- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогическая технология Метод проектов
Педагогическая технология Метод проектов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чудоквасова Г.А. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Содержание
Введение 3
-
Из истории метода проектов 4
-
Педагогическая технология «Метод проектов» 6
-
Понятие проекта, классификация проектов. Этапы проекта. 12
-
Метод проектов в обучении информатики 15
-
Метод проектов в обучении математики 20
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Приложения
"Всё, что я познаю, я знаю, для чего
мне это надо и где и как я могу эти
знания применить"
(Е.С. Полат)
Введение Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. В настоящее время насущным требованием к обучению является построение личностно-ориентированной педагогической системы, поиск и развитие задатков и способностей, заложенных природой в каждом обучающемся. Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Сейчас актуально развитие способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Этому требованию как нельзя лучше отвечают современные педагогические технологии практической направленности и в частности метод проектов.
Из истории метода проектов
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. В начале нового века в школе внедряются новые методы обучения, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. Главным таким достижением было выявление принципа саморазвития личности. Его реализация потребовала разработки новых методов обучения, основанных на активности личности. В начале XX века Д. Дьюи и его последователями (Э. Паркхерстом, У. Килпатриком, Е.Коллинсом) был разработан «метод учения посредством делания». У. Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название «метода проектов». Появились экспериментальные школы, в которых акцент обучения переносился на личность ребенка, на развитие в нем активных творческих начал. В России этот метод получил известность после издания брошюры У. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.) Технологии проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности ученика и учителя. Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к методу вновь возник интерес.
Педагогическая технология "Метод проектов" Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. В "Российской педагогической энциклопедии" даётся такое определение метода проектов - это "система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов". Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дают возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий. В основе использования метода проектов лежат три базовых принципа, предложенных Еленой Паркхест:
- •свобода ребенка;
- •взаимодействие его с группой детей;
- •гибкое распределение учебного времени.
- мотив,
- цель,
- этапы,
- способы,
- предмет,
- результат.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; план мероприятий, пр.); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
-
выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
- Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
- Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
- Умение работать в группе, в команде
- Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
- Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества.
- Преподаватель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
- Повышается уровень преподавателя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
- Преподаватель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Понятие проекта, классификация проектов. Этапы проекта. В работе с помощью методов проектов используются учебные проекты, телекоммуникационные проекты, шоу-проекты и т.д. Что же такое проект? Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») - 1) технические документы - чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту - проект предполагает определение цели. Проектировать - 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план. Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей… Образовательный (учебный) проект - это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предмета, темы, события, явления. Учебный проект - это форма, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. (приложение №1)
Этапы проекта
- разработка проекта темы;
- моделирование;
- реализация;
- анализ выполненного проекта;
- защита проекта;
- внедрение проекта.
Основные требования к проекту: 1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы); 2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации; 3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; 4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы; 5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов:
- По форме работы: индивидуальные, групповые, коллективные;
- По направленности работы: монопредметные (по одному предмету), межпредметные;
- По времени реализации проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- По виду деятельности: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые.
- владение способами познавательной деятельности; умение использовать различные источники информации,
- методы исследования и обработки полученной информации (сравнение, анализ, использование схем, таблиц и др.);
- коммуникативные и адаптивные качества;
- умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
- самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Метод проектов в обучении информатики На наш взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для студентов превращается в увлекательную захватывающую деятельность. Применение метода проектов в практике преподавания информатики в явилось поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. Обучающиеся приходят к нам из разных школ: сельских, городских. У одних информатики не было вообще, у других - информатика с 5-го класса, некоторые обучающиеся свободно владеют навыком работы с компьютером в различных программных продуктах. Многие обучающиеся имеют персональные компьютеры дома и считают себя «асами»».Но на деле- это только умение играть, слушать музыку и смотреть видеофмильмы. Но большинство обучающихся, особенно девочки не имеют понятие о простейших понятиях информатики. Поэтому для одной части обучающихся информатику необходимо проводить на повышенном уровне, для другой части обучающихся обучение необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс обучения становится сложно. Кроме того, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией. Второй важной проблемой является с одной стороны многообразие сфер применения информационных технологий, от областей искусства до сложных задач моделирования реальных процессов, с другой стороны школьники, собранные вместе в рамках классно-урочной организации обучения и имеющие широкий спектр направленностей и потребностей. Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым обучающимся видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационной технологии. Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями. Традиционное ведение занятий предполагает проведение теоретических и практических занятий, причем, как правило, сначала идет изучение теоретического материала, а потом его «закрепление» на практикумах и лабораторных работах. При этом упускается из поля зрения задача, при решении которой и будут востребованы полученные знания и умения. Такой подход в обучении не способствует мотивации обучаемого и приводит к потере времени и интереса к учебной деятельности. Из своего опыта работы я могу утверждать, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой изучаемый материал не вызовет у них познавательного интереса к предмету. А без него снижается и продуктивность занятия. Содержание, формы, методы и средства обучения, применяемые на уроке должны максимально учитывать индивидуальные особенности ученика и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом. Именно поэтому я решила применять метод проектов на уроках информатики. Так, изучение темы «Прикладное программное обеспечение» можно разбить на систему проектов, в результате которых обучающиеся приобретают знания и умения по основным прикладным программам. Причем это изучение идет на различных уровнях в зависимости от обученности детей, уровня самостоятельности, желаемых навыков. Например, при изучении графического редактора Paint можно предложить следующие проекты: 1. Зима - любимое время года. 2. Моя профессия. 3. Летние пейзажи. Работу над проектами можно сделать как групповой, так и индивидуальной. При групповой работе обучающиеся в качестве защиты проекта создают презентацию работ, которая будет отражать уровень использования возможностей графического редактора. Для обучающихся, хорошо владеющих компьютерной техникой можно предложить изучение других графических растровых редакторов (например, CorelPHOTO-Paint, Adobe Photoshop). На мой взгляд, наибольший интерес представляет собой проекты, в которых обучающиеся используют несколько видов программ (Word, Paint, Excel), а также знания из других учебных дисциплин, а также профессиональных навыков. Так, в группах девочек-парикмахеров можно предложить проект «Прическа и форма лица», «Виды макияжа», в которых широко будут использованы знания из предметов: «Материаловедение», «Технология парикмахерских услуг», «Специальный рисунок». На уроках информатики перед обучающимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта (приложение №3). Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся. Каждой группе выдается календарь-график работы над проектом в зависимости от его продолжительности, в который участники проекта записывают планируемые сроки работы (приложение №4). Приведу несколько примеров:
- Мой компьютер шагает в ногу со временем.
- Оптимальный набор программ для моего компьютера.
- Характеристики современного компьютера.
- Периферийное оборудование вокруг нас.
- Смоделируй свой компьютер.
- Опасности сети Интернет.
- Тест. Проверка знаний (создание программы).
- База данных - это роскошь или необходимость.
- В табличном процессоре проводят анализ цен, строят графики сравнения цен, покупательской способности. Вычисляют рост цен (в процентах), находят среднее значение цен на товары по городу.
- В текстовом редакторе проводят описание этих магазинов, расположение, схему проезда, приводят права и обязанности покупателей. (для этого можно использовать Консультант-плюс или Internet)/
- В растровом или векторном редакторе рисуют эмблему магазина.
- На основе этих данных, рисунков, графиков строят презентацию и делают вывод «Где выгоднее всего покупать товары и почему?»
Метод проектов в обучении математики
На уроках математики, также можно использовать учебные проекты. При этом решаются следующие важные проблемы для обучающихся:
-
Максимальное использование самостоятельной работы как на уроках, так и во внеурочное время
-
Обучающиеся не просто решают типичные задачи и упражнения, но и развивают творческое мышление.
- Во время работы над проектом развивается творческо-экспериментальная работа.
- Осуществляется непрерывная связь математики и информатики
- Осуществляется развитие навыка работы с дополнительной литературой, пользованием Интернета и других источников информации.
- Активно развивается пространственное и логическое воображение.
- Параллельность в пространстве
- Перпендикулярность в пространстве
- Многогранники
- Призма
- Параллелепипед
- Пирамида
- Тела вращения.
- Цилиндр
- Конус
- Шар.
- Определение цели и направлений проекта. На первом уроке ставится цель проекта. Обучающиеся разбиваются на группы. Разбиение на группы может происходить по желанию. Максимальное количество в группе - 6 человек. В группе должны быть обучающиеся разного уровня знаний. Выделяются основные направления проекта, по которым будет вестись работа:
- Изучение свойств перпендикулярных прямых в пространстве;
- Изучение перпендикулярности прямой и плоскости;
- Изучение понятия перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной на плоскость;
- Изучение теоремы о трех перпендикулярах (ТТП);
- Применение ТТП к решению задач;
- Изучение признака перпендикулярности плоскостей.
- Изучение основных понятий. В ходе 2-3 уроков ребята своей группой изучают основные понятия. В ходе работы сильные обучающиеся могут помогать слабым и пользоваться консультацией преподавателя.
- Выбор темы проекта. Изучив основные понятия, ребята могут определиться с выбором проекта. При работе над проектом, ребята эту тему изучают боле углубленно. При этом строятся модели, которые помогут наглядно сформулировать или доказать теорему, решить задачу. В группах автомехаников возможно использование программирования (в группах по профессии «Автомеханик» программирование изучается на I курсе). Графические программы (например, по теореме о трех перпендикулярах) наглядно позволяют выстроить модель чертежа в пространстве. Решается максимальное количество задач по теме.
- Презентация проекта. На презентацию проекта ребята выносят следующие продукты:
- название и цель проекта;
- краткий конспект темы;
- задачи, решенные в ходе проекта (с решением);
- основные модели и чертежи для защиты проекта;
- задачи, носящие прикладной и профессиональный характер, которые придумали сами обучающиеся с решением и чертежами.
- Защита проекта. В ходе защиты проекта обучающиеся проявляют свои знания и навыки, полученные в ходе работы над проектом. При этом защита проекта должна выполнять главную задачу - сформировать у остальных обучающихся знания по данной теме.
- Коллективное обсуждение, оценка, выводы. После защиты подводятся итоги о глубине изучения темы, правильности решения задач, выбора видов наглядности и их оформления, привлечение знаний из других областей. Также необходимо отметить активность каждого участника проекта, характер общения и взаимопомощи в группе. Оценивается вся работа, и выставляются оценки всем участникам проекта.
Метод проектов также целесообразно использовать на уроках высшей математики. В частности, при изучении тем:
-
Комбинаторика.
-
Статическое и классическое определение вероятности.
-
Формулы полной вероятности и формула Байеса.
Заключение Метод проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагога, разрабатывающего проект. Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. В заключение, хочется остановиться на неочевидных достоинствах проектной деятельности. Она позволяет решать некоторые учебные и воспитательные проблемы, другими средствами трудно решаемые.
- Актуализация. Одна из самых сложных проблем в обучении - это создание мотивации. Трудно объяснить обучающемуся, который хочет стать автомехаником, зачем решать задачи про бассейн и две трубы. А вот проект увлекает и позволяет актуализировать полученные знания.
- Навык создания группы и работы в ней. «Деловые» коллективы, в которых вращается подросток, формируются не им. Компания же друзей, как правило, решает только досуговые задачи. Поэтому формирование группы для совместной работы и деловые взаимоотношения в ней - еще один ценный навык, приобретаемый обучающемся в проектной деятельности. Очень часто подростки с низким социальным статусом, но обладающие навыками и знаниями, в процессе создания проекта становятся ситуативными лидерами.
- Навык конкурентной борьбы. В трудовой жизни современного человека встречается все чаще ситуация конкурса: конкурсный прием на работу, конкурсное замещение вакантной должности. Но чем раньше, человек получает такие навыки, тем быстрее учится ориентироваться в специфических условиях, тем более оказывается подготовленным ко взрослой жизни. Впрочем, научиться надо не только достойно проигрывать, но и достойно выигрывать. Атмосфера многих компьютерных конкурсов весьма этому способствует.
- Создание готового продукта. Из большого количества навыков, которые пригодятся подростку в любой профессии, есть ситуации, с которыми обучающиеся сталкиваются крайне редко. Одна из них - создание готового продукта. Все работы (сочинения, рефераты и т.п.) воспринимаются, как учебные продукты, которые часто никто, кроме преподавателя, не увидит. Есть здесь несколько исключений: стенгазеты, рисунки, изделия, произведенные на производственной практики. Но в эти вещи, как правило, вкладывается мало интеллектуальных способностей и умений. У обучающегося же должен быть опыт создания востребованной вещи, сделанной к определенному сроку. Хороший проект позволяет изменить самооценку, гордиться результатом своего труда.
Список использованной литературы
- Бухаркина М.Ю, М.В. Моисеева. ПМК-5 - Програмно-методический комплекс.- М.: А/О КУДИЦ, 1993г.-С. 38.
- Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. - Барнаул: АКИПКРО, 2001. - 569
- Intel Обучение для будущего:Учеб.пособие/Под ред. Е.Н.Ястребцевой и Я.С.Быховского. - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. -368Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя/Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПб.:КАРО, 2005. - 96 с.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. Академия. - 1999.
- Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004. - стр. 503.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.1. М.: Большая Российская Энциклопедия.- 1993.-608с.
- Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - 230 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002. - 488 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - Москва, 1998.
- Чумичева Н.М. Применение метода проектов в обучении математике/сайт festival.1september.ru/2004-2005 г..
- Internet-сайт college.biysk.secna.ru
- Internet-сайт pedagog.home.nov.ru
Приложение №4.
Технические данные кабинета
Средства вычислительной техники
Наименование
Характеристика
Кол-во
Системный блок
Intel Celeron (R) 3 ,06 ГГц мГц ОЗУ 1Гб
1
Aquarius Pro 3,06 ГГц ОЗУ 896 Мб
13
Монитор
1. ЖК-дисплей 17" Aquarius
12
2. ViewSonic
1
Клавиатура
Интернет-кнопки,
Genius KB-0138
13
Модем
1
Экран
1
Мультимедийный проектор
1
. Все компьютеры объединены в локальную одноранговую сеть. Имеется выход в Интернет
Приложение №3
Памятка для обучающихся
-
Проанализируй реальную ситуацию и сформулируй проблему.
-
Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
-
Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
-
Сформулируй цель выполнения своего проекта.
-
Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
-
Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
-
Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
-
Обоснуй ценность своего продукта.
-
Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
-
Сделай вывод на основе полученных данных.
Структура работы над проектом
Приложение №2
Приложение №1
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧАЩИМСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Постановка проблемы
- называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом. - описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию, - указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации. - самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя,- указывает на причины существования проблемы.
-самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации;- указывает на пути решения проблемы,
Целепола-гание и планир-ование
- демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем,
- расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта,
- дает описание продукта, который будет получен в результате реализации проекта.
- самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя,
- дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта,
- контролирует соблюдение последовательности действий.
- самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы,- самостоятельно определяет, какие действия следует пред-принять для решения задач на основе общего подхода (стра-тегии, технологии), выработан-ного совместно с учителем,
-определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте,
-оценивает промежуточные результаты.
- предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив; - анализирует необходимые ресурсы, - прогнозирует последствия появления продукта,- корректирует план на основании оценки промежуточных результатов.
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Оценка результата
-сравнивает полученный продукт с его описанием,
- определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта,
- определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему.
- определяет соответствие полученного продукта запланированному на основе заранее заданных ему критериев,
-определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения он получил в ходе реализации проекта,
- обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему.
- разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по этим критериям,- дает рекомендации по использованию полученного продукта,- определяет, какие новые способы деятельности он освоил при реализации проекта.
- обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач.
- определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом,
- определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом,
- предлагает пути преодо-ления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем,
- оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией.
Поиск информации - задает вопросы, указывающие на отсут-ствие информации, необ-ходимой для того или иного действия в рамках проекта, - следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем. - определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, - определяет «белые пятна» в имеющейся информации,
- демонстрирует владение технологиями поиска инфор-мации в источнике опреде-ленного типа (источник задает учитель),
- использует бумажные и электронные каталоги.
-определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации,
- прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта,
- формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе.
- указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе,
- обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику,
- вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации.
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Обработка информации - структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенной учителем, - высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта, - делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации.
- систематизирует и структу-рирует полученную информа-цию в соответствии с принци-пами, определенными совместно с учителем,
- высказывает свое пони-мание (интерпретирует) само-стоятельно полученных дан-ных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.),
- определяет необходи-мость той или иной информации для реализации проекта,
- использует полученную информацию для аргумен-тации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта
- самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений,
- интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта, - дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным
- сопоставляет информацию, полученную из разных источников,
- делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия).
- предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации,- делает аргументированный вывод на основе информации, полученной из всей совокупности источников.
Письменная коммуни-кация
- соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем,
- демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы и т.п.),
- соблюдает нормы и прави-ла оформления документа
- определяет цель и аудиторию для предъявления информации,
- использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).
- самостоятельно определяет адекватные форму и струк-туру предоставления инфор-мации и носители информа-ции, в зависимости от цели ее предъявления и предполагае-мых потребителей продукта.
При работе над проектом учащийся:
УРОВЕНЬ I
УРОВЕНЬ II
УРОВЕНЬ III
УРОВЕНЬ IV
Публичное выступление - готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту,
- отвечает на уточняющие вопросы.
- готовит по образцу (жанр, форма), предложен-ному учителем, и делает публичное выступление о цели, содержании полученной информации или результатах проекта, - обращает аудиторию к наглядным материалам,- отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления.
- самостоятельно ставит цель публичного выступления, - самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации; - использует общепринятые сред-ства невербального воздействия на аудиторию,- отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления.
- демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию, - отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции,- организует обратную связь с аудиторией.
Групповая коммуни-кация
-принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем; - предлагает группе свои идеи, - выражает свое отношение к чужим идеям,- выполняет порученную часть работы, понимая ее значение для общего результата.
- договаривается о правилах обсуждения в группе; - убеждается в том, что его идея правильно понята другими членами группы, - задает вопросы, направлен-ные на понимание идей других членов группы, - самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе группы, берет на себя определенные обязанности и участки работ,- оценивает свой вклад в работу группы.
- высказывает свои ожидания от группового обсуждения, - использую эффективную процедуру группового обсуждения, - развернуто аргументирует свои высказывания, - подвергает аргументированной критике идеи других членов группы, - указывает собеседнику на точки совпадения и расхождения мнений - использует идеи других членов группы для развития своих идей;- оценивает успешность работы группы.
- определяет цель группового обсуждения, оценивает ее достижение, - корректирует цель и содержание коммуникации в зависимости от полученной обратной связи; - оценивает эффективность процедуры группового обсуждения и предлагает новую процедуру, в случае необходимости;- оценивает эффективность распределения ролей и вклад каждого участника в результат работы группы
Приложение №5
Календарь работы над учебными проектами.
№
Содержание работы
Сроки
Исполнитель
Контроль
Примечание
1
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и жанры будущих проектов.
2
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультаций и прочее).
3
Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта.
4
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
5
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
6
Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.
7
Организационно-консультативное занятие: промежуточные отчеты учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе работ).
8
Индивидуальные групповые консультации по правилам и оформлению проектных работ. Помощь обучающимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
9
Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов.
№
Содержание работы
Сроки
Исполнитель
Контроль
Примечание
10
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.
11
Репетиционно-консультационное занятие: "предзащита" проектов.
12
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
13
Формирование групп оппонентов, рецензентов и "внешних" экспертов.
14
Подготовка к публичной защите проектов.
15
Защита.
16
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Приложение №5
Список задач по теме «Перпендикулярность в пространстве»
- Изучение свойств перпендикулярных прямых в пространстве;
- Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если АВ=3 см, ВС = 7 см, АД = 1,5 см.
- Прямые АВ, АС и АД попарно перпендикулярны. Найдите отрезок СД, если ВД=9 см, ВС=16 см, АД=5 см.
- Доказать, что через точку, не лежащую в данной плоскости, нельзя провести боле одной прямой, перпендикулярной данной.
- Телефонная проволока длиной 15 м протянута от телефонного столба, где она прикреплена на высоте 8 м от поверхности земли, к дому, где ее прикрепили на высоте 20 м. Найдите расстояние между столбом и домом, предполагая, что проволока не провисает.
- Верхние концы двух вертикально стоящих столбов, удаленных на расстояние 3,4 м, соединены перекладиной. Высота одного столба 5,8 м, а другого 3,9 м. Найдите длину перекладины.
- Изучение перпендикулярности прямой и плоскости;
- Отрезок длиной 1 м не пересекает плоскость, концы его удалены от плоскости на 0,5 м и 0,3 м. Найдите длину проекции отрезка на плоскость.
- Из точек А и В опущены перпендикуляры на плоскость . Найдите расстояние между точками А и В, если перпендикуляры равны 3 м и 2 м, расстояние между их основаниями равно 2,4 м, а отрезок АВ не пересекает плоскость.
- Доказать, что через данную точку можно провести одну и только одну перпендикулярную ей плоскость.
- Изучение понятия перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной на плоскость;
- Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные 10 см и 17 см. Разность проекций этих наклонных равна 9 см. Найдите проекции наклонных.
- Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные одна из которых на 26 см больше другой. Проекции наклонных равны 12 и 40 см. Найдите наклонные.
- Из данной точки к плоскости проведены две равные наклонные длиной 2 м. Найдите расстояние от точки до плоскости, если наклонные образуют угол 600, а их проекции перпендикулярны.
- Из точки, отстоящей от плоскости на расстоянии 1 м, проведены две равные наклонные. Найдите расстояние между основаниями наклонных, если известно, что наклонные перпендикулярны и образуют с перпендикуляром к плоскости углы, равные 600.
- Расстояние от данной точки до плоскости треугольника равно 1,1 м, а до каждой из его сторон 6,1 м. Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник.
- Стороны равностороннего треугольника равны 3 м. Найдите расстояние до плоскости треугольника от точки, которая находится на расстоянии 2 м от каждой из его вершин.
- Дан равнобедренный треугольник с основанием 6 м и боковой стороной 5 м. Из центра вписанного круга восстановлен перпендикуляр к плоскости треугольника длиной 2 м. Найдите расстояние от конца этого перпендикуляра до сторон треугольника.
- Изучение теоремы о трех перпендикулярах (ТТП);
- Применение ТТП к решению задач;
- Из вершины равностороннего треугольника АВС восстановлен перпендикуляр AD к плоскости треугольника. Найдите расстояние от точки D до стороны ВС, если AD= 13 см, ВС= 6см.
- Расстояние от точки А до всех сторон квадрата равны а. Найдите расстояние от точки А до плоскости квадрата, если диагональ квадрата равна d.
- Из вершины А прямоугольника ABCD восстановлен перпендикуляр АК к его плоскости, расстояния от конца К которого до других вершин равны 6 м, 7 м и 9 м. Найдите длину перпендикуляра АК.
- Из вершины квадрата восстановлен перпендикуляр к его плоскости. Расстояния от конца этого перпендикуляра до других вершин квадрата равны а и b (a<b). Найдите длину перпендикуляра и сторону квадрата.
- Изучение признака перпендикулярности плоскостей.