Открытый урок по познанию мираОрганы чувств

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира

Тема: Повторение. "Органы чувств человека".

Цель: обобщение материала по изученной теме, развитие логики, мышления, речи, наблюдательности, навыков самоконтроля, практических умений, связанных с бережным отношением к своему здоровью, содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах, воспитание взаимной ответственности; прививать навыки гигиены; пробуждать интерес к учебному материалу через познавательную деятельность вне урока.

Ожидаемые результаты: дети знают для чего человеку органы чувств, и их значения в жизни, могут на практике применять полученные ЗУН по изученной теме.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя и учеников

Время

1.Психологический настрой

-Создание коллаборативной среды в классе: Тренинг "Подари улыбку другу"

Учитель:

Поприветствуйте друг друга в группах, взявшись за руки:

Дети:

- Ты пришёл и я пришёл,
Вместе всем нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.

Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа по группам. (Дети занимают места за столами, разделившись на 3 группы по карточкам 3 цветов ).

5 мин.

2. Актуализация знаний

Актуализация знаний:

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем говорить об организме человека.

(Изображение фигуры человека)

- Но человек в мире не одинок - он общается и живёт со своей семьёй, другими людьми, получает от них информацию о мире, о событиях в нём, сам делится информацией со своими друзьями, общается и развивается именно в человеческом обществе.

(Изображение группы общающихся детей или людей)

Что же помогает человеку сориентироваться в этом многообразии жизни, понять какой мир нас окружает? Ответить на этот вопрос нам поможет вот этот кроссворд.

На доске кроссворд . Ответы появляются по мере отгадывания: 1 - ухо. 2 - глаз. 3 - кожа. 4 - нос. 5 - язык.

У - (Озвучивает вопросы кроссворда)

1.С помощью чего мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?

2.С помощью чего мы видим, что написано в книге?

3.Какая часть нашего тела помогает узнать колючий плед на кресле или мягкий?

4.При помощи чего мы узнаём запах хлеба, цветов или краски?

5.Что во рту помогает определить: мы съели конфету или лимон?

У - По горизонтали появилось слово «органы». Да, наши уши, глаза, кожа, нос и язык- это особые, специальные органа нашего тела. Они помогают нам чувствовать. И тема нашего урока так и звучит:

Тема урока: Органы чувств человека.

5 мин.

3.Работа по теме

1). Постановка проблемного вопроса.

У - В ходе нашего урока мы должны чётко понять и ответить на проблемный вопрос.

Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?

2). У - Отгадайте загадку:

Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.

(После отгадывания появляется изображение человеческого глаза и запись: Глаз - орган зрения.)

Д - Это глаза!

У - Глаз - орган зрения человека. Повернитесь. Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Д - Ясные, прекрасные, огромные, чистые, глубокие…

У - А ещё говорят, что глаза- это зеркало нашей души.

У - А что же именно помогают нам видеть наши глаза? Догадайтесь! Обсуждение в группах. Выводы учащихся. Обобщение с помощью слайдов.

(Изображение одинаковых предметов, разных по цвету).

Д - Цвет!

(Изображение предметов, разных по форме).

Д - Форма предмета!

(Изображение предметов разного размера).

Д - Размер!

Д - (Дети делают вывод): Зрение помогает людям различать предметы по цвету, форме, размеру и их расположению в пространстве.

5 мин.

4. Физминутка

У - Гимнастика для глаз снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

Крепко зажмурить глаза (счёт до 5). Открыть и посмотреть вдаль (счёт до 5).

2 мин

5. Продолжение урока

3). Загадка про язык:

Всегда во рту, а не проглотишь.

(После отгадывания загадки появляется изображение языка и запись: Язык- орган вкуса.)

Исследовательская деятельность:

От каждой группы к столу учителя подходит по одному ученику. Им завязываются глаза, и предлагается узнать вкус разных конфет.

У - Вам помогли вкусовые ощущения. Часто мы говорим: как вкусно! Просто пальчики оближешь! Как горько! Фу, какая кислятина! Это работает наш орган вкуса - язык. Как же это происходит?

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков, них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в наш рот. И по нервам информация о вкусе продукта поступает в наш мозг. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое - боками, а горькое - корнем. Язык - один из наших сторожей. Если мы ненароком возьмём в рот что-то противное или несвежее, язык просигналит об этом мозгу, а мозг - мышцам рта и мы, не задумываясь, выплюнем то. Что вредно организму.

У - Для чего человеку орган вкуса, так ли он необходим?

Д - (Ответы учеников). Вывод.

4). Продолжение работы по теме урока.

Загадка про ухо:

В дырочку, неказистую на вид,
Входит целый мир - всё, что звучит.

(Появляется изображение уха или картинки с изображением того, как человек улавливает звуки и изапись: Ухо - орган слуха.)

Д - Ухо!

У - Правильно! Ухо - орган слуха человека. (Изображение внутреннего строения уха).

Ребёнок сначала слышит речь и понимает её, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, затрудняет общение с другими людьми. В это случае глухо - немым людям приходится общаться при помощи мимики и жестов.

У - Так для чего человеку слух?

Д - (Делают вывод): Чтобы знать, что происходит вокруг тебя в мире.

Физминутка.

Самомассаж активных лицевых зон.

потянуть уши вверх, вниз (повторить 4-5 раз);

потянуть уши в стороны (Чебурашка);

круговой массаж височной области по и против часовой стрелки;

«умывание» лица, стряхивание усталости.

5). Загадка про нос:

Между двух светил
В середине я один.

(После отгадывания загадки появляется изображение носа и запись: Нос - орган обоняния.)

Д- Это нос!

У - Нос - орган обоняния человека.

Исследовательская деятельность:

По группам раздаются салфетки с разными запахами (запах одеколона, апельсина, пирога).

У - Чем пахнет? Какой орган вам помог различить запахи? Если человек утрачивает обоняние, то пища теряет вкус, можно при этом отравиться.

Почему так важно обоняние для всех людей и особенно для животных?

Д - (Делают вывод): Получаем информацию о том, что происходит вокруг.

6). Следующий орган чувств - это кожа.

Кожа - орган осязания.

У - Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Исследовательская деятельность:

У - Уколите палец иглой. Что вы почувствовали?

Д - Боль.

У - Дотроньтесь до металлических ножниц. Что почувствовали?

Д - Холод.

У - Потрите пальцами и тыльной стороной ладони кусочек наждачной бумаги, лежащий у вас на столах. Что почувствовали?

Д - Шероховатость, колючесть.

У - Закройте глаза и возьмите в руки предметы, лежащие на столе (мячик, кубик, карандаш и т.п.). Что смогли почувствовать?

Д - Форму предметов.

У - Это работало наше чувство осязания. Так для чего человеку нужна кожа, в чём она помогает?

Д - (Делают вывод): Можем чувствовать тепло, холод, форму, боль, мягкость, шероховатость предметов. То есть можем осязать предметы.

Работа в группах: (по картам-памяткам).

У - Нам даны органы чувств от рождения, но для того, чтобы они могли нам хорошо помогать и хорошо работали, органы эти нужно беречь и правильно за ними ухаживать. У вас на столах у каждого ученика карты-памятки о правилах ухода за разными органами чувств (в каждой группе разные).Учитель зачитывает варианты , ученики должны выбрать правильные.

Карточка №1.

Правила бережного отношения к зрению:

Умываться по утрам горячей мыльной водой.

Смотреть телевизор не более 1,5 часов в день.

Сидеть не ближе 3м от телевизора.

Не читать лёжа.

Стараться больше читать в транспорте.

Оберегать глаза от попадания инородных предметов.

Делать гимнастику для глаз.

Больше смотреть на яркие источники света (солнце, лампу).

Карточка №2.

Правила бережного отношения к слуху:

Избегать сильных и резких звуков.

Не допускать попадания воды в уши.

Чистить уши спичками, булавками, скрепками.

Каждое утро разминать ушную раковину.

Чаще слушать громкую музыку в наушниках.

При боли в ушах не обращаться к врачу, заниматься самолечением.

При головной боли и усталости помассировать ушные раковины.

Защищать уши от ветра и холода.

Карточка №3.

Правила ухода за органом вкуса и ротовой полостью:

После утреннего сна и перед сном чистить зубы и язык при помощи зубной щётки и пасты.

Есть больше сладостей, а горькое, солёное и кислое ограничить.

Иногда можно пользоваться чужой зубной щёткой.

Зимой, в мороз нельзя прижимать язык к металлическим предметам, так как можно повредить его поверхность.

При возникновении трещин, болей в области языка, необходимо обратиться к врачу.

Стараться чаще употреблять обжигающе горячую пищу.

Нельзя чередовать употребление горячего и холодного.

Чаще показывать свой орган вкуса своим друзьям.

- Карточки №4 и № 5 учитель задает по одному вопросу каждой команде.

Карточка №4.

Правила гигиены для кожи:

Старайтесь не ранить кожу.

Не допускайте ожогов, обморожений.

Татуировки и рисунки очень полезны для кожи.

Мойте руки перед и после посещения туалета.

Умываться нужно только очень горячей водой.

Тело с мылом нужно мыть не чаще 2-3 раз в неделю.

При ранках на коже нужно обработать их йодом или зелёнкой.

Никогда не пользуйтесь кремом для рук.

Карточка №5.

Правила гигиены для носа:

Берегите организм от простуды.

Ешьте поменьше овощей и фруктов.

Лечить насморк не нужно, он пройдёт сам.

Нельзя сильно сморкаться при насморке.

Не помещать в нос посторонние предметы.

Вовсе необязательно ежедневно носить с собой носовой платок.

При кровотечении из носа положить на переносицу холод.

Нужно везде совать свой любопытный нос.

15 мин.





















10 мин

6.Рефлексия

У - А сейчас давайте вспомним, какой проблемный вопрос стоял перед нами в начале нашего урока?

Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?

Ответ на него ( появляется после вывода, сделанного учащимися): Осуществляют связь с окружающим миром.

Д - (Ответы учеников. Вывод). Органы чувств помогают нам узнавать, что происходит в мире вокруг нас и помогают нам ориентироваться в нём. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает.

3 мин

7.Итог урока

- Чем занимались на уроке? Что повторили? Что мы уже знали? Что узнали нового? Чему научились? Что запомнили?

-Оцените урок с помощью лайка, если понравился"класс", если не совсем"нейтрально", если нет, то "класс вверх ногами".

-Д/зад.: нарисовать органы чувств человека.

2 мин.

Рефлексия урока: дети знают для чего человеку органы чувств, и их значения в жизни, могут на практике применять полученные ЗУН по изученной теме.

Карточки



Карточка №1.

Правила бережного отношения к зрению:

Умываться по утрам горячей мыльной водой.

Смотреть телевизор не более 1,5 часов в день.

Сидеть не ближе 3м от телевизора.

Не читать лёжа.

Стараться больше читать в транспорте.

Оберегать глаза от попадания инородных предметов.

Делать гимнастику для глаз.

Больше смотреть на яркие источники света (солнце, лампу).

Карточка №2.

Правила бережного отношения к слуху:

Избегать сильных и резких звуков.

Не допускать попадания воды в уши.

Чистить уши спичками, булавками, скрепками.

Каждое утро разминать ушную раковину.

Чаще слушать громкую музыку в наушниках.

При боли в ушах не обращаться к врачу, заниматься самолечением.

При головной боли и усталости помассировать ушные раковины.

Защищать уши от ветра и холода.

Карточка №3.

Правила ухода за органом вкуса и ротовой полостью:

После утреннего сна и перед сном чистить зубы и язык при помощи зубной щётки и пасты.

Есть больше сладостей, а горькое, солёное и кислое ограничить.

Иногда можно пользоваться чужой зубной щёткой.

Зимой, в мороз нельзя прижимать язык к металлическим предметам, так как можно повредить его поверхность.

При возникновении трещин, болей в области языка, необходимо обратиться к врачу.

Стараться чаще употреблять обжигающе горячую пищу.

Нельзя чередовать употребление горячего и холодного.

Чаще показывать свой орган вкуса своим друзьям.

Карточка №4.

Правила гигиены для кожи:

Старайтесь не ранить кожу.

Не допускайте ожогов, обморожений.

Татуировки и рисунки очень полезны для кожи.

Мойте руки перед и после посещения туалета.

Умываться нужно только очень горячей водой.

Тело с мылом нужно мыть не чаще 2-3 раз в неделю.

При ранках на коже нужно обработать их йодом или зелёнкой.

Никогда не пользуйтесь кремом для рук.

Карточка №5.

Правила гигиены для носа:

Берегите организм от простуды.

Ешьте поменьше овощей и фруктов.

Лечить насморк не нужно, он пройдёт сам.

Нельзя сильно сморкаться при насморке.

Не помещать в нос посторонние предметы.

Вовсе необязательно ежедневно носить с собой носовой платок.

При кровотечении из носа положить на переносицу холод.

Нужно везде совать свой любопытный нос.



© 2010-2022