Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает: - Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2013. - Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2013. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательному русскому языку" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения. Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий. Задачи курса: -развитие лингвистических компетенций учащихся; -формирование любви и уважения к русскому языку; -развитие познавательных способностей младших школьников; -развитие творческих способностей младших школьников; -расширение кругозора учащихся. Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс).Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Приоритетными на этапе начального образования являются: - познавательная деятельность - информационно-коммуникативная деятельность - рефлексивная деятельность.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности. Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА Программа рассчитана на 34 учебных часа в 4 классе. (1 час в неделю).

ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ .
Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели ;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
Предметные результаты
  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Форма

Содержание

Дата план

Дата факт

1

И снова о русском языке…

Беседа. Графический диктант.

Роль русского языка в жизни общества, его красота и

богатство.

2

Крылатые слова и афоризмы

Беседа. Игра.

Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»

3

Копилка занимательных заданий

Викторина.

Решение занимательных задач

4

Игротека

Игра.

Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)

5

Об именах

Ролевая игра

История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм.

6

О русских фамилиях

Викторина.

История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий.

7

В поисках сбежавших головоломок

Викторина.

Решение занимательных заданий

8

Игротека

Ролевая игра

Повторение: история возникновения русских имен и фамилий

9

Мы играем в логогрифы

Интеллектуальная игра

Логогрифы - словесные загадки. Варианты игры в логогрифы.

10

Учимся распознавать речевые ошибки

Беседа-размышление.

Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение

11

Коллекция заморочек

Беседа-размышление.

Решение занимательных заданий

12

Игротека

Игра.

Повторение: логогрифы, речевые ошибки

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

Викторина.

Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами

14

Работаем над рифмами

Творческая работа

Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме

15

Словесные забавы

Творческая работа

Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

16

Игротека

Игра.

Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

Беседа. Ролевая игра.

История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов

18

Русские пословицы и поговорки

Викторина.

Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл

пословицы

19

Ассорти для любителей русского языка

Творческая работа

Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий

20

Игротека

Игра.

Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы

21

И снова о фразеологизмах

Творческая работа

Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек,

важная птица)

22

Однородные члены предложения

Беседа-рассуждение.

Выделение однородных членов предложения

23

Ошибочка вышла!...

Беседа-рассуждение

Решение занимательных заданий

24

Игротека

Игра. Конкурсы.

Повторение: однородные члены предложения,

фразеологизмы. История происхождения и значение

фразеологизма «краеугольный камень»

25

Про омонимы и их разновидности

Беседа, игра.

Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по

лексическому значению.

26

Еще немного фразеологизмов

Беседа-размышление.

Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами.

27

В стране Перевертундии

Интеллектуальная игра.

Решение занимательных заданий

28

Игротека

Игра.

Повторение: омонимы и их разновидности; история

происхождения и значения фразеологизмов: «закусить

удила», «попасть впросак»

29

Что такое «паронимы»

Беседа.

Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов

30

Запоминаем словарные слова

Интеллектуальная игра.

Игры со словарными словами

31

31 июня

Викторина

Решение занимательных заданий

32

Игротека

Игра.

Повторение: паронимы, словарные слова

33

Повторяем…

Творческая работа

Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы

34

Повторяем…

Викторина.

Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма

«Как Мамай прошел». Речевые ошибки.

Описание материально-технического обеспечения курса:

  1. Книгопечатные пособия:

  • Методическое пособие для 4 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2014.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык. 4 класс». Мищенкова Л.В. - М.: Издательство РОСТ, 2014.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г.
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.
  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  1. Техническое оборудование:
  • компьютер;
  • проектор.




© 2010-2022