Открытый урок по литературному чтению по теме: Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению
Тема: Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;
  • показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;
  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино", его художественным своеобразием;
  • связать исторические события с их отражением в художественном произведении;
  • воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.
Ход урока:
  1. Орг. момент

Слайд Тогда гроза двенадцатого года
Ещё спала. Ещё Наполеон
Не испытал великого народа -
Ещё грозил и колебался он. - Прочитайте строфу А.С. Пушкина. - О каком времени пишет поэт? - В каком произведении ярко описывается отечественная война 1812года?
2. Сообщение темы урока
Слайд Мы продолжаем работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». А работу будем вести в парах.
3. Историческая справка
а. Ответьте на вопросы

  1. Когда наполеоновская армия вторглась в Россию?
  2. Кто командовал русской армией?
  3. Где произошло генеральное сражение?
  4. Сколько лет прошло после Бородинского сражения?
  5. К какому событию было написано стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтовым?

Слайд При проверке ставьте знак плюс при верном и минус при неверном ответе в соответствующей графе.
б. Прочитайте воспоминание одного из очевидцев сражения.
Слайд «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу лица, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, пропитанной кровью, раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском… »
- Какое впечатление на вас произвел этот отрывок? - Какие чувства владели участниками сражения? - Отчего простые солдаты не жалели своей жизни? - Как можно назвать участников Бородинского сражения?
Вскоре после Бородино была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный 1812 год, в который поразили вы лютого и сильного врага минул; но не пройдут и не умолкнут громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»
- Почему так было сказано? - Каково значение этой битвы для России?
  1. История создания стихотворения «Бородино».

Слайды Поэтому многие поэты, художники, скульпторы изображают события Отечественной войны 1812года.
Одним из таких авторов является Михаил Юрьевич Лермонтов. Слайд
Сообщение об авторе и истории создании стихотворения. Перед нами портрет поэта. Мы видим лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли. Творчество поэта - одна из ярких страниц русской поэзии. Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы. Он много знал наизусть стихов русских и зарубежных авторов. Особенно выделял Байрона и любил Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» было посвящено гибели А.С. Пушкина. Стихотворение «Бородино» стало результатом переработки стихотворения «Поле Бородина», а это говорит об огромном интересе поэта к истории отечественной войны 1812 года и к славе русской армии.
Стихотворение «Бородино», было написано М.Ю. Лермонтовым к 25-летней годовщине Бородинского сражения, которое произошло 26 августа 1812 года под Москвой и явилось, важнейшим событием Отечественной войны. Это первое печатное произведение поэта.
Слайд Удивительно, но ученые почти наверняка «вычислили» прототип «дяди» - старого солдата, от лица которого ведется повествование о Бородинской битве. Это унтер-офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев. Лермонтов хорошо знал этого человека. В 1836 году, когда художник П. Заболотский писал портрет ветерана, исполняя заказ к грядущему 25-летию Отечественной войны 1812 года, Михаил Юрьевич брал уроки живописи у этого художника и часто посещал его мастерскую.
Слайд Здесь-то и состоялось знакомство поэта со старым солдатом. Андрееву нравился любознательный лейб-гусарский корнет, уважительно называвший его дядей, и он с явным удовольствием делится с поэтом своими воспоминаниями о «дне Бородина». А вспомнить ветерану, конечно же, было что.
5. Прослушивание записи стихотворения «Бородино» Слайды
Пришло время послушать это стихотворение в исполнении
- Обратите внимание на то, как исполняется стихотворение, с каким чувством? - Каково общее настроение стихотворения?
6. Проверка восприятия
- Какие чувства вы испытали? (гордость за предков, уважение к подвигу, желание быть похожими на них) - Кто участвует в разговоре? (солдаты - старый и молодой) - Кто является рассказчиком? (старый бывалый солдат, участник сражения)
7. Самостоятельное чтение стихотворения
При чтении найдите ответ на вопрос и подчеркните в тексте
- Какие слова, помогают передать картину сражения? - В каких словах звучит гордость т торжество? - Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? - Найдите сравнения в тексте - Найдите прием звукописи - Какие приемы использует поэт для создания художественной картины жизни? (сравнения, звукопись, эпитеты)
7.Работа над текстом стихотворения
Выборочное чтение
а. Армия отступала к Москве. Прочитайте как говорит об этом Лермонтов (Мы долго молча отступали…)
- Почему армия отступала? - Что означает выражение «собрать силы в кулак»?
б. Объединив войско, Кутузов выбрал место для будущего сражения. - Прочитайте об этом (И вот нашли большое поле)
в. Прочитайте, как поэт описывает сражение (Полковник наш рожден был хватом…)
Через несколько дней после сражения под Бородино в деревне Фили под Москвой собрали военный совет. Что делать дальше? Биться или отступать?
- Вспомните из окружающего мира, какое решение принял Кутузов? - Какие слова произнес Кутузов?
С потерей Москвы, еще не потерена Россия. Но коль уничтожена армия, погибли Москва и Россия…Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю, отступление.
- У всех перехватило дыхание - отдать Москву? - Прочитайте о том как восприняли приказ солдаты? (Не будь на господня воля…, Что ж мы на зимние квартиры…)
- Подробнее об этих событиях вы можете из книги Алексеева «Птица-слава», а когда будете учиться в старших классах, вам откроется еще одно из сокровищ культуры - произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем война 1812 года и жизнь России в то время описаны подробно и очень интересно.
- Как согласно тексту стихотворения закончилось сражение? Прочитайте (Вот затрещели барабаны…) Слайд - Как было на самом деле?
8. Физ. минутка - чтение стихотворения наизусть
9. Характеристика героев
- На сколько частей можно разбить стихотворение? (2части)
Первая строфа стихотворения - это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву. Остальная часть стихотворения - рассказ бывалого воина, участника сражения - волнующий, гордый, правдивый.
- Какие строчки повторяются? Почему? (выражают гордость, сожаление о погибших)
- Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя?
- Каким представляете себе «дядю»? (простодушный, храбрый, правдивый рассказчик, преданный родине, патриот, мужественный)
- Найдите в тексте отрывки, которые помогают дать характеристику «дяде».
- Какой личный вклад старого дяди в сражении? Прочитайте (забил заряд…)
- Можно назвать дядю хорошим рассказчиком? (эмоционален, интересно описал обстановку сражения)
- Почему рассказ получился именно таким? (бывалый солдат, заново погрузился в атмосферу боя, пережил досаду от отступления, уважение и гордость за своих однополчан)
- Прочитайте, как бывалый солдат относится к своему поколению и как называет молодое поколение.
- Какие чувства он испытывает при этом (гордость и разочарование)
- За что упрекает молодой воин бывалого солдата? (за отступление)
- Как солдат ответил за упрек? (богатыри не вы…)
- Какими качествами обладали солдаты-богатыри 1812 года? (патриотизм, готовность отдать свою жизнь за родину, решительность, мужество, военное братство, гордость за отечество)
- Чем объясняется победа русских? (Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!" Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой)
- Что важнее для автора - передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку самому событию, подвигу солдат?
10. Проверочная работа
- Выполните работу в парах
1. Каким чувством проникнуто стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» а. патриотизмом б. печалью в. Ностальгией
2. Как переданы события в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» а. все события мы видим глазами полководца б. все события мы видим глазами императора в. все события мы видим глазами рядового участника событий
3. Какой прием использует Лермонтов в картине описания боя «Звучал булат, картечь визжала…» а. повтор б. звукопись в. сравнение
4. Передает ли стихотворение историческую правду о Бородинском сражении?
5. В какой форме написано это стихотворение? а. монолог б. диалог
6. Какова главная мысль (идея) стихотворения? а. передать историческую правду о Бородинском сражении б. дать оценку самому событию, подвигу солдат
11. Итог урока
- Выберите из списка предложенных качеств личности, которые были присущи воинам русской армии. Слайд Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, трусость, мужество, страх, честность, безразличие, стойкость, лесть, предательство, упорство, верность, малодушие, отвага, патриотизм.
Все эти качества необходимы и вам, чтобы добиться цели в жизни, осуществить свою мечту, быть готовым защитить свою родину.
- Стихотворение Лермонтова «Бородино» актуально сегодня? - Когда оно получило второе рождение? - Каково значение этого стихотворения сегодня?
Стихотворение Лермонтова «Бородино» - поэтическая летопись сражения, в центре которой не сама битва, а люди, их поведение, душевное состояние, отношение к происходящему.
Д/з: иллюстрация к стихотворению






Приложение 1.
Ответьте на вопросы
№ Вопрос Ответ Правильность 1 Когда наполеоновская армия вторглась в Россию?

2 Кто командовал русской армией?

3 Где произошло генеральное сражение?

4 Сколько лет прошло после Бородинского сражения?

5 К какому событию было написано стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтовым?


Приложение 2.
Выбери правильный ответ
1. Каким чувством проникнуто стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» а. патриотизмом б. печалью в. Ностальгией
2. Как переданы события в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» а. все события мы видим глазами полководца б. все события мы видим глазами императора в. все события мы видим глазами рядового участника событий
3. Какой прием использует Лермонтов в картине описания боя «Звучал булат, картечь визжала…» а. повтор б. звукопись в. сравнение
4. Передает ли стихотворение историческую правду о Бородинском сражении?
5. В какой форме написано это стихотворение? а. монолог б. диалог
6. Какова главная мысль (идея) стихотворения? а. передать историческую правду о Бородинском сражении б. дать оценку самому событию, подвигу солдат
© 2010-2022