• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Берестов Честное гусеничное по технологии продуктивного чтения. (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Берестов Честное гусеничное по технологии продуктивного чтения. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению по технологии продуктивного чтения. Разработала учитель начальных классов школы - лицея № 16 - Мухамеджанова Жанар Серикбаевна.

Тема: В. Берестов «Честное гусеничное»; Цель: способствовать расширению представления о биографии и творчестве В. Берестова; создавать условия для развития устной речи учащихся, умения рассуждать, анализировать, выражать и отстаивать точку зрения; прививать интерес к чтению.

1.Мотивационно-целевой этап. 1) Орг. момент 2) Психолог. настрой 3) Проверка д/з.

Литературное чтение - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ -
Мы учим их - они учат нас.

-Чему учимся на уроках литературного чтения - С чего начнём урок?

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча».- Ребята , закройте глаза…Представьте, что у вас в руках зажженная свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо- тихо выдохните, чтобы не загасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. Молодцы! Откройте глаза и тихо займите свои места.

- Подумайте, что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (хорошее настроение, желание учиться…)

2. Подготовительная работа.

- Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека?

- Кто он может быть по профессии?

- Это портрет Валентина Берестова.

- Какой раздел мы изучаем? («Хочу все знать»).

- Мы уже читали некоторые произведения из данного раздела. О ком или о чем они?

- В этот раздел включено и произведение В. Берестова. Как вы думаете, почему?

- О ком он писал? Зная автора, мы можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся (сказка, рассказ).

Записываю на доске предположения.

- О ком или о чем будет произведение?

Записываю на доске предположения.

1 этап: Работа с текстом до чтения (антиципация).

Я хочу пригласить вас в одно удивительное место. Представьте себе, что вы летом очутились на лугу. Посмотрите, какие красивые цветы вокруг вас и красные, и белые. Чувствуете, какой аромат разливается по всему лугу? Кто это там поёт в вышине? Ой, кажется кто - то ползёт.
- Подул лёгкий ветерок и принёс к нам в класс лист. Ой, кто же на нем сидит (гусеница)
- Как вы думаете, почему гусеница пришла к нам на урок?
- Действительно, сегодня на уроке мы будем читать сказку о гусенице.
- Попробуйте узнать название сказки. Посмотрите на доску и определите закономерность.
Честное солдатское
Честное материнское

Честное__________(гусеничное)
-Так как называется наше произведение.

- Прочитайте, как В.Берестов назвал свое произведение.

Предположите, о ком или о чем будет это произведение? Как будут развиваться события?

Высказывания детей записываются на доске.

«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске:

О гусенице.

Слово гусеницы.

Гусеница стала бабочкой

- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?

- Кто будет героем произведения?

- Предположите, как могут развиваться события дальше.

Работа в «парах». Один человек из группы озвучивает прогноз.

Постановка задачи: Чтобы проверить и уточнить ваши предположения, мы должны провести «диалог с автором» через текст, созданный им.

2 этап: Работа с текстом во время чтения:

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.

- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из ваших предположений.

Выясняем, какое из предположений подтвердилось.

«Чтение вслух с остановками»

После прочтения каждого абзаца задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

-Какой себя считала гусеница?

-Куда любила она смотреться?

- Как гусеница о себе отзывалась?

-Кто встретился гусенице на лугу?

-Как девочка отреагировала увидев гусеницу?

-Какое слово дала себе гусеница?

-Зачем гусенице понадобилась шёлковая ниточка?

-Что построила для себя она?

Словарная работа ( по ходу чтения):

- Что такое кокон? Кокон - это оболочка , в которой гусеница превращается в куколку.

-Как было в коконе гусенице?

-Отчего она проснулась?

-Как же выбралась гусеница из кокона?

-Что подумала гусеница вновь увидев девочку?

Прочитайте про себя до конца, найдите ответ на вопрос:

- Как поступила гусеница и зачем?

-Что сказала девочка увидев ее?

-Кого увидела на каплях росы гусеница?

3 этап: Работа с текстом после прочтения:

- Как вы думаете, прочитанное произведение - сказка или рассказ? (сказка)

Проблемный вопрос: - Каким качеством обладала наша героиня?(трудолюбивая, терпеливая).

- Какой момент в тексте можно считать самым напряженным (кульминационным)?

- Как мы будем читать этот отрывок?

- Прежде чем читать, определим:

ТОН - спокойный или взволнованный

ТЕМП - быстрый или медленный

ГРОМКОСТЬ - тихо или громко

Чтение 2-3 учащимися.

- Как автор относится к своему герою?

(сначала показывает самоуверенность гусеницы, затем трудолюбие и терпение, а уже в конце красоту и скромность).

- Что такое самоуверенность?

Самоуверенность - это уверенность в своих возможностях, в самом себе, завышенная самоуверенность - это преувеличенная уверенность в себе и неспособность видеть свои ошибки.

- Что автор хотел донести до нас? Какова главная мысль рассказа?

- Для кого В.Берестов написал свою сказку?

Знакомство с автором.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) - русский детский поэт, писатель, переводчик.
Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Во время Великой Отечественной войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, Анной Ахматовой, Корнеем Чуковским. Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» также были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы - это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.

- Какой он писатель ? Таким вы себе его представляли?

Творческая работа.

Составление коллективного синквейна «Гусеница».

Гусеница

Зелёная, ползучая.

Ползает, обматывается, улетает.

Из обычной гусеницы преображается в бабочку.

Насекомое.

-Какие слова помогают «нарисовать» гусеницу? Что она делала?

Проверка задания. Подведение итогов. Рефлексия.

- Закончите фразу: «Сегодня я научился…»

« Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо…»

- Перечислите свои действия: «Читали … ФИО автора …

- Выразительно читали.

- Отвечали на проблемный вопрос.

Д/З: читать сказку и знать содержание, рисунок по содержанию.



© 2010-2022