Рабочая программа по русскому языку во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЧУЮНЧИ-НИКОЛАЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Рассмотрена

на заседании ШМО Протокол № 1 от

« 24 » августа 2015г.

рук.ШМО: ___________

/ Владимирова М.К. /

Согласована

заместитель директора по УВР: ____________ /ГерасимоваТ.В./

« 24 » августа 2015 г.

Утверждаю

директор школы: _________ /Петрова С.В./ приказ № 60 от « 25 » августа 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


по предмету русский язык

Класс 2

Количество часов всего:140 ; в неделю 4

Срок реализации : 1 год

Составила: учитель начальных классов Яковлева Ольга Владимировна




2015 г.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2.1.Нормативные документы Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». М. Просвещение, 2010 г. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ начального общего образования. В 2 ч. Ч 1.-3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 317 с. - (Стандарты второго поколения). На изучение русского языка во 2 классе отводится 175 ч (5 ч в неделю, из них 5 часов - резерв). Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373)
  • Закон об образовании РБ;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

2.2.Цель и задачи изучения предмета Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре чувашского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к чувашскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

2.3.Общая характеристика предмета Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; - развитие коммуникативных умений; - развитие нравственных и эстетических чувств; - развитие способностей к творческой деятельности. Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

2.4.Результат изучения предмета Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

2.5.Сведения об УМК Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта УМК «Школа России».

Для учащихся:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.: ил. - (Школа России).
  2. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.: ил. - (Школа России).
  3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1.-М.: Просвещение, 2011.
  4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2.-М.: Просвещение, 2011.
  5. Тихомирова, Е.М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч 1: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1» / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
  6. Тихомирова, Е.М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч 2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2» / Е.М. Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. - 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
  7. Русский язык. 1-2 классы: итоговый контроль знаний по программе «Школа России» / авт. - сост. Т.В.Лисицина. - Волгоград: Учитель, 2011.-67 с.
Для учителя:
  1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. - М.: ВАКО, 2012 - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

2.6.Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка во 2 классе отводится 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебных недель)


Количество уроков по развитию речи учащихся - 24 Количество контрольных работ - 11 Количество проверочных работ - 10 Количество проектов - 4

  • Проект « И в шутку и всерьёз».
  • Проект «Пишем письмо».
  • Проект «Рифма».
  • Проект «В словари - за частями речи!»

2.7.Предпочтительные формы контроля

Контрольные списывания, диктанты, словарные диктанты, тесты

3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1 Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.







4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

  • слово и предложение;

  • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • предложения по цели высказывания

  • предлоги и приставки[2] (на уровне правописания);

выделять, находить:

  • корень, суффикс, приставку, окончание;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • многозначные слова, синонимы, антонимы;

  • основную мысль текста;

решать практические задачи:

составлять слово по заданной словообразовательной модели;

подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный тест, определять по заголовкам содержание текста;

исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)

применять правила правописания:

  • гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);

  • заглавной буквы в изученных случаях;

  • безударных проверяемых гласных в корнях;

  • звонких и глухих согласных в корне;

  • словарных слов, определённых программой;

  • разделительного мягкого знака.

После изучения крупных тем программы проводятся тематические контрольные работы:

Знания блока «Как устроен наш язык» проверяются текущими контрольными работами (3 часа).

Проверка знаний по блоку «Правописание» осуществляется текущими и итоговыми диктантами (5 часов), контрольным списыванием (3 часа) и административными контрольными работами (2 часа).











5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

При-меча-ние

Плани-руемая

Факти-ческая

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

2.09

2

Виды речевой деятельности.

1

4.09

3

Диалог и монолог.

1

6.09

4

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

1

7.09

5

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

1

9.09

6

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1

11.09

7

Что такое предложение?

1

13.09

8

Логическое ударение в предложении.

1

14.09

9

Главные члены предложения.

1

16.09

10

Второстепенные члены предложения.

1

18.09

11

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1

20.09

12

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

21.09

13

Связь слов в предложении.

1

23.09

14

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

1

25.09

15

Проверочная работа по теме ««Главные и второстепенные члены предложения».

1

27.09

16

Работа над ошибками. Назывная функция слова.

1

28.09

17

Однозначные и многозначные слова.

1

30.09

18

Прямое и переносное значение слов.

1

2.10

19

Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

1

4.10

20

Единая комплексная проверочная работа.

1

5.10

21

Синонимы.

1

7.10

22

Антонимы.

1

9.10

23

Расширение представлений о предметах и явлениях через лексику слов. Работа со словарями.

1

11.10

24

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1

12.10

25

Родственные слова.

1

14.10

26

Корень слова.

1

16.10

27

Различение родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.

1

18.10

28

Выделение корня в однокоренных словах. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

19.10

29

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

21.10

30

Словообразующая функция ударения.

1

23.10

31

Перенос слов по слогам.

1

25.10

32

Проверочная работа по теме «Перенос слов».

1

26.10

33

Работа над ошибками.

Различие звуков и букв.

1

29.10

34

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

30.10

35

Знание алфавита и его значение в русском языке.

1

6.11

36

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

1

8.11

37

Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

9.11

38

Развитие речи.

Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

1

11.11

39

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

13.11

40

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

15.11

41

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

16.11

42

Словарный диктант. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

18.11

43

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1

20.11

44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

22.11

45

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

23.11

46

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

25.11

47

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

27.11

48

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

1

28.11

49

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

1

30.11

50

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

1

2.12

51

Работа над ошибками.

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины.

1

4.12

52

Согласные звуки.

1

6.12

53

Согласный звук [й*] и буква «и краткое».

1

7.12

54

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.

1

9.12

55

Создание проекта «И в шутку и всерьёз»

1

11.12

56

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

13.12

57

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

1

14.12

58

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.

1

16.12

59

Развитие речи.

Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо».

1

18.12

60

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

1

20.12

61

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

1

21.12

62

Развитие речи.

Работа с текстом.

1

23.12

63

Проект «Рифма».

1

25.12

64

Контрольная работа за 2четверть.

1

27.12

65

Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

28.12

66

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

13.01

67

Развитие речи.

Работа с предложением и текстом.

1

15.01

68

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

17.01

69

Проверочная работа по теме «Написание гласных после шипящих».

Произношение парных по глухости - звонкости согласных звуков.

1

18.01

70

Произношение парных по глухости - звонкости согласных звуков.

1

20.01

71

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

22.01

72

Способы проверки парных согласных в корне слова.

1

24.01

73

Проверка парных согласных в корне слова.

1

25.01

74

Проверка парных согласных в корне слова.

1

27.01

75

Проверка парных согласных в корне слов.

1

29.01

76

Способы проверки парных согласных на конце слова.

1

31.01

77

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

1.02

78

Закрепление знаний по теме «Правописание парных согласных».

1

3.02

79

Закрепление знаний по теме «Правописание парных согласных».

1

5.02

80

Правописание парных согласных в конце и в корне слова.

1

7.02

81

Обобщение знаний. Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

8.02

82

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

1

10.02

83

Проверочный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в корне».

1

12.02

84

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

1

14.02

85

Развитие речи.

Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

15.02

86

Проверочная работа.

1

17.02

87

Что такое части речи?

1

19.02

88

Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

1

21.02

89

Имя существительное как часть речи.

1

22.02

90

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

24.02

91

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

26.02

92

Правописание собственных имён существительных.

1

28.02

93

Заглавная буква в именах собственных.

1

1.03

94

Заглавная буква в именах собственных.

Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины.

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

3.03

95

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. Диктант.

1

5.03

96

Изменение имён существительных по числам.

1

7.03

97

Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

1

8.03

98

Единственное и множественное число имён существительных.

1

10.03

99

Представление о разборе имени существительного как части речи.

1

12.03

100

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

14.03

101

Контрольное списывание.

1

15.03

102

Глагол как часть речи и употребление его в речи.

1

17.03

103

Синтаксическая функция глагола в предложении.

1

19.03

104

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины художника.

1

21.03

105

Единственное и множественное число глаголов.

1

31.03

106

Изменение глагола по числам.

1

2.04

107

Правописание частицы НЕ с глаголом.

1

4.04

108

Обобщение знаний о глаголе.

1

5.04

109

Развитие речи.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

7.04

110

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов.

1

8.04

111

Контрольная работа за III четверть.

1

11.04

112

Развитие речи.

Составление текста-повествования на предложенную тему.

1

12.04

113

Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи.

1

14.04

114

Значение и употребление имени прилагательного в речи.

1

16.04

115

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

18.04

116

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

1

19.04

117

Изменение имён прилагательных по числам.

1

21.04

118

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

23.04

119

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

25.04

120

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

26.04

121

Работа над ошибками.

Понятие о тексте-описании.

1

28.04

122

Роль имени прилагательного в тексте-описании.

1

30.04

123

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

2.05

124

Что такое местоимение?

1

3.05

125

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи.

1

5.05

126

Развитие речи.

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

1

7.05

127

Работа над ошибками. Закрепление знаний о местоимении.

1

9.05

128

Текст - рассуждение.

Развитие речи.

Работа с текстом.

1

10.05

129

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

12.05

130

Общее понятие о предлоге.

1

14.05

131

Раздельное написание предлогов со словами.

1

16.05

132

Правописание предлогов с именами существительными.

1

17.05

133

Проверочная работа по теме «Предлог».

1

19.05

134

Контрольный диктант.

1

21.05

135

Проект «В словари-за частями речи».

1

23.05

136

Повторение.

1

24.05

137

Повторение.

1

26.05

138

Комплексная проверочная работа.

1

28.05

139

Повторение.

1

30.05

140

Повторение.

1

31.05






6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТСО

  • Компьютер с выходом в Интернет
  • Классмейты для учащихся.

  • Проектор
  • Интерактивная доска
  • Цифровой фотоаппарат

ЦОРы
  • Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс. (1 СD).
  • Словарные слова (1 СD).

Наглядные средства обучения. Таблицы.
  • Части речи.
  • Разделительный Ь.
  • Однокоренные слова и формы слова.
  • Безударные гласные в корне слова.
  • Парные согласные в середине слова.
  • Связь слов в предложении.
  • Правописание предлогов.
  • Гласные звуки буквы.
  • Согласные звуки.
  • Правописание согласных корня.
  • Правописание безударных гласных корня.
  • Члены предложения.
  • Гласные после шипящих.
  • Сочетания букв.
  • Перенос слова.
  • Парные согласные звуки в конце слова.
  • Род и число имен существительных.
  • Число имен прилагательных.
  • Правописание НЕ с глаголами.
  • Второстепенные члены предложения.
  • Набор словарных слов с непроверяемыми гласными.
  • Набор словарных слов с двойными согласными.





7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная:

  • Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 - 4 классы. - М.: Дом педагогики, 2004
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с. - (Работаем по новым стандартам).
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор - составитель А.Б.Носкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 238 с.
  • Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. - (Мастерская учителя).
  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. - М.: Астрель, 2005
  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 2 класс. - М.: Астрель, 2004

Дополнительная:

  • Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение. 2011. - 223 с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).
  • Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / автор - составитель О.Ф.Брыскина. - Волгоград:
Учитель, 2011. - 111 с.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П.Канакина, Г.С.Щёголева. - 2-е изд. - М.: Просвещение. 2012. - 159 с. - (Школа России).
  • Литвинова. Е.А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский язык. 2 класс / Литвинова Е.А. - М.: «Интеллект-Центр», 2011.- 96 с.
1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
© 2010-2022