- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по рисованию 3 класс
Рабочая программа по рисованию 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дифтеренко А.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана на основе программы Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской - М.: Планета, 2013. УМК «Начальная школа 21 века» и соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС). В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика курса. Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Цели и задачи курса. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств, а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
- Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека (цикличность жизни в природе).
- Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
- Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности.
- Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека: оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном году. В третьем классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре разных народов, иному мнению;
- развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
- развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
- активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; умение накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
- развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
- развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; развитие представлений об освоении человеком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к природе, своему народу, к многонациональной культуре;
- формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
- развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
- воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
- формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
- формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства:
- формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание программы(34 часа). 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.
- Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
- Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
- Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины,русла рек, озера, моря, поля, леса создают, в природе свой особый рисунок).
- Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
- Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
- Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
- Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
- Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
- Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
- Передача объёма в живописи и графике.
- Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
- Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
- Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
- Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина илу глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
- Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
- Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве Обобщенность, силуэт.
- Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
- Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежде жителей цветочного города», «Лесные феи».
- Развитие фантазии и воображения
- Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
- Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
- Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно- выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
- Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
- Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
- Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.
- Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда)).
- Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
- Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
- Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
- Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
- Восприятие искусства (музейная педагогика).
- Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
- Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
- Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне.
- Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт- Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.
- Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
- Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы средства художественной выразительности для создания образов природы человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
Учебно-тематический план № п/п Содержание программного материала Количество часов Характеристика деятельности 1 Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму 17 Объясняет разнообразие и красоту природы. Понимает природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. 2 Развитие фантазии и воображения 11 Выражает свое отношение к изображаемому. Объясняет связь архитектуры с природой. Кратко рассказывает историю возникновения и развития архитектурных ансамблей. Проводит наблюдения, задает вопросы во время экскурсии по архитектурным достопримечательностям города. Обсуждает полученные сведения. Выполняет зарисовки архитектурных сооружений своего региона. 3 Художественно-образное восприятие изобразительного искусства 6
ИТОГО 34
Материально-техническое обеспечение программы
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Для учителя:
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Изобразительное искусство: 3 класс: органайзер для учителя: методические разработки / Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Для обучающихся:
- Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Специфическое сопровождение (оборудование)
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов; животных и птиц; насекомых;
- мультимедийный проектор;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата Тема урока Тип урока Планируемые Предметные результаты Универсальные учебные действия Личностные результаты
Форма контроля План Факт
1четверть. 1 4.09
Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Урок изучения нового материала. Объясняет разнообразие и красоту природы. Понимает природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Выполняет тематическую композицию (примерные темы): «Букет из осенних листьев»', «Поляна с ландышами», «Дом на горе» Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Творческая работа. 2 11.09
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Комбинированный урок. Осознает величие природы. Находит изображение природы в разных жанрах изобразительного искусства. Осваивает картинную плоскость. Отображает содержание художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Выполняет работы на пленэре - этюды. Продуктивно мыслит. Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. Индивидуальная. 3 18.09
Разнообразие природных объектов в творчестве художника. Комбинированный урок. Понимает, что воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Объясняет, что такое «открытое» и «закрытое» пространство. Выполняет композицию на одну из тем: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работает в технике акварели «по сырому». Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная.
4
25.09
Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Интернет- урок (с применением геоинформационных ресурсов). Рассматривает деревья. Понимает, что каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Понимает значение ритма и орнамента в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная. 5 2.10
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры. Комбинированный урок. Сознательно выбирает формат листа. Осваивает и выбирает формат изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Выполняет тематическую композицию. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна». Понимает связь народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, его сенсорных способностей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 6 9.10
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Урок- исследова-ние. Осваивает понятия «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображает полёт журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передает ритмический рисунок журавлиного клина.. Имеет представления об искусстве и его истории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Мини-проект. 7 16.10
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Урок- проект. Осваивает и закрепляет понятия контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Сравнивает главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работает в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дкэны», «Прогулка в парке». Передает в пейзаже разные состояния природы - солнечный день и пасмурное утро. Активно использует речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная. 8 23.10
Изображение с натуры предметов конструктивной формы.
Комбинированный урок. Осваивает понятие «тематический натюрморт». Составляет натюрморт и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционно размещает предметы. Способен к саморазвитию и самовыражению. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. . Индивидуальная. 9 30.10
Передача движения. Комбинированный урок. Работает с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки(наброски и портрет по наблюдению). Изображает человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна - изготовление скворечника, посевная; лето - сенокос, езда на велосипеде, купание; осень - сбор урожая, начало учебного года; зима - катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы. Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 10 13.11
Передача объёма в живописи и графике. Комбинированный урок. Осваивает разнообразные виды штриха. Понимает зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисует с натуры предмет округлой формы - яблоко, чашку. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная. 11 20.11
Понятие стилизации. Урок- исследование. Использует приёмы стилизации в создании предметов объёмной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя его характерные особенности. - Имеет представление об искусстве и его истории. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 12 27.11
Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал). Комбинированный урок. Понимает и объясняет, что такое «контраст» и «нюанс» в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина». «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина». Готов слушать собеседника и вести диалог. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Индивидуальная. 13
04.12
Передача динамики в объёмном изображении. Урок- практикум. Лепит по памяти фигуры человека в движении. Осваивает приёмы лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол». Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная. 14 11.12
Лепка объёмно- пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Комбинированный урок. Работает в малых группах. Осваивает навыки сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса из проволоки и палочек. Предварительно обсуждает эскиз будущей работы и распределяет обязанности. Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 15 18.12
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. Комбинированный урок. Создает композицию по мотивам литературных произведений, например по сказкам Х-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино. Интересуется искусством разных стран и народов. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Творческая работа. 16 25.12
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт. Урок- исследова-ние. Создает вазу из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Лепит из цветного пластилина или работает с помощью бума- Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Индивидуальная. 17
15.01
Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые. Урок- исследование. Создает художественные формы на основе наблюдений за природой: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи». Понимает разнообразие растительного мира. Создает свой коралловый остров и заселяет его растениями и животными. Выполняет работу в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина. Работает в определённой цветовой гамме: сближенные цвета - мягкая цветовая гамма (замутне-ние цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета - «праздник красок». Представляет освоенное человеком пространство Земли. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Мини-проект. 18 22.01
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции(музыкальной, предметной, декоративной). Комбинированный урок. Сознает цветовое богатство оттенков в живописи. Находит отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Определяет выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы. Активно использует речевые, музыкальные, знаково- символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 19 29.01
Индивидуальные консультации по закреплению темы: «Раскрытие взаимосвязи элементов компизиции» Комбинированный урок. Находит индивидуальную манеру изображения. Понимает смысловую зависимость между форматом и материалом. Создает композицию на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши». Способен к саморазвитию и самовыражению. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука)с тем окружением, в котором он находится. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 20 05.02
Зарождение замысла на основе предложенной темы.Разнообразие художественно- выразительного языка различных искусств. Комбинированный урок. Заполняет пространство листа. Самостоятельно решает поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Образно определяет звуки в цвете и форме. Испытывает потребность выразить визуальными средствами звуки природы. Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная. 21
12.02
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Комбинированный урок. Читает художественные произведения (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), передает их в графических образах (иллюстрации). Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 22 19.02
Взаимосвязь содержания книги(литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Комбинированный урок. Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Понимает роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Имеет представление об искусстве и его истории. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действитель-ность красоту.
Индивидуальная. 23 26.02
Художник в театре. Виртуальная экскурсия. Совершает заочную экскурсию в театр. Знакомится с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовым и световым оформлением спектакля. Создает сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Создает эскизы оформления сцены по мотивам сказок (для кукольного спектакля). Использует большую картонную коробку. Готов слушать собеседника и вести диалог. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная. 24 05.03
Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Комбинированный урок. Создает необычное (сказочное)игровое пространство (эскиз): уголок в классе, сцена для проведения художественного события. Осваивает разнообразие форм в архитектуре. Совершает воображаемое путешествие в прошлое и будущее: знакомится со средой, в которой жил писатель- сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда). Примерные темы композиций: Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 25
12.03
Передача настроения в форме. Комбинированный урок. Украшает форму декоративными элементами Объясняет зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. « Понимает, что такое природное пространство и среда разных народов. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 26 19.03
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Виртуальная экскурсия. Объясняет зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображает природные мотивы в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Совершает заочное путешествие вместе с Интересуется искусством разных стран и народов. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии. Индивидуальная.
27 02.04
Освоение разнообразия форм в архитектуре. Урок- исследование. Понимает влияние исторической эпохи и условий жизни художника Объясняет цвет и форму в знаковом изображении. Осваивает особенности работы на небольших форматах.карандашами. Понимает связи искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое).
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 28 09.04
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Комбинированный урок. Понимает украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т.д. Приводит примеры характера и формы украшений (драгоценные и поделочные камни). Изготавливает бусы в подарок Василисе Премудрой или Царевне- лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обращает внимание на ритм и проговари-ваниемслов в скороговорке. Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусства. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 29
16.04
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. Урок- исследова-ние. Приводит примеры разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство). Объясняет выбор художником выразительных средств изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция). Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Индивидуальная. 30 23.04
Использование музыкального и литературного материала. Комбинированный урок. Воспринимает произведения разных видов искусства. Обсуждает, сравнивает, находит общее и особенное в каждом виде искусства. Выделяет эмоционально-образные характеристики произведений музыки, поэзии, живописи, графики. Продуктивно мыслит. Испытывает нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Индивидуальная. 31 30.04
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Виртуальная экскурсия. Выполняет этюды, наброски после беседы или посещения музея (выставки). Осваивает выразительные средства живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Называет виды графики. Приводит примеры выражения художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин. Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Индивидуальная. 32 07.05
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; натюрморт. Виртуальная экскурсия. Выполняет творческую самостоятельную работу по материалам обсуждений, экскурсий в Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина . Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Индивидуальная. 33
14.05
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Комбинированный урок. Выражает свое отношение к изображаемому. Понимает связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.
Индивидуальная. 34 21.05
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры.
Виртуальная экскурсия. Объясняет связь архитектуры с природой. Кратко рассказывает историю возникновения и развития архитектурных ансамблей. Проводит наблюдения, задает вопросы во время экскурсии по архитектурным достопримечательностям города. Обсуждает полученные сведения. Выполняет зарисовки архитектурных сооружений своего региона. Имеет представление об искусстве и его истории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фронтальный опрос.
39