Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы под редакцией А.А. Плешакова и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373. Специфика предмета «окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «окружающий мир» для 1 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля. Задачи:

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
  • воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
  • формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика учебного предмета Курс обладает широким возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе блоками «Человек и природа», «Человек и общество».

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю, 66 часов в год.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета Личностные результаты:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

Предметные результаты:

  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.

Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от­дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос­ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се­менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред­метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте­ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ­ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Практические работы: знакомство с разнообразием кам­ней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природ­ного окружения, их распознавание по листьям; сравнитель­ное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч) Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро­приборами. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с призна­ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга­низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За­бота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве­стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч) Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч) Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи­теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж­но рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово­щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто­мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби­ли будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по­езда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред­ства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли. Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).

Заключение (1ч) Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблю­дений, опытов, книг и других источников информации в по­знании окружающего мира.

Тематическое планирование. ( 2ч в неделю, 66 ч в год)

Дата по плану

Дата

По факту

п/п

Тема урока (содержание)

Характеристика деятельности учащихся

Материально-техническое и методическое обеспечение



Введение. Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; - пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира;

- оценивать результаты своей работы на уроке Уч. с. Тет. с.

Раздел «Что и кто?» (20 часов)



    Что такое родина?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на - эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей; - сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; - рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



      Что мы знаем о народах России?

      Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; - работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; - обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; - работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Уч. с. Тет. с. ЭП



        Что мы знаем о Москве?

        Москва - столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей - наших сверстников - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; - узнавать достопримечательности столицы; - работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



          Проект «Моя малая Родина»

          Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины; - находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; - интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; - составлять устный рассказ; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Уч. с. Тет. с. ЭП



            Что у нас над головой?

            Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; - моделировать форму Солнца; - работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



              Что у нас под ногами?

              Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; - практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; - различать гранит, кремень, известняк; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

              - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                Что общего у разных растений?

                Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са­мопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                  Что растёт на подоконнике?

                  Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; - практическая работа: определять комнат­ные растения с помощью атласа-определителя; - различать изученные растения; - работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са­мопроверку; - приводить примеры комнатных растений; - рассказывать об особенностях любимого ра­стения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                    Что растёт на клумбе?

                    Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам; - практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; - работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; - рассказывать о любимом цветке; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                      Что это за листья?

                      Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях; - узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях; - сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам; - практическая работа в группе: определять деревья по листьям; - описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                        Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев


                        - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - различать лиственные и хвойные деревья; - практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; - сравнивать ель и сосну; - описывать дерево по плану; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                          Кто такие насекомые?

                          Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых - шесть ног. Разнообразие на­секомых - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых; - работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых; - сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                            Кто такие рыбы? Рыбы - водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы


                            - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; - моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; - работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; - описывать рыбу по плану; - приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                              Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья - главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы


                              - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение пера птицы; - работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку; - описывать птицу по плану; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                Кто такие звери?

                                Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; - работать в паре: узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей с помощью атласа-опре­делителя, проводить самопроверку; - устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                  Что окружает нас дома?

                                  Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - характеризовать назначение бытовых пред­метов; - находить на рисунке предметы определённых групп; - работать в паре: группировать предме­ты домашнего обихода; проводить взаимопро­верку; - приводить примеры предметов разных групп; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                    Что умеет компьютер?

                                    Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - определять составные части компьютера; - характеризовать назначение частей компью­тера; - сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук; - работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; - моделировать устройство компьютера; - соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                      Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения


                                      - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; - характеризовать опасность бытовых пред­метов; - работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; - моделировать устройство светофора; - оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                        На что похожа наша планета?

                                        Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус - модель Земли - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - выдвигать предположения и доказывать их; - использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты; - работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; - моделировать форму Земли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Обобщающий урок. Презентация проекта «Моя малая Родина» Презентация проекта «Моя малая Родина»

                                          Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся Уч. с. Тет. с. ЭП

                                          Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)



                                          Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты


                                          - Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; - называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; - оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий; - интервьюировать членов семьи; - оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - составлять экспозицию выставки; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

                                          Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды; - обсуждать необходимость экономии воды; - выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды; - практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

                                          - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Откуда в наш дом приходит электричество?

                                          Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; - запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; - анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; - практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Как путешествует письмо?

                                          Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; - работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку; - различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде


                                          - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; - сравнивать реку и море; - различать пресную и морскую воду; - практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Откуда берутся снег и лёд?

                                          Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; - наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Как живут растения?

                                          Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; - прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения; - формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Как живут животные?

                                          Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Как зимой помочь птицам?

                                          Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зиму­ющих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора


                                          - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Откуда в снежках грязь?

                                          Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предло­женную тему; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Обобщающий урок. Презентация проекта «Моя семья»

                                          Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся Уч. с. Тет. с. ЭП

                                          Раздел «Где и когда?» (11 часов)



                                          Когда учиться интересно?

                                          Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще­ние к учителю - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; - работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе; - рассказывать о своём учителе; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы


                                          В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д. - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Когда придёт суббота?

                                          Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, раз­личать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить взаимоконтроль; - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

                                          и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы­полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; - работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Где живут белые медведи?

                                          Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Где живут слоны?

                                          Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов - Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку; - работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; - приводить примеры животных жарких райо­нов; - устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Где зимуют птицы?

                                          Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек; - работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку; - объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; - приводить примеры зимующих и перелётных птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Когда появилась одежда?

                                          История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная) - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; - отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; - работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; - работать со взрослыми: изготавливать ма­скарадный костюм; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Когда изобрели велосипед?

                                          История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сравнивать старинные и современные велоси­педы; - работать в паре: извлекать из учебника ин­формацию об устройстве велосипеда, осущест­влять самопроверку; - обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; - запомнить правила безопасной езды на вело­сипеде; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Когда мы станем взрослыми?

                                          Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; - определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; - работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием; - рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Обобщающий урок. Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

                                          Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся Уч. с. Тет. с. ЭП

                                          Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)



                                          Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

                                          Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку; - использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва; - работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему луна бывает разной?

                                          Луна - спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку; - работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему идёт дождь и дует ветер?

                                          Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за дождями и ветром; - работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему звенит звонок?

                                          Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира; - практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро­верку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему радуга разноцветная?

                                          Радуга - украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; - высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку; - работать в паре: отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок, осуществлять взаимопроверку; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему мы любим кошек и собак?

                                          Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку); - обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - практическая работа в паре: познакомить­ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; - участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Проект «Мои домашние питомцы»

                                          Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фик­сировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

                                          Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабо­чек на основе информации учебника; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

                                          Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - определять лесных обитателей по звукам, кото­рые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива­ния) рассказов из книги «Великан на поляне»; - формулировать правила поведения в природе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем мы спим ночью?

                                          Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сравнивать рисунки учебника, делать выво­ды о значении сна в жизни человека; - работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне­ния задания цветные фишки, осуществлять вза­имопроверку; - оценивать правильность своей подготовки ко сну; - рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему нужно есть много овощей и фруктов?

                                          Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с задани­ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­недеятельности организма; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - запомнить правила гигиены при употребле­нии овощей и фруктов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

                                          Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; - рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; - запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; - формулировать основные правила гигиены; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем нам телефон и телевизор?

                                          Почта, телеграф, телефон - средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) - средства массовой информации. Интернет - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - различать средства связи и средства массо­вой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); - обсуждать назначение Интернета; - моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем нужны автомобили?

                                          Автомобили - наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль - автомобиль буду­щего - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике ин­формацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем нужны поезда?

                                          Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для вы­полнения задания, сравнивать старинные и со­временные поезда; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем строят корабли?

                                          Корабли (суда) - водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать корабли в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством корабля, проводить само­проверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем строят самолёты?

                                          Самолёты - воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством самолёта, проводить са­мопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке



                                          Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

                                          Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках; - обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с пра­вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави­лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам­вае; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему на корабле и самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

                                          Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - работать в группе: знакомиться с правила­ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Зачем люди осваивают космос?

                                          Систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года. Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин - пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предполо­жения по вопросам учебника, осуществлять Са­мопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полёт в кос­мос»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Почему мы часто слышим слово «экология»?

                                          Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - находить в тексте учебника ответы на во­просы; - приводить примеры взаимосвязей между че­ловеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Уч. с. Тет. с. ЭП



                                          Обобщающий урок. Презентация проекта «Мои домашние питомцы.»

                                          Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся Презентация

                                          Планируемые результаты изучения учебного предмета

                                          К концу 1 класса обучающиеся научатся:

                                          • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;

                                          • распознавать основные признаки времён года;

                                          • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;

                                          • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);

                                          • характеризовать признаки времён года;

                                          • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

                                          • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

                                          • понимать правила поведения в природе;

                                          • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;

                                          • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

                                          • называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

                                          • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

                                          Обучающиеся получат возможность научиться:

                                          • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); выполнять правила поведения в природе;

                                          • -различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

                                          • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

                                          • -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;

                                          • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

                                          • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

                                          • -анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

                                          • -осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

                                          Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

                                          • Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. Просвещение, 2014.
                                          • Примерные программы начального общего образования. В 2ч.М.: Просвещение, 2009г.
                                          • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для общеобразовательных учреждений в 2ч. - М. Просвещение, 2015.
                                          • Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М. Просвещение, 2007.
                                          • Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. Для учащихся нач. кл. - М. Просвещение, 2007.
                                          • Плешаков А.А. Великан на поляне: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М. Просвещение, 2007.
                                          • Сборник рабочих программ «Школа России» - М. Просвещение, 2011.
                                          • А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова Мир вокруг нас: методическое пособие 1 класс - М. Просвещение, 2011.
                                          • Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD)..
                                          • Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

                                          • Персональный компьютер с принтером.

                                          • Интерактивная доска, мультимедийный проектор.

                                          • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

                                          • Учебные диски.

                                          • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.

                                          • Аудиомагнитофон.

                                          • Телевизор.

                                          • Цифровые микрескопы.

                                          • Детские нетбуки.



                                          СогласованоПротокол методического объединения №1

                                          «29» августа____2014 г.

                                          Руководитель МО

                                          __________________ Л. В. Митрофанова

                                          Согласовано

                                          Зам. директора по УВР

                                          _______________ Т. Э. Первышева





                                          © 2010-2022