Описание опыта работы классного руководителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта работы классного руководителя

Жизнь классного руководителя не заканчивается со звонком с последнего урока. Она только начинается …. Жизнь детей за пределами расписания занятий зависит от того, каким будет их классный руководитель. В начале своего пути я не раз еще терялась и переживала сомнения, пытаясь найти самую подходящую для меня и для детей систему воспитания. В любое заветное место нельзя войти внезапно, сразу. Нужна долгая дорога. Так же внезапно нельзя войти во внутренний мир ребенка, нужна долгая дорога поисков, наблюдений, упорной работы, терпения и любви, огромной любви к детям. Чудодейственных рецептов нет, кроме одного - любить ребенка и принимать его таким, какой он есть. В душах тех, кого не любили в детстве, легко поселяется зло. Сегодня школа нуждается в учителе, который не только хорошо знает свой предмет, умеет научить других, передать свои знания, но прежде всего в человеке, который сможет вырастить душу ребенка. Важнейшая проблема, стоящая перед современным учителем начальных классов - организация личностно- ориентированного образовательного пространства. Огромную роль играет воспитательный потенциал, заложенный в учебном процессе . Исходя из того, что воспитание предполагает развитие личности, я попытаюсь вычленить и систематизировать методы, эффективно влияющие на развитие личности младшего школьника. Мой стаж работы классным руководителем -21 год. Убеждена в том, что эффективно может работать только педагог, сочетающий в себе учителя, психолога и воспитателя.

Основная забота такого классного руководителя - создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении .
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.

Своими задачами как классного руководителя считаю:

  • формирование и развитие коллектива класса;


  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • формирование здорового образа жизни;

  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.


Чтобы успешно осуществлять свои задачи, я прежде всего стараюсь понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.


Воспитательный процесс выстраиваю с опорой на познавательные, игровые, спортивные, творческие, коммуникативные и досуговые виды деятельности. Ребенок, переступивший порог школы, часто с трудом адаптируется к новым условиям жизни. К нему предъявляется много требований на уроке и во внеурочное время, а он еще не имеет достаточных психологических ресурсов и даже физических сил для выполнения этих требований. Поэтому, с первого дня пребывания ребенка в школе необходимо создать атмосферу доброжелательности, комфортности, тепла и уюта, чтобы ребенок чувствовал себя как дома. Взаимоотношения строятся на «субъектно-субъектных» отношениях. Когда дети приходят после каникул и говорят, что им надоело отдыхать, хочется в школу - значит, делается вывод, что работа идет в правильном русле. Это подтверждается результатами ежегодного психологического обследования: в классе высокий уровень развития коммуникативных навыков 88-90%. Дети идут в школу встретиться с одноклассниками, у них в классе много друзей. У 10-12% учащихся - средний уровень коммуникативных навыков, у них в классе мало друзей, но отношение к школе позитивное.

Результаты развития коммуникативных навыков





Исходя из этого, можно судить, что детям в школе и классе комфортно, создана благоприятная атмосфера для общения и обучения. При составлении плана воспитательной работы на первое место ставлю принцип гуманно - личностного подхода к детям. Другой не менее важный принцип - учет возрастных особенностей учащихся. Кроме того, учитывается и принцип деятельностного подхода к воспитанию. Основная задача планирования - так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности, и постоянно стремились к познанию самих себя. Планирование внеклассной работы проводится совместно с учащимися. Это вызывает у них желание активно участвовать в жизни класса. Для этого проводится игра «Корзинка Красной шапочки». Вначале рассказывается история появления этой корзинки в классе на основе сюжета сказки. В ней лежат листочки, на которых написаны различные мероприятия. Дети читают и выбирают понравившиеся, затем все это фиксируется в плане воспитательной работы. В начале работы с детским коллективом, максимально изучаю семьи учащихся: уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для этого использую различные методы педагогической диагностики: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, деловые игры. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу с максимальной эффективностью. Сотрудничество с родителями заключается в психолого- педагогическом просвещении родителей и вовлечении их в учебно- воспитательный процесс класса и школы. Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам воспитания проводится на родительских собраниях, которые проходят один раз в четверть, по заранее продуманной тематике. Например: «Режим дня в жизни школьника», «Поощрения и наказания детей в семье» и другие. Раз в четверть проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам, где не только обсуждаются эти проблемы, но и даются практические рекомендации по их решению. На первом родительском собрании выбираем родительский комитет, в который входят самые инициативные и интересующиеся родители. Председатель родительского комитета направляет и координирует всю работу. Родительский комитет по рекомендации классного руководителя привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. В классе сложились свои традиции: поздравление именинников с вручением подарка, изготовленного самими детьми в тайне от именинника; один раз в четверть, как завершением временного отрезка обязательное проведение праздника, связанное с датами календаря или интересами ребят; один раз в месяц проведение какого-либо конкурса (стихов по разным тематикам, сочинений и рисунков, «головоломщиков» и смекалистых, знатоков языка и природы, конкурс поделок, совместно изготовленных с родителями). Раз в четверть проводятся спортивные мероприятия. Постоянно готовятся подарки своими руками для родителей, бабушкам и дедушкам ко «Дню старшего поколения», ко «Дню матери», ко «Дню 8 марта», ко «Дню защитника Отечества», ко «Дню Победы». Особое внимание уделяю проектной деятельности учащихся. Учащимися совместно с родителями были созданы проекты «Путешествие капельки», «Кто такие насекомые?», «Моя Вселенная». С проектом «Моя Вселенная» приняли участие в муниципальном этапе конкурса исследований младших школьников «Малая академия»

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива, где каждый школьник реально участвует в управлении делами класса. Задача заключается в помощи учащимся понять, что они теперь не просто школьники, у них есть свои правила и заповеди, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу

Раз в четверть происходит смена творческих поручений, чтобы дети «осваивали» разные виды деятельности. Ребята очень серьезно относятся к этим поручениям. Все проблемы, которые возникают в процессе работы, решаются на совете класса и на классном часе.

Учащиеся класса являются активными участниками всех мероприятий, которые проходят в школе. Кроме этого, участвуют во всех конкурсах и акциях, проводимых в школе. Школьная традиция - проводить декады по предметам. Дети участвуют во многих декадах: естествознания - это конкурс поделок из природного материала, викторина для почемучек, математики - конкурс смекалистых, филологии - конкурс сочинений «Осень золотая», конкурс веселых стихов.

Большое внимание уделяю организации питания детей, потому что только здоровый ребенок будет настроен на работу, а значит, будет успешен и счастлив.

А дальше я пытаюсь выстроить такую систему, которая позволит каждому попробовать себя в разных делах и найти то, что необходимо ему. Кто-то успешно будет выступать на олимпиадах, кто-то будет петь на школьных концертах, кто-то перспективно играть в футбол, а без кого-то нельзя представить нашу мэрию. У каждого есть право выбора своей дороги. И это главное!

Уровень воспитанности учащихся за последние три года возрос.

Уровень воспитанности

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч. год

2011-20012 уч. год

Высокий

16,7%

33,3%

66,7%

Средний

50%

50%

33,3%

Низкий

33,3%

16,7%

-



Без чего не может состояться классный руководитель? Без терпения, без умения владеть собой: никакое чувство ни при каких обстоятельствах не должно вывести тебя из себя. Без вдохновения! Если не будешь гореть сама, не сможешь зажечь ни одной звездочки! Без вдохновения все дни станут тусклыми. Я хочу, чтобы школа стала для моих детей родным домом. Мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать детей такими, какими они есть. Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я буду стараться смягчить удар, быть рядом с ним в его «минуту злую». Я стараюсь жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться, увлекаться и удивлять, шутить и наставлять, быть нетерпимой ко лжи и насилию. .. В этом я вижу свое назначение.



© 2010-2022