- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артамонова Е.А. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа кружка «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность. Цель кружка: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно-изобразительными средствами. Задачи: - формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; - развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление; - осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Основные виды художественной деятельности учащихся: - наблюдение окружающей жизни; - информационное ознакомление; - изобразительная деятельность (зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаменты, подбор цветов и элементов украшений). Возрастная группа учащихся Программа ориентирована на учащихся 2-4 классов (8-10 лет). Количество часов Программа рассчитана на 102 часа: 2-4 классы - по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
2 класс Личностные результаты:
- осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
- эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающиеся должны уметь: пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овал, ленту; проявлять творчество в создании работ.
3 класс Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающиеся должны уметь: пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки); различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овал, ленту; проявлять творчество в создании работ.
4 класс Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
- интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
- интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
- осознание ответственности за выполненное художественное произведение.
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
- различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
- основы дизайна;
- творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающиеся должны уметь:
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- передавать пространственные планы способом загораживания;
- передавать движение фигур человека и животных;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Оценка эффективности реализации программы 1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям. 2. Участие в школьных конкурсах. 4. Участие в районных конкурсах. 5. Портфель достижений школьника
Содержание программы
2 класс «Мы учимся быть художниками»
№
Тема занятия
Всего
1
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
1
2
Рисунки на тему «Я и моя семья»
1
3
Конкурс на самый красивый фантик.
1
4
Портрет Зайчика - огородника.
1
5
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
1
6
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
1
7.
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
1
8.
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»
1
9
Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»
1
10
Рисунки на тему «Братья наши меньшие»
1
11
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».
1
12
Конкурс рисунков на тему: «Птицы - наши друзья».
1
13
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.
1
14
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».
1
15
Изготовление новогодних карнавальных масок.
1
16
Иллюстрация к сказке «Петушок - золотой гребешок».
1
17
Былинные богатыри. Илья Муромец.
1
18
Рисунки на тему: «Зимние забавы»
1
18
Рисование на тему: «Подводное царство»
1
19
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
20
Конкурс рисунков «Слава армии родной!».
1
21
Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»
1
22
Рисование на тему: « Красота вокруг нас».
1
23
Рисунок-декорация «Сказочный домик»
1
24
Рисунки на тему «Любимые герои»
1
25
Рисование на тему: «Люблю природу русскую»
1
26
Рисование на тему «Родина моя».
1
27
Изготовление праздничной открытки.
1
28
Конкурс рисунков: «Слава Победе!»
1
29
Иллюстрация к сказке «Гуси - лебеди».
1
30
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
1
31
Рисование на тему: «Весенние картины»
1
32
Фантастические персонажи сказок: Баба - Яга, Водяной, Кащей - Бессмертный.
1
33
Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»
1
34
Рисование на тему: «Лето красное»
1
3 класс «Мы - художники»
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Основы художественной грамоты
16
2
Графика
8
3
Наше творчество
1
4
Техники изобразительного искусства
4
5
Наше творчество
5
4 класс «Рисуем и исследуем»
№
Тема занятия
Кол-во часов
1
Основы изобразительной грамоты
13
2
Декоративно - прикладное искусство
17
3
Наше творчество
4
Литература
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? - М.,1998г.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.,1985г.
- Маслов Н.Я. Пленэр. - М.,1989г.
- Межуева Ю.А. Сказочная гжель. - М.,2003г.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.,1987г.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1994г.
- Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.,1983г.
- Орлова Л.В. Хохломская роспись. - М.,1998г.
- Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.- М., 1981г.
- Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999 г.
- Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
- Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
- Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.
- Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.
- Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.
Печатные пособия Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин.
Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Телевизор Видиоплейер Магнитофон Компьютер Сканер Принтер Фотокамера цифровая
ЭОР Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collektion.edu/ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: rus.1september.ru Коллекция «Мировая художественная культура»: art.september.ru Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: musik.edu.ru Журнал «Начальная школа»: openworld/school Газета «1 сентября»: 1september.ru
Календарно-тематический план
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
№
занятия
Тема занятия
Содержание занятия
Дата проведения
по плану
фактического
1
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.
2
Рисунки на тему «Я и моя семья»
Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.
3
Конкурс на самый красивый фантик.
Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.
4
Портрет Зайчика - огородника.
Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.
5
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации
6
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени
7.
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.
8.
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»
Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа
9
Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»
Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях.
10
Рисунки на тему «Братья наши меньшие»
Отношение к животным. Любимое домашнее животное
11
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».
Беседа о цветах. Рисование по теме.
12
Конкурс рисунков на тему: «Птицы - наши друзья».
Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме
13
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.
Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.
14
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».
Представления детей о космосе. Рисование.
15
Изготовление новогодних карнавальных масок.
Карнавал. Карнавальная маска.
16
Иллюстрация к сказке «Петушок - золотой гребешок».
Прослушивание сказки. Иллюстрации.
17
Былинные богатыри. Илья Муромец.
Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.
18
Рисунки на тему: «Зимние забавы»
Рисование по теме
18
Рисование на тему: «Подводное царство»
Рисование по представлению на заданную тему.
19
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Прослушивание сказки иллюстрирование.
20
Конкурс рисунков «Слава армии родной!».
Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему.
21
Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»
Беседа о б истории праздника 8 марта.
Рисование по представлению на заданную тему.
22
Рисование на тему: « Красота вокруг нас».
Изображение пейзажа родного края.
23
Рисунок-декорация «Сказочный домик»
Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.
24
Рисунки на тему «Любимые герои»
Изображение человека и животных художественными средствами.
25
Рисование на тему: «Люблю природу русскую»
Беседа о важности бережного отношения к природе.
Рисование по представлению на заданную тему.
26
Рисование на тему «Родина моя».
Передача красоты родного края выразительными средствами.
27
Изготовление праздничной открытки.
Создание простого подарочного изделия
28
Конкурс рисунков: «Слава Победе!»
Беседа о героизме нашего народа в дни Вов.
Рисование по представлению на заданную тему.
29
Иллюстрация к сказке «Гуси - лебеди».
Создание сюжетных композиций.
30
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов
31
Рисование на тему: «Весенние картины»
Беседа о весенних изменениях в природе..
Рисование по представлению на заданную тему.
32
Фантастические персонажи сказок: Баба - Яга, Водяной, Кащей - Бессмертный.
Изображение сказочных и фантастических персонажей
33
Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»
Беседа о любимых игрушках детей.
Рисование по теме
34
Рисование на тему: «Лето красное»
Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.
3-й класс«Мы - художники»
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
по плану
фактического
Основы художественной грамоты. 16 ч.
1 Вводное занятие.
Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.
2 Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг
3 Натюрморт из трёх предметов.
Понятие «тон». Одноцветная акварель - «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.
4 Рисующий свет.
Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.
5 Холодные цвета. Стихия - вода.
Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
6 Теплые цвета. Стихия- огонь
Акварель. рисование по методу ассоциаций.
7. . « Осенние листья». Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.Линия, штрих, тон, точка.
8. Природная форма - лист.
Тоновая растяжка цвета, акварель.
9 Натюрморт.
Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.
10 «Дворец Снежной королевы».
Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
11- Портрет мамы.
Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь.
12 Портрет мамы.
Пропорция человеческого тела.
13 «Цветы зимы».
Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
14-15 «Здравствуй ,праздник Новый год!»
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
16 «Прогулка по зимнему саду»
Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
Графика. 8 ч.
17 Вводное занятие, введение в тему.
Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
18 «Листья и веточки».
Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
19 «Осенние листья»
Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия - тушь, перо.
20 Натюрморт
Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень - падающая . собственная.
21 «Село родное»
Цветовой фон в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения.
22 «Терема». .
Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала
23 Открытка - поздравление «Защитникам Отечества»
Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного
24 Открытка - поздравление «8 марта -мамин праздник»
. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт.
Творческая работа.
Наше творчество. 1ч.
25 «Мир вокруг нас»
Рисование с натуры. Гуаш .
Беседа о экологических проблемах окружающей среды.
Техники изобразительного искусства.4ч.
26
Волшебные нитки.
Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.
27
Кляксография.
Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.
28
Выдувание.
Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.
29
Пальчиковая живопись
Практическая работа. Работа выполняется пальцами
Наше творчество. 5 ч.
30
Рисование по теме: «Победа!»
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
31
Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
32
«Мы рисуем бабочку».
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
33
Рисование по теме:«Мечты о лете!»
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
34
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.Выставка рисунков. Подведение итогов.
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
по плану
фактического
Основы изобразительной грамоты.13 ч
1 Вводное занятие. Рисунок - тест « Впечатление о лете».
Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры.
2 «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.
3 Зарисовка растений с натуры в цвете.
Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.
4 Натюрморт.
Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.
5 Осенний натюрморт . Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.
6 Небо в искусстве..
Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа - иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт
7. Монотипия. «Отражение в воде».
Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.
8. «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.
Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.
9 « Цветы и травы осени».
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
10 « Скачущая лошадь».
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
11 «Улицы моего села». .
Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам
12 «Новогодний бал»
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
13 Выставки, экскурсии.
Обсуждение .
Декоративно - прикладное искусство. 17ч
14 Введение в тему.
Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.
15 «Цветы».
Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».
16 «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.
17 «Цветы и бабочки»
Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.
18 Плакат - вид прикладной графики.
Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.
19 Поздравления к 23 февраля.
Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
20 Открытка - поздравление к 8 марта.
Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.
21- Холодный батик - особенности его как вида декоративно - прикладного искусства.
Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой.
22 Холодный батик - особенности его как вида декоративно - прикладного искусства.
Техника безопасности при работе с резервирующим составом.
23- «Осенние листья».
Роспись по ткани.
24 «Осенние листья».
Использование в эскизе натуральных зарисовок.
25- «Туманный день»..
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва.
26 «Туманный день»..
Связь с живописью, композицией
27 Кукольный антураж.
Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.
28 Цветоведение.
Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.
29 Флористика..
Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий
30 Оформление работ, выставки, посещение выставок.
Наше творчество. 5ч
31
«День Победы»
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал
32
Творческая аттестационная работа..
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.
33
Оформление работ к выставке
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.
34
«Наша галерея».
Выставка творческих работ