Научная статья на тему Использование современных педагогических технологий в процессе обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения Начнём с того, что такое педтехнология? «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. В педагогике неизбежно всегда возникали вопросы: "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?" На современном этапе возник новый вопрос: "Как учить результативно? Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, которыми мы активно пользовались и будем пользоваться, например, четкая организация учебного процесса, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке, дифференцированный подход к обучению, игровой метод. Современных педтехнологий множество. Вот некоторые из них:

  • Технология проблемного обучения
  • Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование)
  • ИКТ - технологии
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технология проведения коллективных творческих дел
  • Личностно ориентированное обучение
Остановимся на некоторых из них. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: - Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. - Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. - Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. - Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. - Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. - Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве и метод проектов. Обучение в сотрудничестве или педагогика сотрудничества В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в парах или группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем: - Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти. - Актуализируются полученные опыт и знания. - Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе. - Повышается ответственность за результат коллективной работы. - Совершенствуются навыки логического мышления. Метод проектов Суть метода проектов - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. В настоящее время активно используются информационные технологии или ИКТ -технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень, т.к. современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

3


© 2010-2022