Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьниковМКОУ «Новомихайловская СОШ»

Программа

духовно-нравственного развития,

воспитания и социализации

младших школьников

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Автор- разработчик:

учитель начальных классов

Белобородова Елена Кузьминична

2013 - 2017 учебный год









Содержание программы: 1. Пояснительная записка. 2. Концептуальные основы программы. 3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

4. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. 5. Основные направления, ценностные основы и содержание
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования. 6. Мероприятия по реализации направлений. 7. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию младших школьников 9. Методическая работа, направленная на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания 10. Планируемые результаты 11. Оценка качества воспитания школьников, управление воспитательным процессом по результатам 12. Литература 13. Приложение









Пояснительная записка.

Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы «Я - Гражданин своей страны». Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Конкретизируя общую цель духовно-нравственного развития и воспитания к ступени начального общего образования необходимо перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности.

Получится примерно следующее:

  • добрый, не причиняющий зла живому,

  • честный и справедливый,

  • любящий и заботливый,

  • трудолюбивый и настойчивый,

  • творящий и оберегающий красоту мира,

  • стремящийся к знаниям и критично мыслящий,

  • смелый и решительный,

  • свободолюбивый и ответственный,

  • самостоятельный и законопослушный,

  • чувствующий связь со своим народом, страной, культурой,

  • бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам,

  • патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, села, России)

  • толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания будут способствовать решение следующих основных задач:
  • создание и поддержка воспитательного уклада школьной жизни;
  • реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности младшего школьника на уроке;
  • реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников;
  • начало формирования коллектива в классах младших школьников;
  • налаживание социального партнерства школы с семьями учащихся;
  • налаживание методической работы, направленной на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания;
  • координация действий социокультурного окружения школы при проведении мероприятий.

Участники программы:

Ученики 1-4 классов

Педагоги

Родители

Библиотекарь

Сроки реализации: 2013 - 2017 годы.

Концептуальные основы программы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены). Да и от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы - в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник - работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей - справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.

Общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;



  • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
  • формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г.
  • Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, Основные направления деятельности Правительства РФ (от 17. 11. 2008)
  • Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009 - 2012 г..
  • Национальная образовательная инициатива « Наша Новая школа».
  • Федеральная целевая программа развития образования.
  • Декларация прав и свобод человека.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Концепция долгосрочного социально - экономического развития до 2020 года (раздел III Образование)
  • Устав школы.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

младших школьников.

Программа духовно-нравственного воспитания «Я - Гражданин своей страны» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

1 принцип - детско-взрослая общность, без которой эффективного воспитания, взаимопонимания построить невозможно. Общность возникает через непосредственное взаимодействие и взаимозависимость людей и проявляется как нечто подобное групповому единству, основанном на эмпатии. Детско-взрослая общность возникает между людьми через пребывание их в одной эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния (радости или отрицательных эмоций). 2 принцип - совместная деятельность педагога и школьника. Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться только в процессе совместной деятельности детей и взрослых, при условии реализации педагогического воспитательного потенциала этой деятельности и превращения ребенка в субъект деятельности. 3 принцип - системность организации воспитания, духовно-нравственное развитие и воспитание не допускает фрагментарности, оторванности дел друг от друга, все направления связаны друг с другом, мероприятия вытекают одно из другого. 4 принцип - опора на педагогический авторитет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от него осторожности в словах и делах.















Основные направления воспитания

на ступени начального общего образования

2. Воспитание нравственных чувств и этического созна-

ния

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека

4. Формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

3. Воспитание трудолюбия,

творческого отношения к учению, труду, жизни


6. Воспитание

ценностного отношения к прекрасному, формиро

вание представлений об эстетических идеалах и ценностях

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)


Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

Направление «Ученик - патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Содержание и формы деятельности:

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Республики Коми(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

  • участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Мероприятия по реализации направления «Ученик - патриот и гражданин» (приоритетное направление деятельности).

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Я в школе(беседа).

Правила поведения на уроке.

На что имеем право.

Уважение и понимание

Установление прав и обязонностей учеников в классе.

Трудности в учёбе. Взаимовыручка

(беседа)

Хорошие и плохие черты характера.

(беседа)

Декларация прав ребёнка.

Национальные культурные различия (темат. вечер).

Права ребёнка. Конвенция.

(зам.по восп. работе)

Как пережить огорчения и страхи.

День Конституции

(библиотекарь)

Мои новые друзья.

(беседа)

Имя как источник самобытности и достоинства.

Решения конфликтных ситуаций.

Учимся принимать решения.

Безопасное общение с незнакомыми.

Обман и его последствия.

(тренинг)

Самосознание через самовыражение.

Основной закон РФ (беседа)

«Домик у дороги» в наших рисунках»

«О чём рассказала награда?» конкурс стихов

«Я люблю тебя, Россия» конкурс чтецов

«Цвети, моё село» конкурс детского рисунка на асфальте

Направление «Ученик и его нравственность» .

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Содержание и формы деятельности:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по выбору;
  • ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
  • и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке

Мероприятия по реализации направления «Ученик и его нравственность».

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ваши права

Устав школы

Законы коллектива

Имею право

«Волшебные слова»

«О поступках плохих и хороших»,

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

«Добрым быть совсем не сложно»

  • «Если добрый ты»


  • «Чем сердиться лучше помириться»


  • «Почему чашка воды больше моря?»

«Чужой беды не бывает»

«Я и мои родственники»

  • «Ценности трех поколений»

«Фотографии из семейного альбома»

«Мой дом - моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

Направление «Ученик и его отношение к труду» .

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Содержание и формы деятельности:

  • экскурсии по поселку, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • знакомство с профессиями своих родителей, бабушек и дедушек, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
  • приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • творческое применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  • приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
  • приобретение умения и навыков самообслуживания в школе и дома;
  • участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Мероприятия по реализации направления

«Ученик и его отношение к труду»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Мир профессий»

Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши»

Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии»

Презентация «Семейные династии»

«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ

«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ

«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ

«Фантазии Осени» Конкурс-выставка творческих работ

«Мастерская Деда Мороза»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мастерская Деда Мороза»

«Волшебный мир руками детей» выставка детского творчества

  • Книжкина больница «Библиотеке - нашу помощь»

Изготовление сувениров к праздникам

«Наши мамы - мастерицы, наши папы - мастера» выставка работ

«Птичья столовая»

Изготовление кормушек для птиц

«Птичий домострой»

Изготовление скворечников

«Мир моих увлечений» Презентация увлечений и хобби

«Кто во что горазд» Презентация увлечений и хобби

Направление «Ученик и его здоровье» . Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Содержание и формы деятельности:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального - психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы , медицинскими работниками, родителями;
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).

Мероприятия по реализации направления «Ученик и его здоровье».

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • «Уроки Мойдодыра» викторина


  • «Откуда берутся грязнули?» беседа


  • «Ослепительная улыбка на всю жизнь» беседа

«Я расту, я развиваюсь» встреча с мед. работником

Улица полна неожиданностей

Встреча с инсектором ГАИ

Безопасный путь в школу

Движение учащихся группами

«Мой режим дня», анкетирование

  • «Вредные привычки и мы» анкетирование

ЗОЖ, анкетирование

ЗОЖ, анкетирование

«Папа, мама, я - спортивная семья», конкурс рисунков

  • Встреча со знаменитыми спортсменами поселка

«Ударим юмором по вредным привычкам», конкурс

Выпуск тематического «Школьного вестника» и оформление информационного тематического стенда

Знакомство с дорожными знаками.

Лето без происшествий

Обязанности пассажира (тест)

Урок - тест по ПДД

Направление «Ученик и его отношение к природе» . Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Содержание и формы деятельности:

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, народа коми, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Мероприятия по реализации направления «Ученик и его отношение к природе».

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • «О братьях наших меньших», беседа

  • «Русские берёзки», игры


  • «Цветы в былинах и мифах», викторина

«Мы в ответе за тех, кого приручили», беседа

«Древо познания», трудовая акция

  • Игра «Что в огороде растёт?» (1-2 классы)

Выставка «Осенние зарисовки»

Викторина «Витамины с грядки»

Акция «Чистый дом - чистый двор - чистый поселок»

«Судьба поселка в твоих руках», экологическая фото-выставка

Акция «Цветик - семицветик» выращивание рассады цветов,

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

«Знай и люби родную природу», викторина

  • Акция «Сделай поселок чище» листовки

«Береги природу - наш дом» конкурс экологических проектов

«Береги природу - наш дом» конкурс экологических проектов

Направление «Ученик и Мир прекрасного». Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Содержание и формы деятельности:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, Республики, культур народов России, народа коми;
  • (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного, художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека;
  • участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

Мероприятия по реализации направления «Ученик и мир прекрасного».



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • «Фильм, фильм, фильм…» Просмотр к/ф и мультфильмов

«Червонное золото, Локтя» экскурсия по району

Художественные выставки, экскурсия в музей

Встречи с замечательными творческими людьми

  • Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»


  • Конкурс рисунков «Осенние зарисовки»

Конкурс фотографий «Чудесная пора - очей очарованье»

Конкурс фотографий «Чудесная пора - очей очарованье»

«Милой мамочки портрет» выставка рисунков

«Шедевры русской живописи» беседа

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию»

«Мои любимые книжки» выставка-презентация

Планируемые результаты

воспитания и социализации младших школьников


Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов.


Уровень

Особенности возрастной категории

Действия педагога

1 уровень

(1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школь-ную реальность.

Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению). В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности)

2 уровень

(2-3 класс)

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Набирает силу процесс развития детского кол-лектива, резко активи-зируется межличнос-тное взаимодействие младших школьников друг с другом. Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень

(4 класс)


Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Потребность в само-реализации, в общест-венном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные воз-можности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности. Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем
Наличие у выпускников начальной школы способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников. Диагностика развития духовно-нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Предлагаются следующие методики:

  • метод «Беседа» для учащихся 6-7 лет (Приложение 1),
  • методика «Сюжетные картинки» предназначена для детей 1-2 классов (Приложение 2),
  • методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Приложение 3)
  • диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) (приложение 4).
Для управления воспитанием необходимо оценить и качество воспитательной деятельности педагогов, насколько разнообразны те виды деятельности школьников, которые используются педагогом в воспитательных целях, и насколько оправдано это разнообразие. Ведь иногда сделанный педагогом акцент на использовании воспитательного потенциала какого-то одного вида деятельности (например, туристско-краеведческой) может быть весьма результативным. Тогда как попытка другого заняться сразу всем может стать безрезультатной из-за невозможности «объять необъятное». Необходимо проанализировать, носят ли проводимые педагогами учебные, трудовые, спортивные, творческие, развлекательные и т.п. дела воспитывающий характер. Какие ценности они несут детям? Какие их личностные качества развивают? Если, к примеру, это урок, то только ли он проводится для того, чтобы научить ребят чему-то? Если это спортивный турнир, то только ли для победы в нем ведется подготовка команды? Если это дискотека, то только ли для развлечения и заполнения досуга детей она проводится? Оценка качества управления воспитательным процессом производится по следующим показателям:
  • планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в образовательном учреждении и с привлечением различных представителей школьного сообщества;
  • грамотное распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в образовательном учреждении, а также понимание ими своих должностных инструкций;
  • поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации образовательного учреждения;
  • осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно-ориентированного анализа состояния воспитания в образовательном учреждении.
Основной используемый здесь метод - экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информации станут результаты анкетирования заместителя директора школы по воспитательной работе, педагога-организатора, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Приложение 1 Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс) Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
  • Вопросы для беседы:
  • Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  • Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  • Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  • Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
  • Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  • Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Приложение 2 Диагностика эмоционального компонента духовно- нравственного развития Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 кла Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие, объясняя свой выбор. Обработка результатов. 0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьниковПрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников Программа духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников

Приложение 3 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Обработка результатов. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале: 1 балл - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла - если сформировано полное и четкое представление.

Приложение 4

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (1 - 2-е классы)

(методика Н.П. Капустиной)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится выполнять домашние задания

  • я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

  • мне нравится дежурство в школе

3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле

  • к растениям

  • к животным

  • к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я добр в отношениях с людьми

  • я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах

  • я опрятен в одежде

  • мне нравится красивое вокруг меня

  • я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

  • у меня нет вредных привычек



Оценка результатов: 3 - всегда 4 - часто 3 - редко 2 - никогда 1 - у меня другая позиция По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл - уровень воспитанности. 5 - 4,5 - высокий уровень 3,9 - 2,9 - средний уровень 4,4 - 4 - хороший уровень 2,8 - 2 - низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (3-4-е классы)

(методика Н.П. Капустиной)

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я всегда выполняю домашние задания

  • я люблю читать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я старателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я берегу землю

  • я берегу растения

  • я берегу животных

  • я берегу природу

4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я выполняю правила внутришкольной жизни

  • я участвую в делах класса и школы

  • я добр в отношениях с людьми

  • я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен

  • я соблюдаю культуру поведения

  • я забочусь о здоровье

  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха

  • у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 - всегда

4 - часто

3 - редко

2 - никогда

1 - у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл - уровень воспитанности.

5 - 4,5 - высокий уровень 3,9 - 2,9 - средний уровень

4,4 - 4 - хороший уровень 2,8 - 2 - низкий уровень

(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 - 118)

© 2010-2022