- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белобородова Е.К. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МКОУ «Новомихайловская СОШ»
Программа
духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации
младших школьников
Автор- разработчик:
учитель начальных классов
Белобородова Елена Кузьминична
2013 - 2017 учебный год
Содержание программы: 1. Пояснительная записка. 2. Концептуальные основы программы. 3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
4. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. 5. Основные направления, ценностные основы и содержание
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. 6. Мероприятия по реализации направлений. 7. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию младших школьников 9. Методическая работа, направленная на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания 10. Планируемые результаты 11. Оценка качества воспитания школьников, управление воспитательным процессом по результатам 12. Литература 13. Приложение
Пояснительная записка.
Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы «Я - Гражданин своей страны». Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Конкретизируя общую цель духовно-нравственного развития и воспитания к ступени начального общего образования необходимо перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности.
Получится примерно следующее:
-
добрый, не причиняющий зла живому,
-
честный и справедливый,
-
любящий и заботливый,
-
трудолюбивый и настойчивый,
-
творящий и оберегающий красоту мира,
-
стремящийся к знаниям и критично мыслящий,
-
смелый и решительный,
-
свободолюбивый и ответственный,
-
самостоятельный и законопослушный,
-
чувствующий связь со своим народом, страной, культурой,
-
бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам,
-
патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, села, России)
-
толерантный (уважающий других, не похожих на него)
- создание и поддержка воспитательного уклада школьной жизни;
- реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младшего школьника на уроке;
- реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников;
- начало формирования коллектива в классах младших школьников;
- налаживание социального партнерства школы с семьями учащихся;
- налаживание методической работы, направленной на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания;
- координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.
Участники программы:
Ученики 1-4 классов
Педагоги
Родители
Библиотекарь
Сроки реализации: 2013 - 2017 годы.
Концептуальные основы программы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены). Да и от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы - в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник - работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей - справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
-
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
-
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры:
- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, Основные направления деятельности Правительства РФ (от 17. 11. 2008)
- Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009 - 2012 г..
- Национальная образовательная инициатива « Наша Новая школа».
- Федеральная целевая программа развития образования.
- Декларация прав и свобод человека.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Концепция долгосрочного социально - экономического развития до 2020 года (раздел III Образование)
- Устав школы.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников.
Программа духовно-нравственного воспитания «Я - Гражданин своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
-
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
-
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
-
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.
1 принцип - детско-взрослая общность, без которой эффективного воспитания, взаимопонимания построить невозможно. Общность возникает через непосредственное взаимодействие и взаимозависимость людей и проявляется как нечто подобное групповому единству, основанном на эмпатии. Детско-взрослая общность возникает между людьми через пребывание их в одной эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций). 2 принцип - совместная деятельность педагога и школьника. Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых, при условии реализации педагогического воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъект деятельности. 3 принцип - системность организации воспитания, духовно-нравственное развитие и воспитание не допускает фрагментарности, оторванности дел друг от друга, все направления связаны друг с другом, мероприятия вытекают одно из другого. 4 принцип - опора на педагогический авторитет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от него осторожности в словах и делах.
Основные направления воспитания
на ступени начального общего образования
2. Воспитание нравственных чувств и этического созна-
ния
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека
4. Формирование ценностного отношения к здоровью
и здоровому образу жизни
3. Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни
6. Воспитание
ценностного отношения к прекрасному, формиро
вание представлений об эстетических идеалах и ценностях
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Направление «Ученик - патриот и гражданин»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Содержание и формы деятельности:
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Коми(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
-
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
-
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
-
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
-
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
-
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
-
участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Мероприятия по реализации направления «Ученик - патриот и гражданин» (приоритетное направление деятельности).
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Я в школе(беседа).
Правила поведения на уроке.
На что имеем право.
Уважение и понимание
Установление прав и обязонностей учеников в классе.
Трудности в учёбе. Взаимовыручка
(беседа)
Хорошие и плохие черты характера.
(беседа)
Декларация прав ребёнка.
Национальные культурные различия (темат. вечер).
Права ребёнка. Конвенция.
(зам.по восп. работе)
Как пережить огорчения и страхи.
День Конституции
(библиотекарь)
Мои новые друзья.
(беседа)
Имя как источник самобытности и достоинства.
Решения конфликтных ситуаций.
Учимся принимать решения.
Безопасное общение с незнакомыми.
Обман и его последствия.
(тренинг)
Самосознание через самовыражение.
Основной закон РФ (беседа)
«Домик у дороги» в наших рисунках»
«О чём рассказала награда?» конкурс стихов
«Я люблю тебя, Россия» конкурс чтецов
«Цвети, моё село» конкурс детского рисунка на асфальте
Направление «Ученик и его нравственность» .
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Содержание и формы деятельности:
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
- получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по выбору;
- ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
- и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке
Мероприятия по реализации направления «Ученик и его нравственность».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Ваши права
Устав школы
Законы коллектива
Имею право
«Волшебные слова»
«О поступках плохих и хороших»,
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»
«Добрым быть совсем не сложно»
-
«Если добрый ты»
-
«Чем сердиться лучше помириться»
-
«Почему чашка воды больше моря?»
«Чужой беды не бывает»
«Я и мои родственники»
-
«Ценности трех поколений»
«Фотографии из семейного альбома»
«Мой дом - моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)
Направление «Ученик и его отношение к труду» .
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Содержание и формы деятельности:
- экскурсии по поселку, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- знакомство с профессиями своих родителей, бабушек и дедушек, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
- приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- творческое применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
- приобретение умения и навыков самообслуживания в школе и дома;
- участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Мероприятия по реализации направления
«Ученик и его отношение к труду»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
«Мир профессий»
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии»
Презентация «Семейные династии»
«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ
«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ
«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ
«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ
«Мастерская Деда Мороза»
«Мастерская Деда Мороза»
«Мастерская Деда Мороза»
«Мастерская Деда Мороза»
«Волшебный мир руками детей» выставка детского творчества
-
Книжкина больница «Библиотеке - нашу помощь»
Изготовление сувениров к праздникам
«Наши мамы - мастерицы, наши папы - мастера» выставка работ
«Птичья столовая»
Изготовление кормушек для птиц
«Птичий домострой»
Изготовление скворечников
«Мир моих увлечений» Презентация увлечений и хобби
«Кто во что горазд» Презентация увлечений и хобби
Направление «Ученик и его здоровье» . Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Содержание и формы деятельности:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального - психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы , медицинскими работниками, родителями;
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации направления «Ученик и его здоровье».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
-
«Уроки Мойдодыра» викторина
-
«Откуда берутся грязнули?» беседа
-
«Ослепительная улыбка на всю жизнь» беседа
«Я расту, я развиваюсь» встреча с мед. работником
Улица полна неожиданностей
Встреча с инсектором ГАИ
Безопасный путь в школу
Движение учащихся группами
«Мой режим дня», анкетирование
-
«Вредные привычки и мы» анкетирование
ЗОЖ, анкетирование
ЗОЖ, анкетирование
«Папа, мама, я - спортивная семья», конкурс рисунков
-
Встреча со знаменитыми спортсменами поселка
«Ударим юмором по вредным привычкам», конкурс
Выпуск тематического «Школьного вестника» и оформление информационного тематического стенда
Знакомство с дорожными знаками.
Лето без происшествий
Обязанности пассажира (тест)
Урок - тест по ПДД
Направление «Ученик и его отношение к природе» . Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Содержание и формы деятельности:
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, народа коми, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации направления «Ученик и его отношение к природе».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
-
«О братьях наших меньших», беседа
-
«Русские берёзки», игры
-
«Цветы в былинах и мифах», викторина
«Мы в ответе за тех, кого приручили», беседа
«Древо познания», трудовая акция
-
Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)
Выставка «Осенние зарисовки»
Викторина «Витамины с грядки»
Акция «Чистый дом - чистый двор - чистый поселок»
«Судьба поселка в твоих руках», экологическая фото-выставка
Акция «Цветик - семицветик» выращивание рассады цветов,
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»
«Знай и люби родную природу», викторина
-
Акция «Сделай поселок чище» листовки
«Береги природу - наш дом» конкурс экологических проектов
«Береги природу - наш дом» конкурс экологических проектов
Направление «Ученик и Мир прекрасного». Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Содержание и формы деятельности:
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, Республики, культур народов России, народа коми;
- (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного, художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
- участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Мероприятия по реализации направления «Ученик и мир прекрасного».
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
-
«Фильм, фильм, фильм…» Просмотр к/ф и мультфильмов
«Червонное золото, Локтя» экскурсия по району
Художественные выставки, экскурсия в музей
Встречи с замечательными творческими людьми
-
Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»
-
Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»
Конкурс фотографий «Чудесная пора - очей очарованье»
Конкурс фотографий «Чудесная пора - очей очарованье»
«Милой мамочки портрет» выставка рисунков
«Шедевры русской живописи» беседа
Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию»
«Мои любимые книжки» выставка-презентация
Планируемые результаты
воспитания и социализации младших школьников
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.
Уровень
Особенности возрастной категории
Действия педагога
1 уровень
(1 класс)
Приобретение школьником социальных знаний Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школь-ную реальность.
Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению). В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)
2 уровень
(2-3 класс)
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Набирает силу процесс развития детского кол-лектива, резко активи-зируется межличнос-тное взаимодействие младших школьников друг с другом. Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
3 уровень
(4 класс)
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Потребность в само-реализации, в общест-венном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные воз-можности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности. Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем
Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников. Диагностика развития духовно-нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Предлагаются следующие методики:
- метод «Беседа» для учащихся 6-7 лет (Приложение 1),
- методика «Сюжетные картинки» предназначена для детей 1-2 классов (Приложение 2),
- методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Приложение 3)
- диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) (приложение 4).
- планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в образовательном учреждении и с привлечением различных представителей школьного сообщества;
- грамотное распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в образовательном учреждении, а также понимание ими своих должностных инструкций;
- поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации образовательного учреждения;
- осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно-ориентированного анализа состояния воспитания в образовательном учреждении.
- Вопросы для беседы:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
- Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
- Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Приложение 2 Диагностика эмоционального компонента духовно- нравственного развития Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 кла Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Приложение 3 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале: 1 балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла - если сформировано полное и четкое представление.
Приложение 4
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (1 - 2-е классы)
(методика Н.П. Капустиной)
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
-
мне интересно учиться
-
я люблю мечтать
-
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
-
мне нравится выполнять домашние задания
-
я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
-
я старателен в учебе
-
я внимателен
-
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
-
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
-
мне нравится дежурство в школе
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
-
к земле
-
к растениям
-
к животным
-
к природе
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
-
я выполняю правила для учащихся
-
я добр в отношениях с людьми
-
я участвую в делах класса и школы
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
-
я аккуратен в делах
-
я опрятен в одежде
-
мне нравится красивое вокруг меня
-
я вежлив в отношениях с людьми
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
-
я управляю собой
-
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
-
у меня нет вредных привычек
Оценка результатов: 3 - всегда 4 - часто 3 - редко 2 - никогда 1 - у меня другая позиция По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл - уровень воспитанности. 5 - 4,5 - высокий уровень 3,9 - 2,9 - средний уровень 4,4 - 4 - хороший уровень 2,8 - 2 - низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (3-4-е классы)
(методика Н.П. Капустиной)
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
-
мне интересно учиться
-
я всегда выполняю домашние задания
-
я люблю читать
-
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
-
я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
-
я старателен в учебе
-
я внимателен
-
я старателен
-
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
-
мне нравится самообслуживание в школе и дома
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
-
я берегу землю
-
я берегу растения
-
я берегу животных
-
я берегу природу
4. Я И ШКОЛА:
-
я выполняю правила для учащихся
-
я выполняю правила внутришкольной жизни
-
я участвую в делах класса и школы
-
я добр в отношениях с людьми
-
я справедлив в отношениях с людьми
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
-
я аккуратен и опрятен
-
я соблюдаю культуру поведения
-
я забочусь о здоровье
-
я умею правильно распределять время учебы и отдыха
-
у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 - всегда
4 - часто
3 - редко
2 - никогда
1 - у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл - уровень воспитанности.
5 - 4,5 - высокий уровень 3,9 - 2,9 - средний уровень
4,4 - 4 - хороший уровень 2,8 - 2 - низкий уровень
(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 - 118)