- Преподавателю
- Начальные классы
- КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе Учитель: Швец З. О. Предмет: Литературное чтение Тема: Согласная буква Ф
КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе Учитель: Швец З. О. Предмет: Литературное чтение Тема: Согласная буква Ф
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Швец З.О. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА в 1 «Б» классе
Учитель: Швец З.О.
Предмет: Литературное чтение
Тема: Согласная буква Ф.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты.
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.
Предметные результаты:
Выделять звуки [ф] и [ф'] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф'] и звонких согласных [в], [в'] в парах. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам
Оборудование.
-
Карточки с изображением печатной и письменной буквы.
-
Учебник В.Г.Горецкого «Русская азбука».
-
Плакат «Учись сидеть правильно».
-
Карточки со слогами.
-
Карточки с домашним заданием (по желанию).
Ход урока
I Включение в учебную деятельность
_ Какие новые буквы вы повторяли на предыдущем уроке?
_ Какой звук они обозначают?
II Актуализация знаний
_ Проведите слого-звуковой анализ слова «щепка» или «щелчок»
_ Рассмотрите ленту букв на с. 73 учебника. Какие согласные и всегда звонкие звуки вы знаете?
Какими буквами они обозначены? - Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены? (Буквами Й, Ч, Щ.)
- Какая буква не имеет никакого звука? (Буква Ь.) - Для чего она нужна в русском языке? (Она обозначает мягкость согласных звуков. Отделяет согласную букву при написании от гласной буквы.)
- Прочитайте текст «Овощи» на с. 66-67 «Азбуки». (Выборочное чтение.)
- Что принесла хозяйка с базара? - Какие из названий этих овощей являются словарными словами?
- Из-за чего овощи завели спор?
- Что сделала хозяйка?
- Каков оказался суп? (Учитель обращает внимание детей на многозначность слова «крутой»: крутой кипяток - очень горячий, крутой кисель - густой, крутой спуск с горы - отвесный.)
- Прочитайте текст «Два товарища» на с. 68 «Азбуки».
- Что случилось с мальчиками?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Перескажите этот текст подробно.
- Прочитайте диалог «Зверь на букву 70».
III. Постановка целей и определение темы урока учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
IV.Работа по теме урока
Знакомство со звуками ф ф(мягкая)
-Откройте азбуку на с. 71.
-Что нарисовано в красной рамке? (шарф)
Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.)
Проведем Фонетический разбор этих слов.
- Соотнесите слова со схемами к ним.
- Почему в первом слове новый звук слышится твердо, а во втором мягко? (Учитель объясняет артикуляцию при произношении звуков [ф], ф'
Вывод. Согласный глухой, парный звук, может быть твердыми мягким.
- Проведите слого-звуковой анализ слов «форма» и «фирма», - Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или [ф']: фартук, ферма, фанера, фонтан, фарфор, факир, фокус, фикус, конфета.
- Отгадайте загадку.
Этот глаз - особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)
Знакомство с буквами Ф, ф
Филин, в книжку залетев, Притворился буквой Ф.
А. Шибаев
Федя ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. Г. Виеру - Прочитайте слоги под схемами слов в красной рамке на с, 71 учебника. - Дополните их так, чтобы получилось слово. (Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фаворит, фокус, фотография, фонарик, Фекла, Федор.)
- Сравните письменную строчную букву ф с печатной.
Принесли однажды Поле
С дачи веточку фасоли.
Потянула за стручок -
Приоткрылся тайничок.
Выпали фасолины
На ладони Полины.
Две фасолинки и три,
Да еще одна внутри.
Помогите Поленьке
Сосчитать фасолинки. :
Р.Дерикот
- Проведите звуковой анализ слова «фасоль». - Рассмотрите иллюстрации на с. 70-71 «Азбуки». Что на них изображено? Парусники существуют и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далекие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.
- Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет, как на аэродром. Корабли делятся на две группы: военные и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей, либо для перевозки грузов.
- Проанализируйте предложение «На каждом корабле есть
флаг». Запишите его в Прописях на с. 30. (Учитель проводит орфографическую работу.) 3. Формирование навыков чтения
- Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.
- Из какой сказки взято четверостишие? Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился?
Кого можно назвать коварными людьми? Учитель проводит беседу о важности и необходимости дружбы, уважении, любви между членами семьи.)
Проведите фонетический анализ слов «ветер», «кораблик».
- Что можете сказать о написании первой гласной буквы? ( надо запомнить, а слово записать в словарик.)
- В чем заключается особенность написания слова «(в) волнах»?
- Прочитаем второе стихотворение А.С. Пушкина.
- Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу» (Учитель подробно объясняет, что значит «в Европу прорубить окно», «все флаги в гости будут к нам».)
- Найдите слова, в которых написание гласной буквы находится в слабой позиции.
V. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Сердитая кошка».
2. Работа над дикцией
Чистоговорка:
Аф-аф-аф - в Африке живет жираф.
Фа-фа-фа - мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе - пишем буквы мы в графе.
- Прочитайте слова по слогам.
финиш шофер фонарик
асфальт телефон фабрика
фамилия февраль фестиваль
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте с доски текст «Твой толковый словарик».
Фазан - птица с красивым ярким оперением и длинным хвостом.
Фантазия - творческое воображение; мечта, выдумка; причуда, каприз
Фармацевт - работник аптеки, приготавливающий лекарства.
Фауна - животный мир.
Финиш - заключительная, решающая часть спортивного состязания на скорость.
Флора - растительный мир.
фламинго - южная водяная птица с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.
футбол - спортивная игра двух команд, стремящихся загнать мяч в ворота противников. _ - А что означают слова «фенхель», «фольга», «форма», «фонтан»? - Прочитайте об этом в «Толковом словаре иностранных слов в русском языке».
_ - С какими новыми словами вы познакомились? _
- Значение каких слов до этого не знали? _
- Прочитайте слова в столбиках на с. 71 учебника. _
Сколько новых словарных слов вы узнали на предыдущем уроке, пока читали тексты в «Азбуке»? В русском языке много словарных слов, начинающихся с буквы Ф или содержащих эту букву в середине или на конце слова, произношение которых расходится с написанием. - Прочитайте записанные на доске слова, попробуйте выделить словарные. (Факел, фонарь, фантик, фонтан, фанера, конфета, картофель, фермер, фартук, фигура.)
- Поставьте ударение и выделите безударные гласные. Все слова, значение которых вы узнали в предыдущем задании, тоже содержат орфограммы, написание которых вам необходимо запомнить. Когда-то давно в русском языке не было буквы Ф, она пришла в нашу азбуку из французского и других языков. Прочитайте стихотворение «Весенняя гроза»
Дождик собирается в дорогу, Тучи наполняет серебром. Вот дойдет до нашего порога И рассыплет брызги над двором. С грохотом по городу пройдется, Вымоет троллейбусам глаза, На асфальте лужей разольется, И уйдет весенняя гроза.
Э. Чумичева
- Как выглядит все в природе, когда собирается гроза?
- Каким становится небо? - Почему автор стихотворения пишет, что гроза «с грохотом, по городу пройдется», что она имеет в виду? (Грохот грома)
- А кто из вас наблюдал за небом, когда по нему плывут лег, кие облака? Как вы думаете, облака бесформенные или могут напоминать какие-либо предметы? Вот как об этом пишет Раиса Дерикот.
Я не верил в это чудо,
А теперь увидел сам:
Шел вагончик не по рельсам,
А скользил по небесам.
А по склону, как на лыжах,
Проплывала только тень,
Даже птицы пели ниже -
Был такой веселый день.
Удивляться только впору,
Ведь куда ни повернусь -
Влево горы, вправо горы,
Там Бештау, там Эльбрус.
Это чудо видел сам:
Шел вагон по небесам. - Как вы думаете, что это за вагон, который мальчик увидел в небе? (Облако, имеющее форму вагона.) - Если внимательно присмотреться, то в форме облака можно увидеть интересные предметы. Попробуйте понаблюдать за облаками.
VIII. Подведение итогов урока
- Понравился ли вам урок?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение?
- Что нового вы узнали? Чему научились?