- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по истокам 3 класс
Рабочая программа по истокам 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова О.Л. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа по «Истокам» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы « Истоки» А.В.Камкина, И.А. Кузьмина (Истоковедение.Том1, 2010) «Истоки» - базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12) Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:
- знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;
-
социокультурным инструментарием;
-
активными формами обучения и воспитания;
- действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;
- технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;
- действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;
-
знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.
* Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков; * Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.
Общая характеристика Учебный курс 3 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету "Истоки" во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках "Воспитательной программы на социокультурном опыте" в 1-м, 2-м, 3-м классах. В центре внимания учителя и учеников оказываются ценности внутреннего мира человека. Истоки-3 призваны подвести третьеклассников к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том понимании, в каком они традиционно бытуют в Российской цивилизации. Задача такого рода не может быть решена путем простого транслирования содержания. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия. В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения - социокультурные тренинги. Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки-3" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием. В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации. В отборе содержания тренингов заложены следующие основные положения: ♦♦♦ Обеспечение стилистического единства тренингов с текстами учебника и рабочей тетради ♦♦♦ Поступки героев текстов, предлагаемых для чтения, могут стать образцом поведения учеников, а в сюжетах должны найти отражение как реалии дня сегодняшнего, так и опыт предшествующих поколений ♦♦♦ В текстах нет прямой назидательности, значимая информация представлена в виде метафоры (сказки, пословицы, образные высказывания и т.д.) ♦♦♦ Темы для обсуждений на уроке подобраны, опираясь на позитивный опыт учащихся. Проведение социокультурных тренингов позволяет о образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников -
самооценку, взаимооценку и экспертную оценку. Основными видами тренингов в 3 классе являются ресурсный круг и работа в четверке. тренинги делятся на развивающие и оценивающие. Оценивающие тренинги определяют уровень усвоения содержания учебного материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие каждого ученика фиксируется в баллах (7-бальная шкала). Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Набранные баллы переводятся в 5- бальную отметку. Важно проводить тренинги не выборочно, а реализовать всю систему тренингов в соответствии в тематическим планированием. Только в этом случае может быть достигнут значимый социокультурный результат, позволяющий самоутверждаться ученикам в группе. Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: S Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; * Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; S Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук. S Истоковедение, том 2,8. Научно - методическое издание. Издательский
дом Истоки, Москва, 2007 год S Учебное пособие «Истоки», 3 класс, А.В. Камкин, издание четвертое,
Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год S Рабочие тетради, 3 класс (2 части) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» - виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности. Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.
Место предмета в учебной деятельности
В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 - 4-м классах начальной школы. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы. В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 - 4 классы).
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа)
Главными целями курса в 3 классе являются:
- освоение ребёнком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;
- актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;
- содействие развитию этнического самосознания ребёнка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создаёт условия для самореализации, достойной жизни человека;
- становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 34 часов
Вера (9 часов) ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере. ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда (8 часов) НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние. СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие. ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь (9 часов)
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит. ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София (8 часов)
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.
ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
Тематическое планирование учебного курса «Истоки» (3 класс) /34 часа/
№
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
Дата проведения
I. Вера (9 часов)
1
Вводный урок
Присоединение
к курсу «Истоки-2».
Введение в «Истоки-3».
Родной очаг.
Родные просторы.
Труд земной.
Труд души.
Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки.
Ресурсный круг
«Какие знания дает предмет "Истоки"?»
08.09
2
Вера
Чему доверяет сердце?
Как верит пытливый разум?
Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность.
Работа в паре
«Что объединяет Вера?»
15.09
3
С верой приходит доброе дело
Душа верует.
Вера - опора дела. Доверие опыту.
Православная вера. Заповеди.
Опыт.
Работа в паре
«Правила нравственности»
22.09
4
Верность - знак веры
Вера и верность. Присяга и клятва.
Знак верности.
Преданность. Надежность.
Присяга. Клятва.
Ресурсный круг
«Верность Родине»
29.09
5
Верность не знает мелочей
Верность в повседневных делах. Верность
семейным традициям.
Чувство долга.
Долг памяти.
Традиции.
Работа в паре
«Что помогает хранить верность?»
(оценивающий тренинг)
06.10
6
Правда - путь к истине
Жить по правде.
Сила правды.
Правда в деле.
Правда в слове.
Правда.
Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово.
Работа в паре
«Пословицы о правде»
13.10
7
Правда - путь веры
Правда в образе. Правосудие.
Путеводный образ. Праведность. Справедливость.
Ресурсный круг
«Какой образ является путеводным?»
20.10
8
Честь
Воинская честь
и доблесть.
Честь и хвала мудрости.
Поклон преподобному.
Честь.
Честность.
Почести.
1. Работа в паре
«Честь»
2. Ресурсный круг
«Береги честь смолоду»
27.10
9
Обобщающий урок: Береги честь смолоду
Из малых дел складывается
доброе имя.
Доброе имя.
Заслуги.
Работа в паре
«Честь по заслугам»
(оценивающий тренинг)
10.11
II. Надежда (8 часов)
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
Дата проведения
10
Надежда
Надежда
на силы и опыт.
Сила воли.
Отчаяние.
Воля.
Надежда.
Ресурсный круг
«Как в жизни помогает надежда?»
17.11
11
Тщетная и твердая надежда
Тщетная надежда. Надежда,
которая не умирает.
Самонадеянность. Упование.
Молитва.
Работа в четверке
«Что укрепляет надежду?»
24.11
12
Согласие
Общая надежда
и общее согласие. «Согласие и лад
для общего дела клад».
Согласие.
Единодушие.
Ресурсный круг
«Строительство моста»
01.12
13
Согласие ума, сердца, души
Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию.
Единоверие. Единомыслие. Духовная красота.
Работа в четверке
«Согласие в деле»
08.12
14
Терпение и умение
Без терпения
нет умения.
Терпение -
ключ к успеху.
Терпение и надежда.
Терпение.
Сострадание.
Работа в четверке
«В каких делах необходимо терпение?»
(оценивающий тренинг)
15.12
15
Терпение и спасение
Опыт терпения - духовное сокровище. Терпение в малом
и большом.
Нетерпимость.
Опыт терпения.
Ресурсный круг
«Самый терпеливый человек»
22.12
16
Послушание опыту
Жизненный опыт
и мудрые советы. Послушные дети - надежда семьи.
Послушание. Родительское наставление.
Работа в четверке
«Послушание»
29.12
17
Обобщающий урок: Послушание совести и закону
Глаза - мера,
душа - вера,
совесть - порука.
Жизненные правила
и законы государства.
Совесть. Законопослушание.
Работа в четверке
«Надежда - устремление
к доброму исходу дела»
(оценивающий тренинг)
12.01
III. Любовь (9часов)
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
Дата проведения
18
Любовь - добро, единство - дружба
Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему.
Любовь.
Дружба.
Сердечная привязанность.
Работа в четверке
«В чем проявляется любовь к ближнему?»
19.01
19
Семейная любовь
Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь?
Лад. Взаимопонимание. Забота.
Ресурсный круг
«Почему любовь -
это труд души?»
26.01
20
Милосердие
Милосердие в слове.
Милосердие в деле.
Милосердие. Сострадание. Равнодушие.
Работа в четверке
«Милосердие»
02.02
21
Где гнев - там и милость
Доброе дело - благо. Гнев и милость.
Благотворительность.
1. Работа в четверке
«Слово о милосердном человеке»
2. Ресурсный круг
«В чем проявляется твое милосердие?»
09.02
22
Доброта
Доброе слово.
Доброе дело.
Доброта.
Работа в четверке
«Добрые дела»
(оценивающий тренинг)
16.02
23
Доброта истинная и ложная
Доброта бывает разная.
Доброжелательность. Истинная доброта.
Работа в четверке
«Доброта истинная
и доброта ложная»
Ресурсный круг
«Что такое
делать добро?»
22.02
24
Покаяние
Раскаяние и прощение. Покаяние в храме.
Раскаяние.
Грех, стыд. Покаяние. Прощение.
Работа в четверке
«Раскаяние»
01.03
25
Покаяние и любовь
Почему покаяние и любовь неразлучны?
Исповедь.
Работа в четверке
«На пути раскаяния»
07.03
26
Обобщающий урок: Сад добродетелей
Как любовь объединяет милосердие,
доброту
и покаяние?
Любовь.
Работа в четверке
«Сад добродетелей»
(оценивающий тренинг)
Ресурсный круг
«Почему любовь делает мир чище и лучше?»
15.03
IV. София (9 часов)
Тема урока
Содержание
Основные понятия
Активные формы обучения
Дата проведения
27
Ум да разум
«Ум без разума беда». Сердечный ум.
Второе рождение человека.
Ум.
Разум.
Размышление.
Работа в четверке
«Ум да разум»
22.03
28
Ум да разум
Разум рассуждает,
уму помогает.
Вразумление.
Ресурсный круг
«Ум да разум»
05.04
29
Истина
Истина в слове.
Истина в образе.
Истина. Искренность.
Ресурсный круг
«Истина в слове»
12.04
30
Истинный человек
Истина в деле.
Истовость.
Ресурсный круг
«Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?»
19.04
31
Знания - плод учения
Отрасли знания.
Знания.
Работа в четверке
«Мудрые советы Владимира Мономаха»
(оценивающий тренинг)
26.04
32
Мудрость
Мудрость и мудрецы. Духовные книги.
Мудрость.
Мудрецы.
Праведность.
Ресурсный круг
«Какими словами
ты расскажешь
о мудром человеке?»
03.05
33
Премудрость
София.
Премудрость. Истинное знание.
Работа в четверке
«Истоки победителя»
17.05
34
Дорога Веры, Надежды, Любви
Почему
Вера, Надежда, Любовь -
родные сестры?
Единение
Веры, Надежды, Любви, Софии.
Твердая вера.
Истинная надежда.
Созидательная любовь.
1. Работа в четверке
«Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?»
(оценивающий тренинг)
2. Ресурсный круг
«Чему ты научился
на уроках по предмету "Истоки"?»
(итоговый тренинг)
24.05
Обобщающий урок
* Видеоматериалы, рекомендуемые для просмотра на уроках:
К уроку № 2:
«Ни-ни» (9 минут) - «Сказка перед сном» /1/, фильм 6.
К уроку № 7:
«О солнышке» (8 минут) - «Сказка перед сном» /2/, фильм 2.
К уроку № 16:
«О Рае» (17 минут) - «В гостях у батюшки» /2/, фильм 1.
К уроку № 19:
«Царские письма» (13 минут) - «В гостях у батюшки» /1/, фильм 2.
К уроку № 32:
«О горлице и змие» (10 минут) - «Сказка перед сном» /2/, фильм 4.
Бандяк О. А. Тематическое планирование. //Истоковедение. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский дом Истоки, 2007. - Т. 2. - С. 127-130.
Примерная тематика творческих работ:
* Мини-сочинение «Что значит беречь своё имя?»
* Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье»
* Нарисовать символ Доброты
Использование медиаресурсов
-
История русского быта, «Новый диск»
-
Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
-
Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
-
Золотое кольцо России, «Новый диск»
-
Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
-
Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый
Форма контроля:
■ оценивающий тренинг
Литература:
-
Учебное пособие «Истоки» 3 класс А.В. Камкин
-
О.А. Бандяк, Н.В. Котельникова «Истоки» 3 класс. Рабочая тетрадь. Части I, II
-
Истоки. 3 класс. Педагогический опыт.
Согласовано Согласовано Протокол заседания ШМО учителей нач. классов Заместитель директора УВР от __________________ 2015 г. № 1 ________________ Л.Г. Лякутина Руководитель ШМО учителей нач. классов «___»_______________ 2015 г.
_______________ Е.А.Недождиева