- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого занятия «Путешествие по слободам»
Конспект открытого занятия «Путешествие по слободам»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курышева Н.П. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Управление образования
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 7»
141300. Московская область, город Сергиев Посад,
улица Птицеградская дом 6 «а»
телефон 551-69-77
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА:
«Путешествие по слободам»
Провела: Курышева Г.А
ЦЕЛЬ:
Закрепить и обобщить знания детей о понятии «СЛОБОДА». Где располагались слободы, чем занимались их жители. Обобщить и расширить знания детей о промыслах Сергиева Посада. Продолжать обогащение словаря. Воспитывать интерес к знаниям об истории родного города.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Мы живем в городе с замечательной историей. Как называется наш город?
Дети: Наш город называется Сергиев Посад.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие в то время, когда на горе «Маковец» возникли первые поселения. Скажите, дети, как называется поселок в котором мы живем?
Дети: Наш поселок называется Птицеград.
Воспитатель: А какие еще поселки или микрорайоны есть в нашем городе?
Дети: Ферма, Лоза, Клементьевский, Углич, Скобяной, Звездочка.
Воспитатель: Очень много вы назвали поселков. Они носят и старые названия, такие, как Клементьевский поселок и более новые, такие, как Углич. А как раньше назывались первые поселения?
Дети: Первые поселения назывались «СЛОБОДЫ».
Воспитатель: И так, мы отправляемся в путешествие по слободам. Символ какой слободы вы видите?
Дети: Это Иконная слобода.
Воспитатель: Где она находилась?
Дети: Она находилась на горе Волхуша, где сейчас расположен музей игрушки .
Воспитатель: Попробуйте отгадать, чем занимались жители этой слободы?
Дети:
-
В ней жили иконописцы, которые писали иконы для монастыря.
-
Там же находилась и школа иконописи, где учили писать иконы.
-
Иконы писали на хорошо обработанных досках.
-
Пользовались особыми красками, которые были растерты на яичном желтке.
-
Такие краски называются темперные. Сверху все изображение покрывали олифой.
Рассматривание икон старинной и современной. Сравнение их.
Воспитатель: Одна из икон, написанная иконописцем Симоном Ушаковым, находится в настоящее время в Успенском соборе в Троице - Сергиевой Лавре. А какого еще известного иконописца вы знаете?
Дети: Это Андрей Рублев, который украсил Троицкий собор фресками и иконами. Он написал знаменитую икону «Троица». Сейчас она хранится в Третьяковской галереи в Москве.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
Звучит музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Как вы думаете, в какую слободу приглашает нас музыка?
Дети: Служнюю слободу.
Воспитатель: Правильно дети. Давайте рассмотрим символы этой слободы. Кто же жил в этой слободе?
Дети:
-
В этой слободы жили «монастырские слуги».
-
Они были грамотными людьми. Умели писать, читать, считать. Писали они гусиными перьями.
-
Они жили в двухэтажных домах, украшенных резьбой.
-
Жители этой слободы носили красивую одежду, сшитую из дорогих тканей.
-
Одежду украшали вышивкой, а еще вышивали полотенца, головные уборы.
Воспитатель: А как вы думаете, эту одежду они носили каждый день?
Дети: Нет, красивую одежду они одевали по праздникам. Праздники почитали на Руси. В них принимали участие и взрослые и дети. Они пели русские песни, водили хороводы.
Воспитатель: Русский человек умел трудиться, но умел и веселиться. Я предлагаю вам завести хоровод, чтоб порадовать народ.
Русский хоровод под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: А в какую слободу мы сейчас отправимся? Вы догадаетесь, если отгадаете загадки.
Загадывание загадок.
Дети: Это Поварская слобода.
Воспитатель: Правильно дети, а кто же жил в этой слободе?
Дети:
-
В Поварской слободе жили в основном крестьяне. Они выращивали к столу разную зелень: укроп, петрушку, сельдерей. А также лук и чеснок.
-
А еще монастырские повара славились пряниками, для выпечки которых были специальные для выпечки формы.
-
С пряниками связывали многие старинные обычаи. Считали, что пряники приносят удачу и имеют целебные свойства.
Воспитатель: Дети обратите внимание на посуду, какая она?
Дети: Посуда деревянная.
Воспитатель: А в чем готовили еду?
Дети: Еду готовили в чугунах.
Воспитатель: Отгадайте, а это символ какой слободы?
Дети: Это символ Рыбной слободы.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о ней?
Дети:
-
Жители Рыбной слободы ловили рыбу. Часть оставляли себе, а часть продавали, но продавать можно было только ту рыбу, которая была не менее 50 см.
-
Вокруг было много водоемов и в них водилось много разной рыбы: карась, лещ, щука.
-
Но особенно ценилась сельдь, которую покупали жители на рыбных базарах.
-
Рыбу варили, коптили, солили и конечно монастырские повара покупали вкусную и свежую рыбу для своего стола.
Рассматривание фотографии.
Воспитатель: Что вы видите на этой фотографии?
Дети: На этой фотографии рыбаки на Вифанском пруду ловят рыбу. Рыбу ловили большими сетями. Они одеты в специальную одежду, поверх которой, одевали фартуки.
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: а в какую же слободу пригласила нас эта музыка?
Дети: В Кокуевскую.
Воспитатель: А почему она так называлась?
Дети:
-
В этой слободе делали разные игрушки. За ними приезжали заморские купцы, которые говорили на непонятных людям языках. И люди называли этих купцов «КОКУЙ».
-
Наш город называют городом игрушечников или столицей «потешного царства».
-
Игрушки делали из дерева и из папье-маше.
-
Но особенно детям нравились маленькие, выточенные из дерева игрушки, которые назывались БИРЮЛЬКИ.
-
Игрушки делали целыми семьями. Дети помогали взрослым. Приклеивали хвостики, раскрашивали игрушки.
-
Игрушки возили продавать на ярмарку или базар.
Воспитатель: Дети наше путешествие подходит к концу, и, давайте послушаем стихотворение, которое прочтет Маша.
Чтение стихотворение Н. Федяковой .
Пройдусь по слободам Посада
Очарованья наберусь.
Среди садов царит прохлада,
И отдыхает мирно Русь.
Мелькают милые домишки,
Наличник - там и тут - резной,
И носит запахи коврижки
Залетный ветер озорной.
Здесь воздух сам пропитан зыбкий
Приветным духом старины.
Святого Сергия улыбки
В глазах детей отражены.
…Пройдусь по слободам Посада,
Где мирно как бы дремлет Русь,
Где для души моей услада,
И добрым людям поклонюсь.
Воспитатель: Прошло много лет, и очень приятно, что сегодня некоторые улицы носят названия первых слобод нашего города - это: Кокуевская, Нижняя, Рыбная, Пушкарская. И промыслы, которыми занимались жители этих слобод, живы и по сей день.