КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе Учитель: Швец З. О. Предмет: Литературное чтение Тема: Согласная буква Ф

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе

Учитель: Швец З.О.

Предмет: Литературное чтение

Тема: Согласная буква Ф.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Предметные результаты:

Выделять звуки [ф] и [ф'] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф'] и звонких согласных [в], [в'] в парах. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам

Оборудование.

  1. Карточки с изображением печатной и письменной буквы.

  2. Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука».

  3. Плакат «Учись сидеть правильно».

  4. Карточки со слогами.

  5. Карточки с домашним заданием (по желанию).

Ход урока

I Включение в учебную деятельность

_ Какие новые буквы вы повторяли на предыдущем уроке?

_ Какой звук они обозначают?

II Актуализация знаний

_ Проведите слого-звуковой анализ слова «щепка» или «щелчок»

_ Рассмотрите ленту букв на с. 73 учебника. Какие согласные и всегда звонкие звуки вы знаете?

Какими буквами они обозначены? - Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены? (Буквами Й, Ч, Щ.)

- Какая буква не имеет никакого звука? (Буква Ь.) - Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков. Отделяет согласную букву при написании от гласной буквы.)

- Прочитайте текст «Овощи» на с. 66-67 «Азбуки». (Выборочное чтение.)

- Что принесла хозяйка с базара? - Какие из названий этих овощей являются словарными словами?

- Из-за чего овощи завели спор?

- Что сделала хозяйка?

- Каков оказался суп? (Учитель обращает внимание детей на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток - очень горячий, крутой кисель - густой, крутой спуск с горы - отвесный.)

- Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 «Азбуки».

- Что случилось с мальчиками?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Перескажите этот текст подробно.

- Прочитайте диалог «Зверь на букву 70».

III. Постановка целей и определение темы урока учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV.Работа по теме урока

Знакомство со звуками ф ф(мягкая)

-Откройте азбуку на с. 71.

-Что нарисовано в красной рамке? (шарф)

Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)

Проведем Фонетический разбор этих слов.

- Соотнесите слова со схемами к ним.

- Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко? (Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф], ф'

Вывод. Согласный глухой, парный звук, может быть твердыми мягким.

- Проведите слого-звуковой анализ слов «форма» и «фирма», - Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или [ф']: фартук, ферма, фанера, фонтан, фарфор, факир, фокус, фикус, конфета.

- Отгадайте загадку.

Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

Знакомство с буквами Ф, ф

Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф.

А. Шибаев

Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. Г. Виеру - Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с, 71 учебника. - Дополните их так, чтобы получилось слово. (Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фекла, Федор.)

- Сравните письменную строчную букву ф с печатной.

Принесли однажды Поле

С дачи веточку фасоли.

Потянула за стручок -

Приоткрылся тайничок.

Выпали фасолины

На ладони Полины.

Две фасолинки и три,

Да еще одна внутри.

Помогите Поленьке

Сосчитать фасолинки. :
Р.Дерикот

- Проведите звуковой анализ слова «фасоль». - Рассмотрите иллюстрации на с. 70-71 «Азбуки». Что на них изображено? Парусники существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далекие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.

- Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет, как на аэродром. Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для перевозки грузов.

- Проанализируйте предложение «На каждом корабле есть

флаг». Запишите его в Прописях на с. 30. (Учитель проводит орфографическую работу.) 3. Формирование навыков чтения

- Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.

- Из какой сказки взято четверостишие? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился?




Кого можно назвать коварными людьми? Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважении, любви между членами семьи.)

Проведите фонетический анализ слов «ветер», «кораблик».

- Что можете сказать о написании первой гласной буквы? ( надо запомнить, а слово записать в словарик.)

- В чем заключается особенность написания слова «(в) волнах»?

- Прочитаем второе стихотворение А.С. Пушкина.

- Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу» (Учитель подробно объясняет, что значит «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)

- Найдите слова, в которых написание гласной буквы находится в слабой позиции.

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Сердитая кошка».

2. Работа над дикцией

Чистоговорка:

Аф-аф-аф - в Африке живет жираф.

Фа-фа-фа - мы пропели ноту «фа».

Фе-фе-фе - пишем буквы мы в графе.

- Прочитайте слова по слогам.
финиш шофер фонарик
асфальт телефон фабрика
фамилия февраль фестиваль

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте с доски текст «Твой толковый словарик».

Фазан - птица с красивым ярким оперением и длинным хвостом.

Фантазия - творческое воображение; мечта, выдумка; причуда, каприз

Фармацевт - работник аптеки, приготавливающий лекарства.

Фауна - животный мир.

Финиш - заключительная, решающая часть спортивного состязания на скорость.

Флора - растительный мир.

фламинго - южная водяная птица с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.

футбол - спортивная игра двух команд, стремящихся загнать мяч в ворота противников. _ - А что означают слова «фенхель», «фольга», «форма», «фонтан»? - Прочитайте об этом в «Толковом словаре иностранных слов в русском языке».

_ - С какими новыми словами вы познакомились? _

- Значение каких слов до этого не знали? _

- Прочитайте слова в столбиках на с. 71 учебника. _

Сколько новых словарных слов вы узнали на предыдущем уроке, пока читали тексты в «Азбуке»? В русском языке много словарных слов, начинающихся с буквы Ф или содержащих эту букву в середине или на конце слова, произношение которых расходится с написанием. - Прочитайте записанные на доске слова, попробуйте выделить словарные. (Факел, фонарь, фантик, фонтан, фанера, конфета, картофель, фермер, фартук, фигура.)

- Поставьте ударение и выделите безударные гласные. Все слова, значение которых вы узнали в предыдущем задании, тоже содержат орфограммы, написание которых вам необходимо запомнить. Когда-то давно в русском языке не было буквы Ф, она пришла в нашу азбуку из французского и других языков. Прочитайте стихотворение «Весенняя гроза»

Дождик собирается в дорогу, Тучи наполняет серебром. Вот дойдет до нашего порога И рассыплет брызги над двором. С грохотом по городу пройдется, Вымоет троллейбусам глаза, На асфальте лужей разольется, И уйдет весенняя гроза.

Э. Чумичева

- Как выглядит все в природе, когда собирается гроза?

- Каким становится небо? - Почему автор стихотворения пишет, что гроза «с грохотом, по городу пройдется», что она имеет в виду? (Грохот грома)

- А кто из вас наблюдал за небом, когда по нему плывут лег, кие облака? Как вы думаете, облака бесформенные или могут напоминать какие-либо предметы? Вот как об этом пишет Раиса Дерикот.

Я не верил в это чудо,

А теперь увидел сам:

Шел вагончик не по рельсам,

А скользил по небесам.

А по склону, как на лыжах,

Проплывала только тень,

Даже птицы пели ниже -

Был такой веселый день.

Удивляться только впору,

Ведь куда ни повернусь -

Влево горы, вправо горы,

Там Бештау, там Эльбрус.

Это чудо видел сам:

Шел вагон по небесам. - Как вы думаете, что это за вагон, который мальчик увидел в небе? (Облако, имеющее форму вагона.) - Если внимательно присмотреться, то в форме облака можно увидеть интересные предметы. Попробуйте понаблюдать за облаками.

VIII. Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового вы узнали? Чему научились?


© 2010-2022