Урок русского языка «Правописание двух безударных гласных в корне слова» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района

Республики Татарстан»









Урок русского языка на тему:

«Правописание двух безударных гласных в корне слова» 3 класс.






















Вафина Нина Сергеевна

учитель начальных классов

I квалификационная категория.

2014-2015 уч.год.

Урок изучения нового материала

Использованные технологии:

Проектно-исседовательский метод в технологии деятельностного обучения.

Тема: Правописание двух безударных гласных в корне слова.

Цели:

Деятельностная цель:

- формирование умения правописания двух безударных гласных в корне слова;

Содержательная цель:

- усвоение алгоритма работы с двумя безударными гласными в корне слова;

Задачи:

- формировать умение правильно писать корень слова с двумя безударными гласными;

- составить алгоритм проверки правописания корня с двумя безударными гласными;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык;

- воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

Компьютер, проектор, классная доска, дневники урока, учебники, тетради.

Ход урока:

  1. Словарная работа.

  2. Актуализация знаний.

  3. Локализация проблемы проектно-исследовательской деятельности.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация проекта.

  6. Исследование проектных задач.

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  8. Включение в систему знаний.

  9. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд № 2.

1.Словарная работа:

- Перед нами чудо-сад: в нем слова везде висят.

Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (объяснение правописания словарных слов)

Вот что растет в нашем саду:

- очень вкусное и сладкое, сочное и наливное, это - …? ( яблоко)

- Яблочко «живое», форма этого фрукта помогает запомнить правописание слова. Какая буква пишется на месте красивых яблочек? ( буква о)

Ученик 1: многие думают, что этот фрукт появился у нас недавно. А вот и не так. Еще 300 лет богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии фруктами. Их называли «китайскими яблоками» . По голландски аппель - яблоко, сина - Китай. Так эти два слова стали обозначать один фрукт, какой? (апельсин)

Выполним орфографичесий анализ слова:

Апельсин - ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова а и е. Подчеркиваем одной чертой.

Ученик 2: если рассказать об этом слове совсем коротко, то получится «золотое яблоко». А происходит это слово от итальянского «помидоро». Какой овощ можно найти в нашем саду? (помидор)

Выполним орфографический анализ слова:

Помидор - ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова о и и. подчеркиваем одной чертой.

Ученик 3: это слово восходит к латинскому языку и буквально обозначает «скороспелый». Слово новое для нас , попробуйте сложить его из данных частей: кос+аб+ри (абрикос)

Выполним орфографический анализ этого слова:

Абрикос - ударение падает на 3 слог, безударные гласные в корне слова а и и, подчеркиваем одной чертой.

Слайд № 3.

Запишите однокоренные слова к слову апельсин. Обозначьте орфограммы.

Апельсин, …новый, …чик.

Самопроверка:

Апельсин, апельсиновый, апельсинчик.

Выставление самооценок за словарную работу в дневник урока.

2. Актуализация знаний:

Слайд № 4.

На доске:

Красивая л.са, голова пос.дела,

могучие л.са, пос.дела на лавочке.

Обозначьте задание к выполнению. ( вставить пропущенные буквы)

(с каждым словосочетанием работает отдельный ребенок)

Объясните выбор буквы.

Пример рассуждения:

Красивая л.са - вставим букву и, проверочное слово красивые лисы, под ударением в слове «лисы» в корне лис отчетливо слышится и.

Сколько букв пропущено в каждом слове?( одна)

В какой части слова пропущены буквы? (в корне)

С какой орфограммой будем работать? (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

Как мы работаем с данной орфограммой?( подбираем проверочное слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением)

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Под удареньем мы пишем,

Все без сомненья, что слышим,

Если звук без ударенья,

Вызывает он сомненья!

3. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности:

Слайд № 5. - Посмотрите на словосочетания и обозначьте тему нашего исследования: з.л.неет травка, резвая л.ш.денка. - Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. - Отличаются ли данные слова от тех, с которыми мы работали раньше по этой орфограмме? - Отличаются тем, что в предложенных словах две пропущенные безударные гласные. - Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования? - Мы найдем объяснение тому, как правильно написать две безударные гласные в корне слова. Предлагаем вам провести исследование и попытаться решить этот непростой вопрос.

Результаты ваших исследований лягут в основу алгоритма «Правописание двух безударных гласных в корне слова», кроме того вы попробуете самостоятельно разработать тест для проверки знаний своих одноклассников по данной теме.

На доске:

З.л.неет травка, резвая л.ш.денка.

Обозначим задачу к выполнению. (вставить буквы)

Вот интересные слова - сомнительных здесь звука - два!

4.Построение проекта выхода из затруднения:

Постепенное построение алгоритма на доске или при возможности проявление в слайдах:

Какое действие мы выполняем со словом первым? (читаем) и т.д.

Алгоритм:

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Подчеркни безударные гласные в корне.

  5. Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных в корне, столько и проверочных слов.

  6. Напиши слово, вставь буквы.

  7. Обозначь орфограмму.

5.Реализация проекта:

З.л.неет травка - в слове «зеленеет» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: зелень, зеленый. Вставим две буквы «е», обозначим орфограмму.

Резвая л.ш.денка - в слове «лошаденка» ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: лошадь, лошадка. Вставим букву «о» и букву «а», обозначим орфограмму.

6. Первичное закрепление с проговариванием - исследование проектных задач:

Слайд № 6.

Работа по строчкам.

Предлагаю провести исследование: во всех ли случаях работает алгоритм, который мы составили

Головы, голова, головка.

Колос, колосок, колосья.

Говорит, говор, разговор.

Шаг №1

Прочитай. Что интересного в этих словах? (в каждом слове есть безударная гласная в корне. А в одном слове безударных гласных две.)

Шаг №2

Поставим во всех словах ударение.

Шаг № 3

Выделим корень.

Шаг № 4

Подчеркнем безударные гласные.

Шаг № 5

Подберем проверочные слова.

Учитель:

Что заметили?

Ученик:

Эти слова помогают проверить друг друга. Здесь есть проверочные слова.

- Назовите в каждой строчке проверяемое слово с двумя безударными гласными в корне, его вы будете записывать последним.

Учитель:

О какой орфограмме мы говорим на уроке? (безударная гласная в корне слова)

В словах зеленеет, лошаденка сколько безударных гласных в корне? (две)

Есть ли у нас слово с двумя безударными гласными в корне? Назовите его. (голова)

Как объяснить правописание слова «голова»? (нужно подобрать два проверочных слова)

Назовите проверочные слова для этого слова. (головка, головы)

Как работает наш алгоритм? ( помогает пошагово проверить написание слов с двумя безударными гласными в корне слова)

Запишем сначала проверочные слова, а потом проверяемое.

Далее работа продолжается аналогично.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу:

Слайд № 7.

- сформулируйте задание:

Х.л.док, к.л.тил, п.л.са, м.л.дой.

- Вставить пропущенные безударные гласные в корне. Обозначить орфограммы. Для проверки подбираем два слова.

Самопроверка по образцу.

Самоанализ выполнения задания.

При анализе ошибок работа проходит по алгоритму.

Выставление самооценки в дневник урока.

  1. Включение в систему знаний и повторение:

Какие знания вы сегодня усвоили на уроке? (правописание в корне двух безударных гласных)

Где это знание вам может пригодиться? (при оформлении разных документов)

Каждый из вас заполнит сейчас биографическую справку.

Форма раздаточного материала:

  1. Имя, фамилия.

  2. Я р.дился в станице Украинской.

  3. Мой папа работает дома.

  4. Моя мама д.мохозяйка.

  5. Я учусь в третьем классе.

  6. Я люблю сп.ртивные соревнования, заниматься оз.л.нением классной комнаты, в.ч.рочком пос.деть на лавочке с родителями.

Слайд № 8.

Проверка по образцу. Анализ ошибок, выставление оценок в дневник урока.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Задавание домашнего задания: подобрать по 5 слов по исследованной проблеме для составления тестов по проверке умения правописания двух безударных гласных в корне слова.

- В течение урока вы вносили в дневник урока себе оценки. Прокомментируйте их.

Выставление оценок учителем. Слайд № 9.



© 2010-2022