Урок окружающего мира в 3 классе «Как Россия у Европы «училась»»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Конспект урока окружающего мира в 3-а классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «Школа 2100»

Учителя начальных классов Майер Л.В.

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 133»













Тема: Как Россия у Европы «училась»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): самооценивание на основе критерия успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика».

Метапредметные (МПР):

Регулятивные: умение работать в сотрудничестве с детьми и учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний, осуществление анализа, сравнения и обобщения.

Коммуникативные: аргументирование, обоснование своей позиции, координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные (ПР): ознакомление с Золотым веком русской культуры.

Цель урока: - познакомить учащихся с культурой России 18-19 веков, сравнить достижения культуры России и Европы.

Основные понятия: Золотой век русской культуры

Межпредметные связи: музыка, литература

Место урока в разделе: Времена Российской империи. 18 - начало 20 века.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, учебники, толковый словарь.


Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

1. Организационный момент.

Организация направленного внимания на начало урока.

- Все ли готовы к работе на уроке?

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться надо нам немало!

- Отправляясь в очередное путешествие по нашей истории, пожелаем друг другу удачи.

Учащиеся выполняют самооценку

-Мы готовы слышать, слушать и работать на уроке.

Л: принятие образа хорошего ученика.

М: умение осуществлять контроль и вносить необходимые коррективы по его завершению.

2. Проверка домашнего задания.

Определение уровня усвоения материала предыдущих тем.

- Решите кроссворд.

Слайд 2.

Ученики сообща отгадывают и делают проверку кроссворда.

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

3. Постановка проблемы урока.

Вывести противоречие и сориентировать учащихся на ситуацию, побуждающую к поиску решения проблемы.

- Как называется участок «реки времени» в годы правления Петра 1?

- Какой была культура России в допетровские времена? Найдите и прочитайте об этом в учебнике на с.74.

-Что значит «самобытность»?

- Русь жила по православным законам, соблюдая обычаи и традиции. Издревле люди украшали свои дома, строили храмы и города вокруг них. Развивались ремёсла, появилось книгопечатание…

- Сравните памятники культуры России времён Московского государства и памятники культуры европейских стран 15-17 веков.

- Что же было в 18- 19 веках? Соберите пазлы известного Петропавловского собора, творения 18 века.

- Сравните изображения архитектурных памятников Европы на с.74 учебника и Петропавловский собор.

- Выполните задание на слайде 6, вставьте правильные слова.

- Проверьте.

-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

По учебнику с 6-7 рассматривают «реку времени»

Работа по учебнику с. 74

Работа со словарём. Выяснение значения слова.


Слайд 3.

- До 18 века культура России и Европы сильно отличались.

Слайд 4.

Собирают пазлы Петропавловского собора и проверяют работу на

Слайде 5.

Дети внимательно рассматривают иллюстрации в учебнике и сравнивают с изображением Петропавловского собора

Слайд 6.

Ученики читают текст и вставляют необходимые слова.

Проверка по Слайду 7.

- Вывод: после 18 века культура России становится похожа на европейскую.

- Получается, что Россия забыла свою культуру?

Р: найти противоречие, в сотрудничестве с учителем определить проблему.

К: Умение принимать решение, брать ответственность на себя

П: приобретение новых знаний

4. Версии детей и актуализация знаний.

Сформулировать гипотезы, организовать актуализацию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания.

- Какой возникает вопрос?

- Слайд 8.

С помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:

- Можно ли сказать, что после 18 века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

Предположения детей:

- Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую.

- Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую.

- Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.

Р: совместно с учителем сформулировать учебную проблему

К: высказывание своей точки зрения, аргументирование, обоснование, готовность изменить свою точку зрения.

5. Физкультминутка.

Сменить вид деятельности для восстановления физических и духовных сил.

- Слайд 9.

Звучит звукозапись «Дядя Петя».

Дети повторяют танцевальные движения.

6. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний).










Формирование у учащихся знаний о жизни великих людей России 18 века, «Золотом веке русской культуры».

В следующей части урока мы понаблюдаем, изменилось ли что-либо в культуре России после реформ Петра 1 в 18 веке и начале 19 века?

- В учебнике на с.75 прочитайте первый абзац текста «Жажда науки»

- Вспомните тему «Земля и люди Московского государства». Чем славились русские люди?

- В нелёгких природных условиях России людям требовалось немалое упорство, напряжение всех физических и духовных сил для того, чтобы выжить. Именно эти качества помогли великому русскому учёному, изобретателю, поэту….

-Назовите его фамилию. Слайд 10.

- Расставьте по порядку картинки основных событий из жизни М.В.Ломоносова. Слайд 11.

- Основанный Ломоносовым университет открыл дорогу к новой культуре многим русским талантам.

- Назовите фамилию ярчайшей фигуры своего времени. Слайд 13.

- Прочитайте в учебнике на с.77 фрагмент «Золотой век русской культуры».

- Развитию таланта А.С.Пушкина, как и в случае с М.В. Ломоносовым, способствовали, с одной стороны, богатые традиции культуры и истории Руси, а с другой - то, что он получил прекрасное образование европейского образца в Царскосельском лицее - одном из самых прогрессивных учебных заведений того времени.

- Назовите фамилию великого русского композитора. Слайд 14.

- Послушай удивительно красивую музыку из балета «Лебединое озеро», танец маленьких лебедей.

- Много замечательных русских художников оставили нам настоящие произведения искусства. Слайд 15.

Ученики читают и делают вывод, что деятельность Петра сильно повлияла на развитие отечественной культуры - Россия заимствовала много нового из более образованной к тому времени Европы.

- Люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью.


- Михаил Васильевич Ломоносов.

- Мини-сообщение ученика о М.В.Ломоносове.

- Работа по слайду.

- Проверка выполнения задания Слайд 12.

- Александр Сергеевич Пушкин.

Ученики читают фрагмент «Золотой век русской культуры».



- Пётр Ильич Чайковский.

- Просмотр видеоролика «Танец маленьких лебедей».

- Мини-сообщение о Викторе Михайловиче Васнецове.

П: переработка полученной информации, добывание новой информации.

7. Выражение решения проблемы, применение новых знаний.

Обобщить полученные знания, сделать вывод.

- За один урок невозможно пересказать о всех достижениях великих русских людей того времени. Достаточно нескольких примеров, приведённых на данном уроке, чтобы ответить на основной вопрос. Вернёмся к Слайду 8.

- Какая версия подтвердилась? Соедините стрелкой вопрос и версию.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

- Слайд 11. Соберите «рецепт» Золотого века русской культуры.



- Можно ли сказать, что после 18 века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

- После петровских преобразований российская культура во многом изменилась, но не отказалась от своих «корней». Можно сказать, что культура более просвещённой Европы помогла российским талантам раскрыться полнее и по-новому.

- Работа по слайду, проверка.

Р: сверять свои действия с поставленной целью.

П: делать выводы на основе обобщения знаний.

8. Итог урока.

Систематизировать полученные знания, организовать рефлексивный анализ учебной деятельности на уроке.

- О чём говорили мы сегодня на уроке?

- Благодаря какому императору Россию стали уважать во всём мире?

- Пётр 1 проделал славный путь от Петра1 до Петра Великого. Продолжила его дела…

- Оцените свою работу. Что показалось трудным, непонятным на уроке? Что было самым интересным?

- О преобразованиях в России, достижениях.

- Пётр 1.

- Екатерина 2 - Великая.

Высказывания детей.

К: формирование собственного мнения позиции.

Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

9. Домашнее задание.

- Рабочая тетрадь с.35-36. или

- Мини-сообщение о писателе, художнике, композиторе, учёном…Золотого века России.


© 2010-2022