- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка «Правописание двух безударных гласных в корне слова» 3 класс
Урок русского языка «Правописание двух безударных гласных в корне слова» 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Вафина Н.С. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
Урок русского языка на тему:
«Правописание двух безударных гласных в корне слова» 3 класс.
Вафина Нина Сергеевна
учитель начальных классов
I квалификационная категория.
2014-2015 уч.год.
Урок изучения нового материала
Использованные технологии:
Проектно-исседовательский метод в технологии деятельностного обучения.
Тема: Правописание двух безударных гласных в корне слова.
Цели:
Деятельностная цель:
- формирование умения правописания двух безударных гласных в корне слова;
Содержательная цель:
- усвоение алгоритма работы с двумя безударными гласными в корне слова;
Задачи:
- формировать умение правильно писать корень слова с двумя безударными гласными;
- составить алгоритм проверки правописания корня с двумя безударными гласными;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование:
Компьютер, проектор, классная доска, дневники урока, учебники, тетради.
Ход урока:
-
Словарная работа.
-
Актуализация знаний.
-
Локализация проблемы проектно-исследовательской деятельности.
-
Построение проекта выхода из затруднения.
-
Реализация проекта.
-
Исследование проектных задач.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
-
Включение в систему знаний.
-
Рефлексия учебной деятельности.
Слайд № 2.
1.Словарная работа:
- Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.
Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (объяснение правописания словарных слов)
Вот что растет в нашем саду:
- очень вкусное и сладкое, сочное и наливное, это - …? ( яблоко)
- Яблочко «живое», форма этого фрукта помогает запомнить правописание слова. Какая буква пишется на месте красивых яблочек? ( буква о)
Ученик 1: многие думают, что этот фрукт появился у нас недавно. А вот и не так. Еще 300 лет богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии фруктами. Их называли «китайскими яблоками» . По голландски аппель - яблоко, сина - Китай. Так эти два слова стали обозначать один фрукт, какой? (апельсин)
Выполним орфографичесий анализ слова:
Апельсин - ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова а и е. Подчеркиваем одной чертой.
Ученик 2: если рассказать об этом слове совсем коротко, то получится «золотое яблоко». А происходит это слово от итальянского «помидоро». Какой овощ можно найти в нашем саду? (помидор)
Выполним орфографический анализ слова:
Помидор - ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова о и и. подчеркиваем одной чертой.
Ученик 3: это слово восходит к латинскому языку и буквально обозначает «скороспелый». Слово новое для нас , попробуйте сложить его из данных частей: кос+аб+ри (абрикос)
Выполним орфографический анализ этого слова:
Абрикос - ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова а и и, подчеркиваем одной чертой.
Слайд № 3.
Запишите однокоренные слова к слову апельсин. Обозначьте орфограммы.
Апельсин, …новый, …чик.
Самопроверка:
Апельсин, апельсиновый, апельсинчик.
Выставление самооценок за словарную работу в дневник урока.
2. Актуализация знаний:
Слайд № 4.
На доске:
Красивая л.са, голова пос.дела,
могучие л.са, пос.дела на лавочке.
Обозначьте задание к выполнению. ( вставить пропущенные буквы)
(с каждым словосочетанием работает отдельный ребенок)
Объясните выбор буквы.
Пример рассуждения:
Красивая л.са - вставим букву и, проверочное слово красивые лисы, под ударением в слове «лисы» в корне лис отчетливо слышится и.
Сколько букв пропущено в каждом слове?( одна)
В какой части слова пропущены буквы? (в корне)
С какой орфограммой будем работать? (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
Как мы работаем с данной орфограммой?( подбираем проверочное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением)
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Под удареньем мы пишем,
Все без сомненья, что слышим,
Если звук без ударенья,
Вызывает он сомненья!
3. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:
Слайд № 5. - Посмотрите на словосочетания и обозначьте тему нашего исследования: з.л.неет травка, резвая л.ш.денка. - Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. - Отличаются ли данные слова от тех, с которыми мы работали раньше по этой орфограмме? - Отличаются тем, что в предложенных словах две пропущенные безударные гласные. - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования? - Мы найдем объяснение тому, как правильно написать две безударные гласные в корне слова. Предлагаем вам провести исследование и попытаться решить этот непростой вопрос.
Результаты ваших исследований лягут в основу алгоритма «Правописание двух безударных гласных в корне слова», кроме того вы попробуете самостоятельно разработать тест для проверки знаний своих одноклассников по данной теме.
На доске:
З.л.неет травка, резвая л.ш.денка.
Обозначим задачу к выполнению. (вставить буквы)
Вот интересные слова - сомнительных здесь звука - два!
4.Построение проекта выхода из затруднения:
Постепенное построение алгоритма на доске или при возможности проявление в слайдах:
Какое действие мы выполняем со словом первым? (читаем) и т.д.
Алгоритм:
-
Прочитай слово.
-
Поставь ударение.
-
Выдели корень.
-
Подчеркни безударные гласные в корне.
-
Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.
-
Напиши слово, вставь буквы.
-
Обозначь орфограмму.
5.Реализация проекта:
З.л.неет травка - в слове «зеленеет» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: зелень, зеленый. Вставим две буквы «е», обозначим орфограмму.
Резвая л.ш.денка - в слове «лошаденка» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: лошадь, лошадка. Вставим букву «о» и букву «а», обозначим орфограмму.
6. Первичное закрепление с проговариванием - исследование проектных задач:
Слайд № 6.
Работа по строчкам.
Предлагаю провести исследование: во всех ли случаях работает алгоритм, который мы составили
Головы, голова, головка.
Колос, колосок, колосья.
Говорит, говор, разговор.
Шаг №1
Прочитай. Что интересного в этих словах? (в каждом слове есть безударная гласная в корне. А в одном слове безударных гласных две.)
Шаг №2
Поставим во всех словах ударение.
Шаг № 3
Выделим корень.
Шаг № 4
Подчеркнем безударные гласные.
Шаг № 5
Подберем проверочные слова.
Учитель:
Что заметили?
Ученик:
Эти слова помогают проверить друг друга. Здесь есть проверочные слова.
- Назовите в каждой строчке проверяемое слово с двумя безударными гласными в корне, его вы будете записывать последним.
Учитель:
О какой орфограмме мы говорим на уроке? (безударная гласная в корне слова)
В словах зеленеет, лошаденка сколько безударных гласных в корне? (две)
Есть ли у нас слово с двумя безударными гласными в корне? Назовите его. (голова)
Как объяснить правописание слова «голова»? (нужно подобрать два проверочных слова)
Назовите проверочные слова для этого слова. (головка, головы)
Как работает наш алгоритм? ( помогает пошагово проверить написание слов с двумя безударными гласными в корне слова)
Запишем сначала проверочные слова, а потом проверяемое.
Далее работа продолжается аналогично.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу:
Слайд № 7.
- сформулируйте задание:
Х.л.док, к.л.тил, п.л.са, м.л.дой.
- Вставить пропущенные безударные гласные в корне. Обозначить орфограммы. Для проверки подбираем два слова.
Самопроверка по образцу.
Самоанализ выполнения задания.
При анализе ошибок работа проходит по алгоритму.
Выставление самооценки в дневник урока.
-
Включение в систему знаний и повторение:
Какие знания вы сегодня усвоили на уроке? (правописание в корне двух безударных гласных)
Где это знание вам может пригодиться? (при оформлении разных документов)
Каждый из вас заполнит сейчас биографическую справку.
Форма раздаточного материала:
-
Имя, фамилия.
-
Я р.дился в станице Украинской.
-
Мой папа работает дома.
-
Моя мама д.мохозяйка.
-
Я учусь в третьем классе.
-
Я люблю сп.ртивные соревнования, заниматься оз.л.нением классной комнаты, в.ч.рочком пос.деть на лавочке с родителями.
Слайд № 8.
Проверка по образцу. Анализ ошибок, выставление оценок в дневник урока.
-
Рефлексия учебной деятельности
Задавание домашнего задания: подобрать по 5 слов по исследованной проблеме для составления тестов по проверке умения правописания двух безударных гласных в корне слова.
- В течение урока вы вносили в дневник урока себе оценки. Прокомментируйте их.
Выставление оценок учителем. Слайд № 9.