Рабочая программа по истокам 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа по «Истокам» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования на основе авторской программы « Истоки» А.В.Камкина, И.А. Кузьмина (Истоковедение.Том1, 2010) «Истоки» - базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12) Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:

  • знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;
  • социокультурным инструментарием;

  • активными формами обучения и воспитания;

  • действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;
  • технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;
  • действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;
  • знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения). Целевая установка предмета - приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. Общие цели предмета: * Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками; * Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников - явлений отечественной и духовной культуры; * Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

* Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков; * Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Общая характеристика Учебный курс 3 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету "Истоки" во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках "Воспитательной программы на социокультурном опыте" в 1-м, 2-м, 3-м классах. В центре внимания учителя и учеников оказываются ценности внутреннего мира человека. Истоки-3 призваны подвести третьеклассников к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том понимании, в каком они традиционно бытуют в Российской цивилизации. Задача такого рода не может быть решена путем простого транслирования содержания. Для того, чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия. В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения - социокультурные тренинги. Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки-3" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием. В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации. В отборе содержания тренингов заложены следующие основные положения: ♦♦♦ Обеспечение стилистического единства тренингов с текстами учебника и рабочей тетради ♦♦♦ Поступки героев текстов, предлагаемых для чтения, могут стать образцом поведения учеников, а в сюжетах должны найти отражение как реалии дня сегодняшнего, так и опыт предшествующих поколений ♦♦♦ В текстах нет прямой назидательности, значимая информация представлена в виде метафоры (сказки, пословицы, образные высказывания и т.д.) ♦♦♦ Темы для обсуждений на уроке подобраны, опираясь на позитивный опыт учащихся. Проведение социокультурных тренингов позволяет о образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников -

самооценку, взаимооценку и экспертную оценку. Основными видами тренингов в 3 классе являются ресурсный круг и работа в четверке. тренинги делятся на развивающие и оценивающие. Оценивающие тренинги определяют уровень усвоения содержания учебного материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие каждого ученика фиксируется в баллах (7-бальная шкала). Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Набранные баллы переводятся в 5- бальную отметку. Важно проводить тренинги не выборочно, а реализовать всю систему тренингов в соответствии в тематическим планированием. Только в этом случае может быть достигнут значимый социокультурный результат, позволяющий самоутверждаться ученикам в группе. Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
С 1990 г. по основам системного подхода прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: S Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; * Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; S Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук. S Истоковедение, том 2,8. Научно - методическое издание. Издательский

дом Истоки, Москва, 2007 год S Учебное пособие «Истоки», 3 класс, А.В. Камкин, издание четвертое,

Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год S Рабочие тетради, 3 класс (2 части) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» - виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности. Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.

Место предмета в учебной деятельности


В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 - 4-м классах начальной школы. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы. В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 - 4 классы).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа)

Главными целями курса в 3 классе являются:

- освоение ребёнком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;

- актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;

- содействие развитию этнического самосознания ребёнка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создаёт условия для самореализации, достойной жизни человека;

- становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 34 часов

Вера (9 часов) ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере. ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает - жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

Надежда (8 часов) НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние. СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие. ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Любовь (9 часов)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ - иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит. ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

София (8 часов)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси разума.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

Тематическое планирование учебного курса «Истоки» (3 класс) /34 часа/

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Активные формы обучения

Дата проведения

I. Вера (9 часов)

1

Вводный урок

Присоединение

к курсу «Истоки-2».

Введение в «Истоки-3».

Родной очаг.

Родные просторы.

Труд земной.

Труд души.

Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки.

Ресурсный круг

«Какие знания дает предмет "Истоки"?»

08.09

2

Вера

Чему доверяет сердце?

Как верит пытливый разум?

Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность.

Работа в паре

«Что объединяет Вера?»

15.09

3

С верой приходит доброе дело

Душа верует.

Вера - опора дела. Доверие опыту.

Православная вера. Заповеди.

Опыт.

Работа в паре

«Правила нравственности»

22.09

4

Верность - знак веры

Вера и верность. Присяга и клятва.

Знак верности.

Преданность. Надежность.

Присяга. Клятва.

Ресурсный круг

«Верность Родине»

29.09

5

Верность не знает мелочей

Верность в повседневных делах. Верность

семейным традициям.

Чувство долга.

Долг памяти.

Традиции.

Работа в паре

«Что помогает хранить верность?»

(оценивающий тренинг)

06.10

6

Правда - путь к истине

Жить по правде.

Сила правды.

Правда в деле.

Правда в слове.

Правда.

Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово.

Работа в паре

«Пословицы о правде»

13.10

7

Правда - путь веры

Правда в образе. Правосудие.

Путеводный образ. Праведность. Справедливость.

Ресурсный круг

«Какой образ является путеводным?»

20.10

8

Честь

Воинская честь

и доблесть.

Честь и хвала мудрости.

Поклон преподобному.

Честь.

Честность.

Почести.

1. Работа в паре

«Честь»

2. Ресурсный круг

«Береги честь смолоду»

27.10

9

Обобщающий урок: Береги честь смолоду

Из малых дел складывается

доброе имя.

Доброе имя.

Заслуги.

Работа в паре

«Честь по заслугам»

(оценивающий тренинг)

10.11

II. Надежда (8 часов)



Тема урока

Содержание

Основные понятия

Активные формы обучения

Дата проведения

10

Надежда

Надежда

на силы и опыт.

Сила воли.

Отчаяние.

Воля.

Надежда.

Ресурсный круг

«Как в жизни помогает надежда?»

17.11

11

Тщетная и твердая надежда

Тщетная надежда. Надежда,

которая не умирает.

Самонадеянность. Упование.

Молитва.

Работа в четверке

«Что укрепляет надежду?»

24.11

12

Согласие

Общая надежда

и общее согласие. «Согласие и лад

для общего дела клад».

Согласие.

Единодушие.

Ресурсный круг

«Строительство моста»

01.12

13

Согласие ума, сердца, души

Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию.

Единоверие. Единомыслие. Духовная красота.

Работа в четверке

«Согласие в деле»

08.12

14

Терпение и умение

Без терпения

нет умения.

Терпение -

ключ к успеху.

Терпение и надежда.

Терпение.

Сострадание.

Работа в четверке

«В каких делах необходимо терпение?»

(оценивающий тренинг)

15.12

15

Терпение и спасение

Опыт терпения - духовное сокровище. Терпение в малом

и большом.

Нетерпимость.

Опыт терпения.

Ресурсный круг

«Самый терпеливый человек»

22.12

16

Послушание опыту

Жизненный опыт

и мудрые советы. Послушные дети - надежда семьи.

Послушание. Родительское наставление.

Работа в четверке

«Послушание»

29.12

17

Обобщающий урок: Послушание совести и закону

Глаза - мера,

душа - вера,

совесть - порука.

Жизненные правила

и законы государства.

Совесть. Законопослушание.

Работа в четверке

«Надежда - устремление

к доброму исходу дела»

(оценивающий тренинг)

12.01

III. Любовь (9часов)


Тема урока

Содержание

Основные понятия

Активные формы обучения



Дата проведения

18

Любовь - добро, единство - дружба

Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему.

Любовь.

Дружба.

Сердечная привязанность.

Работа в четверке

«В чем проявляется любовь к ближнему?»

19.01

19

Семейная любовь

Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь?

Лад. Взаимопонимание. Забота.

Ресурсный круг

«Почему любовь -

это труд души?»

26.01

20

Милосердие

Милосердие в слове.

Милосердие в деле.

Милосердие. Сострадание. Равнодушие.

Работа в четверке

«Милосердие»

02.02

21

Где гнев - там и милость

Доброе дело - благо. Гнев и милость.

Благотворительность.

1. Работа в четверке

«Слово о милосердном человеке»

2. Ресурсный круг

«В чем проявляется твое милосердие?»

09.02

22

Доброта

Доброе слово.

Доброе дело.

Доброта.

Работа в четверке

«Добрые дела»

(оценивающий тренинг)

16.02

23

Доброта истинная и ложная

Доброта бывает разная.

Доброжелательность. Истинная доброта.

Работа в четверке

«Доброта истинная

и доброта ложная»

Ресурсный круг

«Что такое

делать добро?»

22.02

24

Покаяние

Раскаяние и прощение. Покаяние в храме.

Раскаяние.

Грех, стыд. Покаяние. Прощение.

Работа в четверке

«Раскаяние»

01.03

25

Покаяние и любовь

Почему покаяние и любовь неразлучны?

Исповедь.

Работа в четверке

«На пути раскаяния»

07.03

26

Обобщающий урок: Сад добродетелей

Как любовь объединяет милосердие,

доброту

и покаяние?

Любовь.

Работа в четверке

«Сад добродетелей»

(оценивающий тренинг)

Ресурсный круг

«Почему любовь делает мир чище и лучше?»

15.03

IV. София (9 часов)


Тема урока

Содержание

Основные понятия

Активные формы обучения



Дата проведения

27

Ум да разум

«Ум без разума беда». Сердечный ум.

Второе рождение человека.

Ум.

Разум.

Размышление.

Работа в четверке

«Ум да разум»

22.03

28

Ум да разум

Разум рассуждает,

уму помогает.

Вразумление.

Ресурсный круг

«Ум да разум»

05.04

29

Истина

Истина в слове.

Истина в образе.

Истина. Искренность.

Ресурсный круг

«Истина в слове»

12.04

30

Истинный человек

Истина в деле.

Истовость.

Ресурсный круг

«Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?»

19.04

31

Знания - плод учения

Отрасли знания.

Знания.

Работа в четверке

«Мудрые советы Владимира Мономаха»

(оценивающий тренинг)

26.04

32

Мудрость

Мудрость и мудрецы. Духовные книги.

Мудрость.

Мудрецы.

Праведность.

Ресурсный круг

«Какими словами

ты расскажешь

о мудром человеке?»

03.05

33

Премудрость

София.

Премудрость. Истинное знание.

Работа в четверке

«Истоки победителя»

17.05

34

Дорога Веры, Надежды, Любви

Почему

Вера, Надежда, Любовь -

родные сестры?

Единение

Веры, Надежды, Любви, Софии.

Твердая вера.

Истинная надежда.

Созидательная любовь.

1. Работа в четверке

«Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?»

(оценивающий тренинг)

2. Ресурсный круг

«Чему ты научился

на уроках по предмету "Истоки"?»

(итоговый тренинг)



24.05


Обобщающий урок





* Видеоматериалы, рекомендуемые для просмотра на уроках:

К уроку № 2:

«Ни-ни» (9 минут) - «Сказка перед сном» /1/, фильм 6.

К уроку № 7:

«О солнышке» (8 минут) - «Сказка перед сном» /2/, фильм 2.

К уроку № 16:

«О Рае» (17 минут) - «В гостях у батюшки» /2/, фильм 1.

К уроку № 19:

«Царские письма» (13 минут) - «В гостях у батюшки» /1/, фильм 2.

К уроку № 32:

«О горлице и змие» (10 минут) - «Сказка перед сном» /2/, фильм 4.

Бандяк О. А. Тематическое планирование. //Истоковедение. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский дом Истоки, 2007. - Т. 2. - С. 127-130.

Примерная тематика творческих работ:

* Мини-сочинение «Что значит беречь своё имя?»

* Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье»

* Нарисовать символ Доброты

Использование медиаресурсов

  • История русского быта, «Новый диск»

  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»

  • Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»

  • Золотое кольцо России, «Новый диск»

  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»

  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология - ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый

Форма контроля:

■ оценивающий тренинг

Литература:

  1. Учебное пособие «Истоки» 3 класс А.В. Камкин

  2. О.А. Бандяк, Н.В. Котельникова «Истоки» 3 класс. Рабочая тетрадь. Части I, II

  3. Истоки. 3 класс. Педагогический опыт.



Согласовано Согласовано Протокол заседания ШМО учителей нач. классов Заместитель директора УВР от __________________ 2015 г. № 1 ________________ Л.Г. Лякутина Руководитель ШМО учителей нач. классов «___»_______________ 2015 г.

_______________ Е.А.Недождиева


© 2010-2022