Конспект урока по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока Авторские сказки.

Материал для чтения. Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Решаемые проблемы: Что такое авторская сказка? Кто такой Г.-Х. Андерсен?

Понятия: Авторская сказка, Дания, Г.-Х. Андерсен, слова «олово», «батист», «табакерка»

Предметные результаты: ОБУЧАЮЩИЙСЯ Познакомится с понятием «авторская сказка», ее отличием от народной. Научится составлять план произведения для его пересказа, пересказывать текст по плану.

УУД:

Регулятивные: проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий.

Познавательные: определять последовательность событий, составлять план.

Коммуникативные: работать в паре.

Личностные: понимание необходимости, важности чтения для современного человека.

1.Минуты поэзии.

С какими литературными произведениями мы знакомились на прошлом уроке? Какое домашнее задание вы получили?

- Кто готов? 2-3 ученика Чтение наизусть стихотворений о зиме.

- Этими произведениями мы закончили работу над разделом «Зимние странички»

2.Работа над новым материалом.

1.Введение в новый раздел.

Учитель. Сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название.(Учащиеся читают). Вспомните, какие авторские сказки мы читали во втором классе.(Дети вспоминают сказку братьев Гримм «Три брата» , М.Горького «Воробьишко» , Б.Заходера «Серая Звёздочка» , «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина). Если ребята затрудняются с ответом, можно прочитать одну-две фразы из произведения, например: « Выросли сыновья молодцами, один другого лучше» (бр. Гримм «Три брата»). « На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). «Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал.» (М.Горький «Воробьишко»). «Тут вмешались Розы - они предложили назвать её Красавицей» (Б.Заходер «Серая Звёздочка»).

Учитель. Давайте вспомним, что мы узнали во 2-м классе об авторских сказках. Чем они отличаются от народных?

- Я предлагаю вам поработать в парах и заполнить таблицу. Прочитайте задание. (Вспомни и запиши отличия народных и авторских сказок)

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой? (Сравнить авторскую и народную сказки)

- На это задание у вас 5 минут

- ИТАК (работаю у доски, заполняю таблицу)

1. Кто является создателем народной сказки? А литературный?

2. Прочитайте второй пункт таблицы. Как вы на него ответите?

3. Мы с вами говорили о вариантности сказок. Что можно сказать об этом по отношению к народным и литературным сказкам?

4. Можно установить время создания народной сказки? А авторской?

5. Что вы знаете о жанрах народных сказок? А об особенностях авторской сказки?

Сказки

народные

авторские

  1. Автор

Народ

Поэт или писатель (конкретное лицо, творец)

  1. Форма создания

Устная

Письменная

  1. Вариантность

Многовариантная: сказитель может вносить свои изменения

Одновариантная: внесение изменений не допускается.

  1. Время создания

Не определено

Известно.

  1. Жанровая отнесённость

Ограничивается определённым жанром

  • о животных;

  • волшебная;

  • бытовая.

Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебный и сказки о животных.

Учитель. В этом году мы продолжим чтение сказок новых авторов. Прочитайте вводную часть к сказке. Какая главная задача будет стоять перед нами в нынешнем учебном году? (Дети читают текст и отвечают на поставленный вопрос.) А чью сказку мы будем читать сегодня?

Ученик. Мы будем читать сказку Ганса Христиана Андерсена.

Учитель. Я расскажу вам об этом писателе.

2. Рассказ учителя.

Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни (До революции: приют для стариков, инвалидов). Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их…

Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним ( он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике , у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.

В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген. ( Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе ! )

Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море - памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином, в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.

Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.

3. Рассказы детей о любимых книгах и героях Г. Х. Андерсена.

Учитель. Ребята, а кто уже читал сказки Андерсена? Какие сказки ваши самые любимые? Назовите. О чём они?

Примерные вопросы к викторине.

  1. Как звали мальчика из сказки «Снежная королева?» (Кай)
    2) Какой предмет помог королеве выяснить, что перед ней настоящая принцесса? (Горошина)
    3) В кого превратилось ячменное семечко? (Дюймовочка)
    4) В кого превратился Гадкий утёнок? (Лебедь)
    5) Героиня сказки «Снежная королева» (Герда)
    6) Изобретатель волшебного горшочка. (Свинопас)
    7) Какое слово должен был сложить Кай из льдинок? (Вечность)
    8) Как называется сказка о храбром солдате? («Огниво»)

Ф/М

Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз - два!
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели - встали, сели - встали.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

4.Начало работы над сказкой «Стойкий оловянный солдатик»


- О чём вам говорит название сказки? «Стойкий оловянный солдатик» (Это сказка об игрушке-солдатике, сделанном из олова - мягкого металла. Стойкий, потому что устойчивый, прочный)
- Но есть у этого названия и другой смысл, а какой - мы узнаем, прочитав эту сказку.

Чтение вслух по цепочке начального отрывка текста и проводят наблюдения над реальными и фантастическими чертами сказки.)

Попутно объясняется смысл слов, встретившихся в читаемом тексте : «батист» - тонкая прозрачная ткань ; «табакерка» - коробка для табака ; «бука» - фантастическое, страшное существо.

5. Беседа по содержанию сказки.

1. Назовите героев сказки. Какие из них - главные ?

2. Найдите чудесное и реальное в сказке. Чего больше ?

3. Есть ли в сказке подробное описание обстановки, внешности героев ?

4. Можно ли сказку назвать волшебной ? Почему ?

6. Итог. Рефлексия.

- Какую учебную задачу мы ставили на сегодняшний урок? Что вы узнали ? Выполнили ли мы поставленную задачу?

7. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца, выполнить задание, записанное на карточках. (Учитель выдаёт каждому ученику карточку для домашней работы.)


© 2010-2022