ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРИГАМИ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Пояснительная записка Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? Оригами:
  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
  • объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Цель программы:
  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года - полный курс обучения детей в начальной школе ( ). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки - «оригамушки» необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).









Тематический план

1 год обучения

(33 часа)






п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1


1

2.

Квадрат- основная фигура оригами

1

3

4

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

4

5

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»


3

3

7.

Базовая форма «Конверт»


3

3

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

9.

Впереди - лето!


2

2

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3

ИТОГО:

7

26

33














Содержание программы

1 класс (33 часа)

Дата

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД


Знакомство с оригами

1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;


Квадрат - основная форма оригами

4 ч. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

Личностные - самоопределение;


Базовая форма:
«Треугольник»

5 ч. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».



Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;


Базовая форма:
«Воздушный змей»

5 ч. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».


Базовая форма:
«Двойной треугольник»

4 ч. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.


Базовая форма:
«Двойной квадрат»

3 ч. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».


Базовая форма «Конверт»

3 ч. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».


Цветы к празднику 8 Марта

3 ч. 8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;


Личностные

- нравственно- этическое оценивание;


Впереди - лето!

2 ч. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание;


Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;

ОРИГАМИ


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1


1

2.

Квадрат- основная фигура оригами

1

3

4

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

4

5

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»


3

3

7.

Базовая форма «Конверт»


3

3

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

9.

Впереди - лето!


2

2

10.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3

ИТОГО:

7

26

33

1 класс (33 часа)

Дата

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

2.09


Знакомство с оригами

1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

9.09

16.09







23.09

30.09


Квадрат - основная форма оригами

4 ч. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

Личностные - самоопределение;

7.10

14.10

21.10

28.10

11.11


Базовая форма:
«Треугольник»

5 ч. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».



Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;

18.11

25.112..12

9.12

16.12


Базовая форма:
«Воздушный змей»

5 ч. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

23.12

13.01

20.01

27.01


Базовая форма:
«Двойной треугольник»

4 ч. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.

3.02

10.0224.02


Базовая форма:
«Двойной квадрат»

3 ч. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».

2.03

9.03

16.03


Базовая форма «Конверт»

3 ч. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

30.03

6.04

13.04


Цветы к празднику 8 Марта

3 ч. 8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;


Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

20.0427.04


Впереди - лето!

2 ч. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание;

4.05

11.05

18.05


Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;

© 2010-2022