Конспект открытого занятия «Путешествие по слободам»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования

Администрация Сергиево-Посадского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7»

141300. Московская область, город Сергиев Посад,

улица Птицеградская дом 6 «а»

телефон 551-69-77





КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА:

«Путешествие по слободам»





Провела: Курышева Г.А

ЦЕЛЬ:

Закрепить и обобщить знания детей о понятии «СЛОБОДА». Где располагались слободы, чем занимались их жители. Обобщить и расширить знания детей о промыслах Сергиева Посада. Продолжать обогащение словаря. Воспитывать интерес к знаниям об истории родного города.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Мы живем в городе с замечательной историей. Как называется наш город?

Дети: Наш город называется Сергиев Посад.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в то время, когда на горе «Маковец» возникли первые поселения. Скажите, дети, как называется поселок в котором мы живем?

Дети: Наш поселок называется Птицеград.

Воспитатель: А какие еще поселки или микрорайоны есть в нашем городе?

Дети: Ферма, Лоза, Клементьевский, Углич, Скобяной, Звездочка.

Воспитатель: Очень много вы назвали поселков. Они носят и старые названия, такие, как Клементьевский поселок и более новые, такие, как Углич. А как раньше назывались первые поселения?

Дети: Первые поселения назывались «СЛОБОДЫ».

Воспитатель: И так, мы отправляемся в путешествие по слободам. Символ какой слободы вы видите?

Дети: Это Иконная слобода.

Воспитатель: Где она находилась?

Дети: Она находилась на горе Волхуша, где сейчас расположен музей игрушки .

Воспитатель: Попробуйте отгадать, чем занимались жители этой слободы?

Дети:

  1. В ней жили иконописцы, которые писали иконы для монастыря.

  2. Там же находилась и школа иконописи, где учили писать иконы.

  3. Иконы писали на хорошо обработанных досках.

  4. Пользовались особыми красками, которые были растерты на яичном желтке.

  5. Такие краски называются темперные. Сверху все изображение покрывали олифой.

Рассматривание икон старинной и современной. Сравнение их.

Воспитатель: Одна из икон, написанная иконописцем Симоном Ушаковым, находится в настоящее время в Успенском соборе в Троице - Сергиевой Лавре. А какого еще известного иконописца вы знаете?

Дети: Это Андрей Рублев, который украсил Троицкий собор фресками и иконами. Он написал знаменитую икону «Троица». Сейчас она хранится в Третьяковской галереи в Москве.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается.

Звучит музыкальное сопровождение.

Воспитатель: Как вы думаете, в какую слободу приглашает нас музыка?

Дети: Служнюю слободу.

Воспитатель: Правильно дети. Давайте рассмотрим символы этой слободы. Кто же жил в этой слободе?

Дети:

  1. В этой слободы жили «монастырские слуги».

  2. Они были грамотными людьми. Умели писать, читать, считать. Писали они гусиными перьями.

  3. Они жили в двухэтажных домах, украшенных резьбой.

  4. Жители этой слободы носили красивую одежду, сшитую из дорогих тканей.

  5. Одежду украшали вышивкой, а еще вышивали полотенца, головные уборы.

Воспитатель: А как вы думаете, эту одежду они носили каждый день?

Дети: Нет, красивую одежду они одевали по праздникам. Праздники почитали на Руси. В них принимали участие и взрослые и дети. Они пели русские песни, водили хороводы.

Воспитатель: Русский человек умел трудиться, но умел и веселиться. Я предлагаю вам завести хоровод, чтоб порадовать народ.

Русский хоровод под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: А в какую слободу мы сейчас отправимся? Вы догадаетесь, если отгадаете загадки.

Загадывание загадок.

Дети: Это Поварская слобода.

Воспитатель: Правильно дети, а кто же жил в этой слободе?

Дети:

  1. В Поварской слободе жили в основном крестьяне. Они выращивали к столу разную зелень: укроп, петрушку, сельдерей. А также лук и чеснок.

  2. А еще монастырские повара славились пряниками, для выпечки которых были специальные для выпечки формы.

  3. С пряниками связывали многие старинные обычаи. Считали, что пряники приносят удачу и имеют целебные свойства.

Воспитатель: Дети обратите внимание на посуду, какая она?

Дети: Посуда деревянная.

Воспитатель: А в чем готовили еду?

Дети: Еду готовили в чугунах.

Воспитатель: Отгадайте, а это символ какой слободы?

Дети: Это символ Рыбной слободы.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о ней?

Дети:

  1. Жители Рыбной слободы ловили рыбу. Часть оставляли себе, а часть продавали, но продавать можно было только ту рыбу, которая была не менее 50 см.

  2. Вокруг было много водоемов и в них водилось много разной рыбы: карась, лещ, щука.

  3. Но особенно ценилась сельдь, которую покупали жители на рыбных базарах.

  4. Рыбу варили, коптили, солили и конечно монастырские повара покупали вкусную и свежую рыбу для своего стола.

Рассматривание фотографии.

Воспитатель: Что вы видите на этой фотографии?

Дети: На этой фотографии рыбаки на Вифанском пруду ловят рыбу. Рыбу ловили большими сетями. Они одеты в специальную одежду, поверх которой, одевали фартуки.

Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: а в какую же слободу пригласила нас эта музыка?

Дети: В Кокуевскую.

Воспитатель: А почему она так называлась?

Дети:

  1. В этой слободе делали разные игрушки. За ними приезжали заморские купцы, которые говорили на непонятных людям языках. И люди называли этих купцов «КОКУЙ».

  2. Наш город называют городом игрушечников или столицей «потешного царства».

  3. Игрушки делали из дерева и из папье-маше.

  4. Но особенно детям нравились маленькие, выточенные из дерева игрушки, которые назывались БИРЮЛЬКИ.

  5. Игрушки делали целыми семьями. Дети помогали взрослым. Приклеивали хвостики, раскрашивали игрушки.

  6. Игрушки возили продавать на ярмарку или базар.

Воспитатель: Дети наше путешествие подходит к концу, и, давайте послушаем стихотворение, которое прочтет Маша.

Чтение стихотворение Н. Федяковой .

Пройдусь по слободам Посада

Очарованья наберусь.

Среди садов царит прохлада,

И отдыхает мирно Русь.

Мелькают милые домишки,

Наличник - там и тут - резной,

И носит запахи коврижки

Залетный ветер озорной.

Здесь воздух сам пропитан зыбкий

Приветным духом старины.

Святого Сергия улыбки

В глазах детей отражены.

…Пройдусь по слободам Посада,

Где мирно как бы дремлет Русь,

Где для души моей услада,

И добрым людям поклонюсь.

Воспитатель: Прошло много лет, и очень приятно, что сегодня некоторые улицы носят названия первых слобод нашего города - это: Кокуевская, Нижняя, Рыбная, Пушкарская. И промыслы, которыми занимались жители этих слобод, живы и по сей день.



© 2010-2022