Конспект урока русского языка по теме Местоимение (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме

«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Ельцова Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г. Полярные Зори

Цели и задачи:

дидактические

  • введение понятия о местоимении;

  • знакомство с личными местоимениями;

  • наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностью употребления личных местоимений;

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • формирование элементарных лингвистических компетенций.

развивающие

  • развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

  • развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

воспитательные

  • формирование чувства языка;

  • воспитание навыка самостоятельности;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Ход урока.

  1. Долгожданный дан звонок -
    Начинается урок.
    Начинаем мы опять
    Думать, рассуждать, смекать!

Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно записывать и найти путь к новому секрету русского языка.

  1. Словарная работа. Под диктовку: апельсин, багаж, ветер, вверх, ворона, кровать, малина, мечта, овощи, осина, погода, сапоги.

- Найдите лишнее слово. Почему? (вверх - это не существительное)

Закрепление знаний об имени (обратить внимание) существительном по схеме:

Имя сущ. - это …

Отвечает на вопрос …

Обозначает …

- Какое имя существительное отлично от других? (ворона) Образуйте с помощью суффиксов однокоренные слова - названия животных. (Вороненок, воронята, ворониха)

Ребус 7я /Семья/ Лист 1

  1. М. чистописания.

я яя яяя яяяя…



  1. Постановка проблемы.

-Чем интересна эта буква? Это также слово я.

- Предположите, какой части речи это слово?

- На какой вопрос отвечает? (Кто?)

- Возникла проблема. /Существительное или местоимение?/ Лист 2

- Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
- Попробуем сделать открытие!


  1. Открытие нового.

Чтение учителем текста из учебника упр.289.

- Послушайте текст, в котором встречаются похожие слова.

-О ком или о чём мечтает герой? Можно ли это определить? Какие слова нужно заменить, чтобы стало понятно? Чем они интересны? (Указывают на предмет, но не называют его). Лист 2

ИД Текст Лист 3

Самое прекрасное слово на Земле - мама. Мама - добрая и ласковая. У мамы умелые руки.

- О ком этот текст?

- Что заметили? (Неоправданный повтор)

- Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Какими словами?

- Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока.

- Отредактируйте текст. (Подбор замены слов)
- Прочитайте отредактированный текст. Слова, которые вы вставили, место какой части речи заняли?

Запишите его по памяти. /Текст закрыть./

Проверка. Дополнительное задание: орфограммы.

Пальчиковая гимнастика:

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!

- Какие слова вы вставили? (она, у неё)

- Место какой части речи заняли эти слова? МЕСТО ИМЕНИ Лист 2

- Так как же их назвали? (Местоимения) Почему их так назвали? Лист 2
- Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):

Местоимение. (записывают в тетрадь тему)

- Итак, какую роль местоимения играют в речи? - Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

  1. Учебник упр.290.

- Прочитайте предложения, вставьте подходящие по смыслу местоимения, записывайте в тетрадь через запятую. Прочитайте предложения «по цепочке».

Прочитайте записанные местоимения.

- Вместо каких слов они употребляются?

Зачем они употребляются?

Сделаем вывод: давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)
Итак, местоимение - это…

Часть речи

(почему?) - это отдельная группа слов.

- Называет предметы? (нет) Он --> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

- Указывает на предметы? (да) Укажите --> я, он, она…

только указывает на предметы

- Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

  1. Работа с определением по учебнику. Стр. 55, 56.

- Что еще узнали из определения? (это самостоятельная часть речи)

  1. Физминутка, стоя.

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

  1. Первичное закрепление. (Если хватит времени, письменно или устно.)

Познакомимся еще с одной семьей.

Работа с учебником.

- Рассмотрим упражнение 291. (Гусь - он; берега - на них; гусь - я; гусь, гусёнок, гусыня - мы.)

Рефлексия.
У.: Которое из местоимений было трудно найти в тексте? Почему?
Д.: Так как оно было употреблено не в начальной форме. Как изменяются местоимения, будем изучать на следующем уроке.

  1. Продолжение наблюдений. Исследование в группах. ИД - проверка. Лист 4,5,6

- Попробуйте местоимения разделить на группы. На листах - личные местоимения.

- По какому признаку вы их так разделили?

- Как ещё можно их разделить на группы?

(По числам и лицам- не давая пока определения).

- Когда используют местоимения каждой группы?

( Дать понятие «личных местоимений»). Работа по учебнику упр.292. Прочитайте диалог в лицах.

1 лицо - Кто начинает разговор?- Я. Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? - Мы.

2 лицо - Второй участник?- Ты. Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку?

А ещё так обращаются к группе людей. - Вы.

3 лицо - Кто не участвует? - Она, он. Какого не хватает? Оно. Как сказать о них всех? Они.

- Что ещё заметили? (3 л. изменяется по родам).


  1. Работа с определением по учебнику. ( На доске таблица)

а) Чтение правила.

б) Почему «личные» местоимения? (Указывают на лицо).

  1. «Чей ряд быстрее?».

Каждый ряд получает листок с 9 предложениями. Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.

  1. Я остановился в недоумении.

  2. Они тоже бывают разные.

  3. Поздравляем вас с праздником.

  4. Дружно пели мы песню.

  5. Видел ли ты сорокопута?

  6. Есть за что полюбить тебя.

  7. Вдруг она прыгнула в воду.

  8. Закинул он невод в море.

  9. Какого оно цвета?


  1. Итог урока.

- С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение). Добились ли вы цели, поставленной вами?
- Дайте определение местоимению.
- С какой группой местоимений работали? (Личные).
Учебник: выпишите только второе предложение с местоимением из пары номер 7 (под диктовку 1 ученика) из упр.290.

-Кто согласен с таким мнением? Дайте оценку классу, себе.

- На уроке очень хорошо поработали…(имена учащихся, оценки за урок …)

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.



  1. Домашнее задание. Пр. уч. с. 56, 57, стр. 63 упр. 2

  2. Рефлексия. Слайд последний со смайликами.

© 2010-2022