- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению
Конспект урока по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Микова И.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока Авторские сказки.
Материал для чтения. Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»
Решаемые проблемы: Что такое авторская сказка? Кто такой Г.-Х. Андерсен?
Понятия: Авторская сказка, Дания, Г.-Х. Андерсен, слова «олово», «батист», «табакерка»
Предметные результаты: ОБУЧАЮЩИЙСЯ Познакомится с понятием «авторская сказка», ее отличием от народной. Научится составлять план произведения для его пересказа, пересказывать текст по плану.
УУД:
Регулятивные: проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий.
Познавательные: определять последовательность событий, составлять план.
Коммуникативные: работать в паре.
Личностные: понимание необходимости, важности чтения для современного человека.
1.Минуты поэзии.
С какими литературными произведениями мы знакомились на прошлом уроке? Какое домашнее задание вы получили?
- Кто готов? 2-3 ученика Чтение наизусть стихотворений о зиме.
- Этими произведениями мы закончили работу над разделом «Зимние странички»
2.Работа над новым материалом.
1.Введение в новый раздел.
Учитель. Сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название.(Учащиеся читают). Вспомните, какие авторские сказки мы читали во втором классе.(Дети вспоминают сказку братьев Гримм «Три брата» , М.Горького «Воробьишко» , Б.Заходера «Серая Звёздочка» , «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина). Если ребята затрудняются с ответом, можно прочитать одну-две фразы из произведения, например: « Выросли сыновья молодцами, один другого лучше» (бр. Гримм «Три брата»). « На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). «Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал.» (М.Горький «Воробьишко»). «Тут вмешались Розы - они предложили назвать её Красавицей» (Б.Заходер «Серая Звёздочка»).
Учитель. Давайте вспомним, что мы узнали во 2-м классе об авторских сказках. Чем они отличаются от народных?
- Я предлагаю вам поработать в парах и заполнить таблицу. Прочитайте задание. (Вспомни и запиши отличия народных и авторских сказок)
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? (Сравнить авторскую и народную сказки)
- На это задание у вас 5 минут
- ИТАК (работаю у доски, заполняю таблицу)
1. Кто является создателем народной сказки? А литературный?
2. Прочитайте второй пункт таблицы. Как вы на него ответите?
3. Мы с вами говорили о вариантности сказок. Что можно сказать об этом по отношению к народным и литературным сказкам?
4. Можно установить время создания народной сказки? А авторской?
5. Что вы знаете о жанрах народных сказок? А об особенностях авторской сказки?
Сказки
народные
авторские
-
Автор
Народ
Поэт или писатель (конкретное лицо, творец)
-
Форма создания
Устная
Письменная
-
Вариантность
Многовариантная: сказитель может вносить свои изменения
Одновариантная: внесение изменений не допускается.
-
Время создания
Не определено
Известно.
-
Жанровая отнесённость
Ограничивается определённым жанром
-
о животных;
-
волшебная;
-
бытовая.
Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебный и сказки о животных.
Учитель. В этом году мы продолжим чтение сказок новых авторов. Прочитайте вводную часть к сказке. Какая главная задача будет стоять перед нами в нынешнем учебном году? (Дети читают текст и отвечают на поставленный вопрос.) А чью сказку мы будем читать сегодня?
Ученик. Мы будем читать сказку Ганса Христиана Андерсена.
Учитель. Я расскажу вам об этом писателе.
2. Рассказ учителя.
Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни (До революции: приют для стариков, инвалидов). Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их…
Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним ( он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике , у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.
В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген. ( Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе ! )
Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море - памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином, в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.
Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.
3. Рассказы детей о любимых книгах и героях Г. Х. Андерсена.
Учитель. Ребята, а кто уже читал сказки Андерсена? Какие сказки ваши самые любимые? Назовите. О чём они?
Примерные вопросы к викторине.
-
Как звали мальчика из сказки «Снежная королева?» (Кай)
2) Какой предмет помог королеве выяснить, что перед ней настоящая принцесса? (Горошина)
3) В кого превратилось ячменное семечко? (Дюймовочка)
4) В кого превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)
5) Героиня сказки «Снежная королева» (Герда)
6) Изобретатель волшебного горшочка. (Свинопас)
7) Какое слово должен был сложить Кай из льдинок? (Вечность)
8) Как называется сказка о храбром солдате? («Огниво»)
Ф/М
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз - два!
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
4.Начало работы над сказкой «Стойкий оловянный солдатик»
- О чём вам говорит название сказки? «Стойкий оловянный солдатик» (Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный)
- Но есть у этого названия и другой смысл, а какой - мы узнаем, прочитав эту сказку.
Чтение вслух по цепочке начального отрывка текста и проводят наблюдения над реальными и фантастическими чертами сказки.)
Попутно объясняется смысл слов, встретившихся в читаемом тексте : «батист» - тонкая прозрачная ткань ; «табакерка» - коробка для табака ; «бука» - фантастическое, страшное существо.
5. Беседа по содержанию сказки.
1. Назовите героев сказки. Какие из них - главные ?
2. Найдите чудесное и реальное в сказке. Чего больше ?
3. Есть ли в сказке подробное описание обстановки, внешности героев ?
4. Можно ли сказку назвать волшебной ? Почему ?
6. Итог. Рефлексия.
- Какую учебную задачу мы ставили на сегодняшний урок? Что вы узнали ? Выполнили ли мы поставленную задачу?
7. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца, выполнить задание, записанное на карточках. (Учитель выдаёт каждому ученику карточку для домашней работы.)