- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка 3 класс
Конспект урока русского языка 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шайдуллина С.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ Тема: Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей Цель: - развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме; - развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы. Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный. Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый. Приёмы умственной деятельности: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение. Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся). Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н.Бунеев, мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, раздаточный материал (карточки для групповой работы). По типу - это урок обобщения и систематизации изученного. По форме проведения - урок-беседа.
Этапы урока
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа».
Языковая разминка. 1. Рассказ учителя о происхождении слов. - Знаете ли вы, ребята, что некоторые привычные слова раньше были сложными? - Что такое шиворот? Вот история этого слова. Слово шив вначале означало «шея». Возникло сложное слово шивоворот - «шейный ворот», затем одно во выпало, и образовался современный шиворот. - А что может рассказать вам географическая карта? (На ней много названий, некоторые из них - сложные слова.) - Почему города получили такие названия: Волгоград, Магнитогорск, Петрозаводск, Новосибирск,и т.д.? - Ребята, а кто из вас догадается - название какого города не хватает на нашей карте. Этот город мы все хорошо знаем и любим. (Ответы детей). Конечно же это наш любимый Нижнекамск. А как вы думаете от каких слов было образовано название нашего города? (Нижняя Кама, его название обусловлено географическим расположением - земля в нижнем течении реки Камы) -Ученики записывают 2-3 названия городов, которые являются сложными словами. 2. Самостоятельное формулирование учениками заданий к упр. 138 в учебнике.
(Найдите сложные слова и запишите их. / Выпишите имена собственные. Какие из них являются сложными словами? / Найдите сложные слова, объясните их значение. /)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Афанасий предложил дедушке составить из двух слов (любит книги) одно. Посмотрите, что получилось у дедушки (любокниг)
- Как вы думаете, правильно ли составил дедушка слово?
- А как бы вы его составили?
- А кто такой книголюб?
- Запишите слово. Докажите что оно сложное.
Работа в группах.
- У вас два набора слов, составьте из них сложные слова.
Тугой, думать
Добрый, душа
Лежать на боках
Любить, знания
Сладкий, еда
Жизнь, радоваться
- Запишите полученные слова на доске.
Тугодум
Добродушный
Лежебока
Любознательный
Сладкоежка
Жизнерадостный
- Это сложные слова? Докажите.
- На какой вопрос отвечают слова первого столбика?
- На какой вопрос отвечают слова второго столбика?
- О ком говорят, употребляя в речи эти слова?
- Попробуйте вспомнить сложные слова, которые обозначают внешние, портретные черты человека или черты его характера. (О человеке, о его чертах характера.) - Предположите, какой будет тема урока. (Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.)
ΙV. Развитие умений - применение знания. Работа в учебнике. 1. Упр. 136 - развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней. - Что общего у всех этих слов? (Они сложные; характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи.) - Объясните лексическое значение каждого слова. (Лежебока - лентяй, буквально - тот, кто много лежит на боку; водохлёб - тот, кто много пьёт воды, буквально - хлебает воду, и т.д.) - Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон? (Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.) - Как называются такие слова? (Синонимы.) Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы. (В слове сладкоежка - 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежка и наблюдают за чередованием согласных в корнях ед-, еж-. 2. Упр. 137 - развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера. Коллективная работа над значениями слов. Запись по вариантам. Вариант I. 2-3 слова, называющие положительные черты характера.
Вариант II. 2-3 слова, называющие отрицательные черты характера. 3. Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека. - Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. (Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий, бледнолицый и т.д.) Это интересно: - А знаете ли вы, что означает слово курносый? Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. короткий (сравните: обкорнать - обрезать, укоротить; корноухий - короткоухий). Отсюда и образовалось слово корноносый. Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.
- Устно опишите внешность вашего друга, используя сложные слова.
ΙV. Итог урока.
- Какова тема урока?
- Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью - либо внешность. Назовите такие слова.
- Назовите сложные слова, обозначающие: черты характера, черты внешности человека.
Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. В своих тетрадях на полях нарисуйте смайлик с улыбкой, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в составлении и записи сложных слов. Если осталось что-то неясно, нарисуйте смайлик погрустнее.
Покажите свои рисунки.
- Спасибо вам за урок. До свидания.
V. Домашнее задание.
1. Упр. 6, с. 117.
Используемая литература:
-
учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н.Бунеев,
-
«Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 3 класс» / Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева
-
school2100.ru/
5