Диалог логопеда и учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Антонюк Мария Николаевна

учитель-логопед МОБУ «СОШ №6

с углубленным изучением

отдельных предметов»

Ефименко Инна Александровна

учитель нач.классов

МОБУ «СОШ №6

с углубленным изучением

отдельных предметов»



Проблема нарушений устной и письменной речи

у детей начальной школы: диалог логопеда и учителя.



На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей. Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы- одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем - средством получения учащимися знаний. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Нарушения в развитии отдельных видов высших психических функций (восприятия, включающего ощущения и основанного на них; памяти, внимания) являются причиной соответствующих нарушений в устной речи, письме и чтении и могут проявляться в трудностях развития: - речедвигательных представлений (артикуляционная моторика); -речеслуховых представлений (фонетико-фонематические, темброво-интонационные); -зрительно-двигательных представлений (мелкая моторика, графомоторный навык); -пространственных представлений (величина, форма, пространственная ориентация); -временных представлений; -произвольного слуха, зрительного внимания; -вербально-логической, образной, двигательной памяти. В случае проявления трудностей, обусловленных нарушениями в развитии ВПФ, являющихся причиной или следствием речевого недоразвития, их преодоление становится конкретной задачей работы учителя-логопеда. Диалог логопеда и учителя начальных классов.
Помощь учителя-логопеда: -направлена на коррекцию речевых нарушений (логокоррекция), предупреждение негативных особенностей эмоционально-личностной сферы (опосредованная психокоррекция); -ориентирована на дальнейшее развитие различных форм речи (устной, письменной) в единстве её сторон и компонентов, на развитие ВПФ, значимых для правильного речевого развития и обусловливающих его, а также на полноценное личностное развитие (умственное, сенсорное, эмоциональное); -нацелена на преодоление коммуникативных трудностей и трудностей обучения. Количество детей, поступающих а первые классы нашей школы и нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для оказания необходимой помощи таким детям в нашей школе работает команда высокопрофессиональных специалистов - учителя, логопед. Диалог логопеда и учителя начальных классов.

Именно совместная работа учителя-логопеда и учителей начальной школы имеет первостепенное значение для успешного преодоления трудностей, ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи. 1.Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся; 2.формирование предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ; 3.Развитие коммуникативных умений.
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми. Диалог логопеда и учителя начальных классов. В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с результатами. Часть обследования они проводят вместе (проверяют технику качества чтения во 2-4 классах и т.д.). Планируя коррекционную работу учитель-логопед обязательно учитывает программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем.. Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия: - совместное проведение родительских собраний; - участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов; - консультации логопеда для учителей.
В течение учебного года взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной. Логопед периодически информирует учителя о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости. Диалог логопеда и учителя начальных классов.
На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. Диалог логопеда и учителя начальных классов.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с ОНР, билингвизмом. Логопед и учитель начальных классов предъявляют единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы: - учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); - учет возрастных особенностей детей; - предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения; - осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; - закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках; - придание обучению воспитывающего характера; - всестороннее развитие личности учащегося.
Диалог логопеда и учителя начальных классов.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. Соблюдение единых требований к ученикам со стороны учителя, логопеда и родителей является обязательным.
В школе выработан единый логопедический режим:

  1. На уроках проводится специальная работа, направленная на полноценное восприятие учащимися учебного материала и слов учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильного оформления речи.

  1. Каждый учитель, зная речевые нарушения учащихся своего класса, планирует и осуществляет индивидуально и дифференцированно коррекционную работу.
  2. Неторопливая, спокойная по тону, богатая выразительными средствами, безукоризненная с грамматической стороны речь учителя - образец речи учащихся. ( не допускаются в речи неправильно построенные предложения и обороты, слова-паразиты).
  3. Ежедневно проводятся с учащимися логопедические зарядки, минутки по развитию артикуляционной моторики (учителя начальных классов на 15-ой, 30-ой минутах урока, учителя старших классов фонетические минутки в середине урока на 20-25 минутах по воспитанию общих речевых навыков, дикции, темпа, ритма

Диалог логопеда и учителя начальных классов.Диалог логопеда и учителя начальных классов. 5. Каждый учитель на уроке грамотно оформляет все виды записей ( на классной доске, карточках, в тетрадях), пишет каллиграфически правильным разборчивым почерком. 6. Систематически проводится работа по обогащению словарного запаса учащихся. Проверяется усвоение их значения и правильное употребление в речи. 7. Учитель добивается исправления недостатков произношения, исправления неправильных ответов, формируя у детей навыки самоконтроля за собственной речью (правильным произношением поставленных звуков) повышая культуру устной разговорной речи, соблюдая при этом необходимый такт. 8. Учитель максимально активизирует речь учащихся, предъявляя следующие требования: - содержательность речи (знание материала) - логичность (последовательность, чёткость построения предложений); - точность (выбор наиболее подходящих к содержанию языковых средств); - выразительность (умение интонационно, выразительно, ярко передать мысль); - ясность; - чистота речи (отсутствие лишних слов); - правильность (соответствие литературным нормам языка). Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями. Учитель-логопед нашей школы подготовил для учителей памятки-таблицы. Поэтому педагоги умеют отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики, Учителя также знают, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, который занимается в этот период у логопеда, Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе.

Таблица - памятка для учителя.

Вид речевого нарушения

N

Логопатические ошибки

Примеры

I.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.

1

Пропуски букв и слогов

«трва»(трава), «кродил» (крокодил), «пинёс»(принёс),

2

Перестановки букв и слогов

«онко»(окно), «звял»(взял), «пеперисал»(переписал), «натуспила»(наступила),

3

Недописывание букв и слогов

«красны»(красный), «лопат» (лопата), «набухл»(набухли).

4

Наращивание слов лишними буквами и слогами

«тарава»(трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква),

5

Искажение слова

«хабаб»(храбрый), «чуки» (щёки), «спеки»(с пенька), «наотух»(на охоту),

6

Слитное написание слов и их произвольное деление

«нас тупила»(наступила), «виситнастне»(висит на стене), «у стала»(устала).

7

Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений

«Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»

8

Замена одной буквы на другую

«зуки»(жуки), «панка»(банка), «тёльпан»(тюльпан), «шапаги» (сапоги),

9

Нарушение смягчения согласных

«васелки»(васильки), «смали» (смяли), «кон»(конь).

II.

Ошибки, обусловленные

несформированностью

лексико-грамматической стороны речи.

1

Аграмматизм

«Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки (пять жёлтеньких цыплят).

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок

«вкармане», «при летела»,

«подороге», «в зела»(взяла),

2

Примечание

Ошибки считаются логопатическими, если они не единичные, а стойкие.(!)




В целях пропаганды своих занятий логопед ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях. Логопед выступает с докладами на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. Таким образом, можно сделать вывод: качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов.


Используемые материалы. 1. Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010 2. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М., 2010 3. Ахутина Т.В. Нейропсихологические методики диагностики и коррекции нарушений письма. 4. Семенович А.Ю. Эти невероятные левши 5. Логинова Е.А. Нарушения письма коррекции нарушения письма у младших школьников АНО Логопед Плюс М., 2011 6. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004 7. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей 8. Ишимова О.А. Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. Просвещение. М., 2012













© 2010-2022