Статья Особенности обучения русскому языку детей с ОНР

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.В.Киселёва (Рязань)


Особенности обучения русскому языку детей с ОНР.


Источники способностей и дарований

детей находятся на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский.



Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Я работаю в коррекционной школе. У нас учатся дети с ОНР. У таких детей нарушены звуковая, лексическая и грамматическая стороны речи. Поэтому целенаправленная работа на развитие мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Уже во 2 веке до н.э. в Китае врачи утверждали, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы Владимира Михайловича Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. С первых дней ребёнка в школе выполняем упражнения на развитие мелкой моторики рук. Существует много видов заданий, упражнений и игр для развития мелкой моторики на уроках русского языка. На уроках обучения грамоте использую карточки с буквами, вышитыми разными стежками. Дети, многократно проводя пальчиками по вышивке, лучше запоминают написание буквы. Карточки помогают найти у буквы элементы, встречавшиеся раньше у других букв. Проводя пальчиком по вышивке, можно прочитать стихотворение. Например, при изучении буквы ж можно обратить внимание учеников на то, что буква похожа на жука: Жук упал и встать не может, Ждёт он - кто ему поможет. или Жу-жу, жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву «Ж» всё твержу. Ученикам первых и вторых классов предлагаю игры с крупами и макаронами. Детям нравятся задания: выложи букву или слог, нарисуй картинку или узор. Эта работа помогает не только развивать мелкую моторику рук, но и умение работать в паре, договариваться.

На небольшой поднос высыпаем манку и тонким слоем распределяем её на всей поверхности. Теперь можно писать пальчиком буквы, слоги и слова и даже рисовать. При выполнении заданий обязательно нужно проговаривать стихотворения.

Буква А всему глава,

УСтатья Особенности обучения русскому языку детей с ОНР. неё солидный вид,

Потому, что бука А

НСтатья Особенности обучения русскому языку детей с ОНР.ачинает алфавит!

Астры, аисты, аптеки

С буквой А дружны навеки!

Статья Особенности обучения русскому языку детей с ОНР. У моей подружки
Маленькие ушки,
Мяконькие лапки,
Коготки-царапки
И забавный хвостик…
Приходите в гости,
Познакомлю с нею,
С Муркою моею. Есть у нас наборы разноцветных пуговичек. Их используем при звуко-буквенном анализе слов. На уроках русского языка часто пользуемся светофорами, сигнальными карточками (гласные буквы, парные согласные, предлоги, падежи, спряжение, склонение, число, части речи). Использование сигнальных карточек позволяет классу работать быстрее, а учителю видеть работу всех учеников. Использование «шнуровки» на уроках русского языка - это реально. При помощи родителей было сделано много игр и пособий. Расскажу о некоторых. 1 вид. Пособие для закрепления темы «Число имён существительных». На цветном картоне в разных углах две записи «единственное число» и «множественное число». Вокруг них дырочки. Даны карточки со словами. Нужно определить число существительного и при помощи верёвочки разместить и пришнуровать у нужной подписи. Пособие хорошо тем, что слова для размещения можно постоянно менять. Похожие пособия существуют для закрепления тем «Части речи», «Род имён существительных», «Спряжение глагола». 2 вид. «Проложи маршрут». Пособие эффективно при изучении правил о частях речи. Правило делится на части, приклеивается на картоне в разном порядке. Около каждой части делается две дырочки. Дети ведут верёвочку от одной части к другой, прокладывая «путь». Это позволит запомнить правило быстрее и надолго. Все эти игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук, внимание, творческую фантазию. Выполняя упражнения, дети учатся работать целенаправленно, сосредоточенно, сознательно преодолевать трудности, радоваться созданному. Объединяя детей в пары и группы, я учу их работать вместе: быть внимательным к товарищам, договариваться, отстаивать свою точку зрения, радоваться чужой удаче, доводить начатое до конца.


© 2010-2022