Конспект урока по окружающему миру по программе Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Школа-2100», 2 класс

Тема урока: Реки


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с процессом образования реки;

  2. Объяснить причину течения воды в реке;

  3. Познакомить с понятиями: исток, устье, приток;

  4. Научить находить и правильно показывать реки на карте.

Оборудование урока: - плакат-иллюстрация «Рождение родника»; - схема с изображением реки и названием ее частей; - схема-изображение реки и набор карточек с названиями ее частей (для работы в группах); - физическая карта полушарий и материков; - макет горной поверхности Земли, шприц с подкрашенной жидкостью для проведения опыта; - кораблик каждому ученику.

ХОД УРОКА: І. Оргмомент ІІ. Повторение пройденного (актуализация знаний) - Отгадайте загадку: Я и льдинка голубая, Я и капля дождевая, Я снежинка вырезная, Я по травке разлита. Догадайся, кто же я? (Вода) - Какие состояния воды перечислены в загадке? Что не названо? (Пар) - Чтобы легче работалось на уроке, ответим на вопросы учебника (Учебник «Окружающий мир» для 2 класса (1-4) под ред. А.А. Вахрушева)
ІІІ. Основная часть урока: - Послушайте сказку: Когда - неизвестно, где - неведомо, жил-поживал великий чародей - главный смотритель всех вод на свете. Он был старый-престарый, мудрый-премудрый и во всем любил точность и порядок. Однажды приказал чародей Ветру, чтобы тот каждое утро докладывал о последних водных известиях. Вот и докладывает ему Ветер в первое же утро: «Говорят, часть воды последнего большого дождя пропала!». Рассердился чародей: - Не может этого быть! Вода никогда не пропадает! Тут что-то не так! Вызвал своих помощников, те посмотрели по своим книгам: - Вот, смотрите: выпало дождя столько-то, испарилось с земли, с луж столько-то. Растения корешками высосали столько-то, а остальное реки в моря вынесли. Посчитал чародей - вроде все правильно, а не сходится: «Дождя, - кричит - больше было!». Послали на розыски Ветер. Облетел он все земли, обшарил все лужицы, в каждый цветок заглянул - нет ли где там затерявшихся капелек? Так и не нашел пропавшей воды. - Куда же исчезла пропавшая вода?- почесал в затылке чародей. - Ребята, а вы как думаете, куда исчезла вода? (Предположения детей) - Не провалилась же она сквозь землю? - Так точно! Сквозь землю, - раздался тут чей-то хриплый голос. Это объявился еще один волшебник - чумазый-пречумазый. - Я, - говорит, - подземных дел мастер, я знаю про вашу воду. У меня она. Просочились дождевые капли глубоко под землю, добрались до глины, а через нее уж им ни за что не просочиться. Собрались они тогда в струйки и потекли потихоньку по подземной глине. И сейчас еще плутают в темноте. Рассердился и расстроился чародей на то, что часть воды пропала, и стал он посылать дожди, один сильней другого, все чаще… Из-за этого накопилось под землей огромное количество воды… - Ребята, теперь мы узнали, что часть воды попала под землю и стала там скапливаться. А как вы думаете, что произойдет, когда ей совсем тесно станет под землей? (Она вырвется наружу - вырвется из-под земли струйка воды) (СХЕМА) - Как называется такая струйка, бьющая из-под земли? (Родник, ключ) - А как, по-вашему, куда потечет вода из родничка? Почему? (предположения детей) - Давайте проверим наши предположения на опыте с макетом и родничком. (В школьном пластиковом макете «Горная поверхность Земли» на одном из горных склонов, на месте протекания реки (голубое углубление) проделывается отверстие, снизу, из-под макета вставляется шприц, наполненный подкрашенной водой. Жидкость постепенно выпускается из шприца и начинает стекать с горы по речному руслу. Дети, опираясь на увиденное, объясняют, что вода стекает в более низкие места по углублениям в земной поверхности под воздействием закона земного притяжения). Вывод: вода течет сверху вниз, даже на равнине, т.к. там тоже есть уклон, хотя глаз его не видит. Встретится на пути холм - вода его обойдет, встретится низина - вода ее затопит - и дальше потечет. - А как называется такой водоем, где вода постоянно течет? (Река) - Как вы думаете, когда вода течет быстрее - с горы или на равнине?

(Задание № 3, с. 22, ч. ІІ) - У всех рек можно выделить определенные части. Прочитаем текст в учебнике, и вы узнаете, как они называются. (Стр. 22-23) Дети читают текст по частям и соотносят с изображением на схеме:

  1. С. 22 - Чтение текста, работа с карточкой и схемой
  2. С. 23 - прочитали названия частей рек и прикрепили карточки с этими словами на схему реки.
- Как двигается река? Как будем показывать на карте? (Демонстрация) (Схема убирается)
  1. С. 23, затем работа с картой Ярославской области:
- Какие реки протекают через наш город? (Показ на карте, объяснение частей реки) - Найдите реку Волгу на карте полушарий, покажите ее правильно. На каком материке она находится? - Но ведь есть и другие реки на других материках. (Работа с карточками в парах и выполнение зад. № 10, с. 25) 1 ряд находит реки Сев. и Юж. Америки. 2 ряд - реки Евразии. 3 ряд - реки Африки. - Работа с большой картой: кто может правильно показать реку на «своем» материке? - А на каком материке нет рек? Почему?

Релаксирующая физкультминутка - Ребята, а подземных дел мастер рассердился, что вода из-под земли нашла выход, и с одной схемы убрал названия частей реки. Мы должны помочь чародею навести порядок: вернуть надписи на нужные места (работа в парах - дети совещаются и свою карточку прикрепляют на общую схему, затем проверка)
ІV. Итог урока: - О чем сегодня говорили? Что нового узнали? - Рассмотрите свои модели участка земли. Кто может рассказать, какие части рек на них видны? (Работа с ранее изготовленными моделями земной поверхности)
V. Оценивание урока детьми по степени трудности материла. - Если вам было трудно, вы не запомнили ничего нового - пусть ваши кораблики останутся в порту у истоков реки Знаний (на схеме реки) - Если вы сделали для себя какие-то открытия, вам было легко, вы узнали много нового - значит, ваш кораблик успешно попал в море знаний. А, может, ваш кораблик находится на полпути к морю знаний? Прикрепите свои кораблики
VІ. Домашнее задание на выбор: - Рассказать что-то интересное о какой-либо реке. - Рассказать что-то интересное о реке, которая протекает в Ярославле. - Подготовить рассказ о добрых делах рек.
Используемая литература: - «Окружающий мир». Учебник-тетрадь для 2 класса (1-4), ІІ часть под ред. А.А. Вахрушева - А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутин «Наша планета Земля». Методические рекомендации для учителя. - Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. - М. Педагогика, 1987.

© 2010-2022