Урок литературного чтения 3 класс по теме Авторские сказки. Г. Х. Анднрсен Стойкий оловянный солдатик

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Авторские сказки. Г. - Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Задачи:

1. познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя;

2. ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик», ее особенностью;

3. развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;

4. совершенствовать навыки грамотного осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;

5. развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;

6. пополнять словарный запас учащихся;

7. направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.

Планируемые результаты обучения:

Предметные : сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, читать текст передавая основное настроение произведения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарём учебника;

контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания; проявлять интерес к общению и работе в паре; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев; формировать умение выражать свои мысли и чувства в выразительном чтении.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» 3 класс I часть. В. Лазарева

Компьютер, экран, мультимедиа аппаратура.

Презентация.

Карточки для работы в парах.

Карточки с индивидуальным домашним заданием разного уровня.

Ход урока

1. Организационный момент. Молитва.

- Сейчас у нас урок литературного чтения. Постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы.

2. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы начинаем новую главу нашего учебника «Авторские сказки».

- О чем говорит вам название этой главы?

- С какими сказками мы уже познакомились на страницах учебника? (народными сказками)

- В прошлом учебном году мы с вами уже говорили об авторских и народных сказках. ( А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», М. Горький

«Воробьишко», Б. Заходер «Серая Звёздочка», Н. А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики»)

- Давайте проанализируем, в чём отличие авторских сказок и народных. У вас на столах лежат таблицы. Заполните их, работая в паре.

Народные сказки

Авторские сказки

1. Автор

народ

Поэт, писатель

2. Форма создания

устная

письменная

3. Вариантность

Многовариантная: сказитель может вносить свои изменения

Одновариантная: внесение изменений не допускается.

4.Время создания

Не определено

Известно.

5. Жанр

Ограничивается определённым жанром

  • о животных;

  • волшебная;

  • бытовая.

Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной и сказки о животных.

Проверка.

- Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся. Кто её автор?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Ответы учеников.

1. Познакомиться с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена;

2. Расширить знания об авторских сказках;

3. Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик».

- Сказки Андерсена знают и любят многие. Давайте узнаем о писателе подробнее, а помогут нам Семён и Настя.

- Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их… (К.Г.Паустовский «Сказочник» )

- Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним ( он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике, у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.

В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген и . ( Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе ! )

- Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки ! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море - памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином , в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.

- Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.

- А знаете ли вы, сколько сказок написал г.-Х. Андерсен? (170)

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена?

3. Викторина

Слайд7

1.О ком говорится в этих строчках:

«Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля.» (О русалочке. «Русалочка»)

Слайд 8

2. «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зелёным листочком - других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев.» (Об Элизе. «Дикие лебеди»)

Слайд 9

3. Как зовут главных героев из сказки « Снежная королева»? («Кай и Герда»).

Слайд 10

4. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом в сказке «Огниво»? (Собаки.)

Слайд 11

5. Какая сказка начинается словами:

« Много лет тому назад жил-был на свете король: он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги.» («Новое платье короля»)

Слайд 12

6. В какой сказке героиня не могла уснуть на двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)

Слайд 13

7. «В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щёлкнуло, и он раскрылся. Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка». О какой героине, здесь говорится и из какой сказки? («Дюймовочка»)

Слайд 14

8. Из какой сказки эти слова: «В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело.» («Гадкий утёнок»)

Физ. минутка

- Продолжим викторину по сказкам Андерсена. Если я назову героя или предмет из сказки Андерсена делаем хлопок над головой, другого автора - приседаем.

Золушка (Шарль Перро), Дюймовочка, Царевна Лягушка, горошина, Снежная королева, аленький цветочек (Аксаков), Иван царевич, Герда, курочка Ряба, маленькая разбойница, конёк-горбунок (Ершов), подводное царство, огниво, перо жар-птицы.

- Большинство сказок Андерсена написано об обычных вещах, которые нас окружают в повседневной жизни. У писателя была удивительная способность замечать всё, что попадалось ему на каждой тропинке и на каждом шагу, радоваться всему интересному и хорошему.

Особенностью всех сказок автора является соединение реального и чудесного. Это и сближает сказку с жизнью. Когда вы начнёте читать сказку «Стойкий оловянный солдатик», вы заметите это с самых первых строчек. Давайте посмотрим, что в сказке фантастическое, а что похожее на жизнь?

4. Словарная работа.

Мундир - Военная форменная одежда

Олово - мягкий металл

Батист - тонкая слегка блестящая ткань

Табакерка - коробочка для табака

Бука - фантастическое страшное существо.

5. Чтение сказки.

Читают подготовленные ученики первую часть сказки.

6. Беседа по тексту.

- Чего вы заметили в сказке фантастического, а что похоже на жизнь?

- Перечислите фантастические картины и элементы в сказке :

  • образ оловянного солдатика;

  • ночные игры и развлечения игрушек;

  • злой бука;

Самостоятельное чтение сказки.

7. Итог урока

- Вам понравилось начало сказки? Хотите её дочитать? Мы продолжим изучение сказки на следующем уроке.

Д./з. Дочитать сказку до конца и выполнить задание которое записано у вас на карточках.





© 2010-2022