Публикация Интеграция учебно-воспитательного процесса со спортом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Интеграция учебно-воспитательного процесса со спортом. Казюлина Светлана Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Бобровская СОШ № 1. В условиях модернизации современного образования особую роль приобретает интегративный подход к учебно-воспитательному процессу. В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. Именно этими педагогами была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили из позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко). Однако, целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой. Как показал их практический опыт, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности. Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Приоритетами современного образования становятся стремление к здоровому стилю жизни и позитивным нравственным позициям, формирование ответственности за свое здоровье. Важнейшей задачей современного образовательного учреждения является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Гармония физического и нравственного развития человека призвана обеспечить будущее нашей страны!
Вот уже четыре года в МКОУ Бобровская СОШ №1 существуют специализированные хоккейные классы (5 «Г», 3 «Е», 2 «В», 1 «А»). Мальчишки тренируются, что называется «без отрыва от производства». Спортивный характер и сила воли, а также огромный труд тренера, классного руководителя, администрации школы и родителей позволяет добиваться отличных результатов, как в спорте, так и в учёбе. Я - классный руководитель 1 «А» класса. В своей статье я хочу рассказать об интеграции учебно-воспитательного и тренировочного процесса. Несмотря на то, что мои дети - первоклассники, хоккеем они занимаются уже второй год. Ещё задолго до начала занятий в школе мы встретились с тренером и разработали совместный план работы. По его совету в комплекс утренней зарядки я включаю упражнения для мышц туловища и ног, кистей рук, плечевого пояса, дыхательных путей, для мобилизации внимания, выработки отменной реакции, быстроты, выносливости и ловкости. Первые учебные дни были тяжёлыми. Я понимала, что мальчишки меня не слушают и не слышат: нужно было время для того, чтобы они привыкли ко мне и моим требованиям. И тогда я начала искать разные способы, чтобы их заинтересовать. Вскоре такой способ был найден: учебную деятельность я тесно связала с хоккейной. Теперь в классе существуют три команды: первого, второго и третьего ряда. Ребята на каждом уроке соревнуются: зарабатывают бонусы. Их можно получить за верный ответ. В конце дня подводятся итоги: победителям (собравшим больше всего бонусов) дарится шайба, а у проигравших есть стимул стать лучшими завтра. В конце месяца обладатели большего количества шайб получили золотые шайбочки - наклейки в тетрадь. Дети знают,что лучшему ряду по итогам года будут вручены медали. Такая «тактическая хитрость» (а как же без нее, если, речь идет пусть о маленьких, но хоккеистах!) очень скоро принесла свои плоды. Мальчишки изменились: внимательны на уроках, вежливы в обращении со взрослыми и друг с другом. А дело-то в спортивном азарте! Любимая математическая игра моих мальчишек - «Шайба в воротах». Эту игру я использую на уроке в качестве устного счёта. Она помогает мне отрабатывать навыки устных вычислений в пределах десятка. Часто при решении задач я использую хоккейную тематику. Например: «В городе 4 открытых хоккейных площадки и 2 с искусственным льдом.» Поставь вопрос и реши задачу. Или: «Команда «Ласточка» забила за игру 8 шайб, а команда «Орёл» - 6 шайб. Кто победил в матче? Какая разница в счёте?» Тема ребятам знакома, она им нравится, все легко справляются с заданием. На уроке русского языка я так же использую хоккейную тематику. Упр. № 1. Составь предложение из слов: Антона, у, коньки. Упр. № 2. Составь рассказ по опорным словам: мороз, ребята, коньки, шайба, гол. Упр. № 3. Раздели на слоги слова: хоккей, шайба, ворота, коньки, гол. Назови ударную гласную. Мною составлены диктанты на тему «Расти здоровым». Мечта. Утро. Я рано встаю и чищу зубы. Вместе с мамой я иду в школу. Я хорошо учусь. Часто бегаю на коньках. Хочу быть сильным и крепким. Спорт. У Миши и Гриши коньки. Мальчики любят спорт. Они учатся играть в хоккей. Быстро мчится Миша к воротам. Он забил гол. Мише весело. Тренировка. Ученики первого класса любят хоккей. После уроков они едут на тренировку. Быстро мчатся коньки по ровному льду. Шайба летит в ворота. Гол! На уроках окружающего мира я провела беседы на тему «Польза закаливания», «Правила правильного питания», познакомила детей с оказанием первой помощи при ссадинах, ушибах, повреждениях кожи. Частым гостем на уроках и классных часах бывает тренер. Совместно нами проведены классные часы «Режим дня школьника», «Нет вредным привычкам», « В хоккей играют настоящие мужчины…». Тренер помогает мне в работе с родителями и учениками, для них его слово - закон. Я также частый гость на тренировках. Интересно наблюдать за азартом юных хоккеистов со стороны. Тесное взаимодействие учителя и тренера и их заинтересованность в результате, помогут мальчишкам одержать немало побед, а, главное, вырасти достойными гражданами нашего общества. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути через включение в занятия по интересам, создаёт условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями, обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, решает вопросы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Список литературы 1. Закон РФ «Об образовании» 2011г 2. Иванцова В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе). // Начальная
школа. - 1993. - №2. - С. 51-53 3. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.

3


© 2010-2022