Доклад по теме Развитие устной речи у учащихся начальной школы средствами пересказа. Виды пересказов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: « РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА.

ВИДЫ ПЕРЕСКАЗОВ».

Пересказ - очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ. Пересказ может быть разным: подробным, выборочным, кратким. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе необходимые навыки сформируются.

Как же быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Возможные задания:

1. Прочитай предложение:

К зиме шубка у зайчика стала белой, а у белочки - серой.
О чем ты прочитал?

2. Прочитай текст:

Снег.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

О чем ты прочитал? Что делал медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и запоминает.

Аналогичные задания предлагаем выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.

Пересказ услышанного текста и прочитанного самостоятельно - не одно и то же. Формировать надо оба умения.

Пересказ тесно связан с развитием речи учащихся. Для того, чтобы речь развивалась, учащиеся должны чётко понимать, что от них тре-буется в том или ином задании. В пересказе художественных произ-ведений важно учитывать виды пересказа и требования к ним.

В школьной практике применяются следующие виды пересказа: подробный, сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями.

Подробный, близкий к тексту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче. Но благодаря другим своим достоинствам. Во-первых, он служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка.

Для подробного пересказа не рекомендуется подбирать тексты маленькие по объёму, т. к. дети запоминают их наизусть. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, но затем нужно учить включать в пересказ элементы описания и рассуждения.

Учителю при подробном пересказе необходимо стремиться избегать возможных недостатков. А недостатки подробных пересказов - это, во-первых, неумение начать, во-вторых, подробное и точное воспроизве-дение первых частей и искажение заключительных, в-третьих, резкое обеднение языка. Первую фразу дети пытаются заучить наизусть; нуж-но рассеять убеждение многих детей, будто начать своими словами невозможно. Второй недостаток подробного пересказа предупреждается тщательным анализом всего текста. Особенно его главных частей, кото-рые редко бывают расположены вначале. Облегчает равномерность пересказа также деление текста на части, составление плана и пересказ по частям. Рассказчик бывает вынужден выделить главное в каждой части и пересказать каждую из них более подробно. Иными словами, полезен выборочный пересказ, который приучает детей быть внимательными к последовательности изложения, где надо выделить одну тему.

Выборочный пересказ бывает следующих видов:

  1. Пересказ по вопросу или заданию (один из простейших);

  2. Пересказ по иллюстрации (нужно пересказать ту сцену, которой соответствует иллюстрация - эта работа сложней предыдущей);

Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста). Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделятся сюжетная линия.

Сжатый пересказ. Излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко. Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объёме. В сжатом пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Учащийся должен отобрать из текста основ-ное. Передать его связно, последовательно. Без пропусков фактов, со-бытий. Естественно, что сокращение текста не может проходить меха-ничесим путём, путём отбрасывания некоторых предложений и абзацев. Если школьник пойдёт по этому пути, то неизбежно логические разры-вы. Ученик должен сказать о главном по-своему, своими словами. Сжа-тый пересказ не может быть столь же близок к тексту образца как подробный. Особенно трудно кратко пересказать высокохудожественные тексты, где, как говорится, слова из песни не выкинешь. Обучать крат-кому пересказу лучше на повествовательных текстах, где легко просле-живается действие. Детям предлагается в процессе анализа прочитанно-го выразить какую-то часть кратко, одним предложением. Затем в раз-боре других рассказов передать кратко содержание 2-3 частей и, нако-нец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста должны осуществляться постепенно: сначала учащиеся овладевают умением подробно пересказывать, лишь затем переходят к сжатому, который в свою очередь связан с обучением составлять план, а краткое выражение мысли - результат всех видов аналитико-синтетической работы над текстом.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе обязательно был развёрнут каждый пункт плана. Такое требование может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. Хотя сжатые пересказы - необходимая ступень развития речи, чрезмерное увлечение сокращением может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Существуют и другие виды пересказов, с перестройкой текста и с творческими дополнениями, которые тоже основываются на ранее сформированных умениях в передаче содержания. Это такие виды, как:

  1. Пересказ с изменением лица рассказчика;

  2. Пересказ от лица одного из персонажей;

  3. Пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями;

Работа с описательными текстами.

Описательные тексты весьма сложны для пересказа.

Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.

Ничего невозможного нет. Берем краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а потом рисуем, читая текст. Естественно, рисунок используем вместо плана. Желательно найти в природе подобные картины или краски. Увиденное и нарисованное описать легче. Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако ребенок не только сможет пересказать текст, но и пополнится его словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки пейзажных зарисовок разных времен года.

Постепенно у ребенка накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь пересказ - передача текста своими словами.

Пересказ сказок.

Вызывает затруднения пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий. Помогает картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует обратить внимание на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на описание героев. Можно использовать деформированный текст. Текст сказки разрезать на отдельные отрывки или предложения, перемешать их и предложить ребенку выстроить их по порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения вызывает определенный отрывок - использовать таким образом только этот отрывок. Подробный пересказ легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными предложениями и план-схему.


Тексты, содержащие термины (по географии, истории, природоведению и т.д.), необходимо пересказывать подробно, кратко и выборочно (конкретный отрывок). Можно вести специальный словарь терминов. Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда значение их ему понятно. Ребенок учится пересказу и на уроках, и при выполнении домашнего задания.

Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.

Обучение пересказу

Обучение пересказу

Пересказ - очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается пересказ. Пересказ может быть разным: подробным, выборочным, кратким. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе необходимые навыки сформируются.

Как же быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время, необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Возможные задания:

1. Прочитай предложение:

К зиме шубка у зайчика стала белой, а у белочки - серой.
О чем ты прочитал?

2. Прочитай текст:

Снег.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.

О чем ты прочитал? Что делал медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и запоминает.

Аналогичные задания предлагаем выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.

Пересказ услышанного текста и прочитанного самостоятельно - не одно и то же. Формировать надо оба умения.

Обычно маленькие простые тексты не вызывают затруднений, поэтому желательно ориентироваться на учебники по литературе и окружающему миру (природоведению и т.д.) и ту программу, по которой учится ребенок. Необходимо начинать с самого начала. Желательно не пропускать ни один текст. Готовиться к пересказу следует с анализа текста. Ребенок должен хорошо удерживать последовательность событий, для этого необходимо составить план. Легче пересказываются тексты, описывающие несколько (не очень много) действий. Значительно труднее пересказать текст-описание. В любом случае, необходим план пересказа. Вариантов может быть несколько - записать пункты в виде предложений, использовать отдельные слова, схему (примитивный рисунок). Например:

Смелый мальчик.

Однажды жарким днем ребятишки сидели на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Миша спас маленькую девочку - вытащил ее на берег. Миша - смелый мальчик и хороший товарищ.

План № 1

Где сидели ребятишки?

Что случилось с девочкой?

Что сделал Миша?

Что можно сказать о Мише?

План № 2

Сидели на мосту, смеялись.

Упала в реку, стала тонуть.

Бросился, вытащил.

Смелый.

А можно и схематично изобразить мост, и последовательность событий. Если использовать схему, то желательно делать ее вместе с ребенком, чтобы каждая деталь была понятна. Какой бы вариант плана не был вами выбран, он должен активно использоваться ребенком, тогда ребенок не только научится составлять план самостоятельно, но и будет видеть структуру текста. Вначале, пересказывая, ребенок должен пользоваться планом, итог - самостоятельный пересказ без опоры на план.
Особое внимание следует уделить незнакомым словам, уточнив их значение. Ребенок должен использовать эти слова в пересказе.
Не менее эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог - самостоятельный пересказ ребенка. Хорошим упражнением является и пересказ по данному началу или концу, когда ребенку предлагается продолжить или пересказать до данного конца текста.

Работа с описательными текстами.

Описательные тексты весьма сложны для пересказа.

Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег. Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми шарами.



Ничего невозможного нет. Берем краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а потом рисуем, читая текст. Естественно, рисунок используем вместо плана. Желательно найти в природе подобные картины или краски. Увиденное и нарисованное описать легче. Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное время. Однако ребенок не только сможет пересказать текст, но и пополнится его словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки пейзажных зарисовок разных времен года.

Постепенно у ребенка накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь пересказ - передача текста своими словами.

Пересказ сказок.

Вызывает затруднения пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий. Помогает картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует обратить внимание на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на описание героев. Можно использовать деформированный текст. Текст сказки разрезать на отдельные отрывки или предложения, перемешать их и предложить ребенку выстроить их по порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения вызывает определенный отрывок - использовать таким образом только этот отрывок. Подробный пересказ легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными предложениями и план-схему.
Тексты, содержащие термины (по географии, истории, природоведению и т.д.), необходимо пересказывать подробно, кратко и выборочно (конкретный отрывок). Можно вести специальный словарь терминов. Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда значение их ему понятно. Ребенок учится пересказу и на уроках, и при выполнении домашнего задания.

Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.



© 2010-2022