя».

1 .Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду

1 .

2. Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся

2

3. Разбежались, признались, повинились, разрыдались

3.

4. Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился,забился

4.

5. Поёт, грызёт, вынимает, опускает

5.

7 . Конкурс. «Сравнения». Вставить слова в строки.

И царица над ребёнком, как над орлёнком

И очутятся на бреге, в чешуе, как горя , тридцать три богатыря

А как речь-то говорит, словно журчит...




© 2010-2022