- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект проведения проектной задачи Сказочный домик
Конспект проведения проектной задачи Сказочный домик
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гирич З.Л. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная задача «Сказочный домик»
Название задачи
Сказочный домик
Предмет
Математика
Класс
1
Вид задачи
Итоговая предметная проектная задача.
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1) Оценить возможность учащихся применять освоенные в курсе математики первого класса основные способы действия (измерение величин) в квазиреальной (модельной) ситуации.
2) Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
1) Владение различными средствами моделирования (чертежи, схемы) отношений равенства/неравенства, разностного отношения;
2) Комбинирование фигур по образцу.
3) Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
1) освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
2) умения, работая в малой группе, создать конечный продукт - «построить дом» из отдельных составных частей, индивидуально выполненных каждым участником группы.
Способ и формат оценивания результатов работы
Оценивается:
- владение предметными знаниями и умениями;
- умение применить их для решения практической задачи;
- умение учащихся взаимодействовать в малой группе (распределять работу, оказывать взаимопомощь, проводить взаимный контроль, объединять результаты работы отдельных участников группы в единый продукт). Оценивание этой группы умений проводится в форме экспертного наблюдения, в ходе которого заполняется экспертный лист (см. приложение).
Необходимый материал к уроку
Разноцветные фигуры разной ширины и разной длины; листы картона формата А3; отрывки из сказок; картинки сказочных героев; музыкальные композиции; пословицы, книги со сказками.
Основной замысел задачи. Данная проектная задача является итоговой и охватывает основные знания и умения, освоенные учащимися при изучении величин курса математики 1 класса, а также общеучебные умения (работа в малой группе, работа по образцу и т.п.). В течение первого года обучения математике учащиеся учились выделять различные признаки предметов, в том числе и величины, характеризующие эти предметы. В предложенной задаче учащимся необходимо не просто продемонстрировать сформированные навыки действия с величинами, а показать применимость известных способов действий в модельной (квазиреальной) ситуации. Данная задача является естественным развитием и продолжением линии, заданной в начале года. Учащимся предлагается выложить «брёвнами» (бумажными полосками) стенку дома, выбрав подходящие по длине «бревна» из заданного набора. В ходе выполнения задачи - это задание позволяет учителю оценить непосредственно не только результат обучения в плане усвоения предметного материала, но и возможность учащихся работать в малой группе, распределяя свои действия, а затем объединяя полученные результаты в целостный продукт при решении одной общей задачи. Данная проектная задача рассчитана на участие 5-6 человек в каждой малой группе. При решении данной задачи учащимся необходимо выложить самим материал - «брёвна» для укладки стен дома в соответствии с заданными требованиями. В процессе работы учащиеся должны самостоятельно договориться внутри группы о построении сказочного домика. На последнем этапе работы должна быть выполнена сборка всех полученных составных частей дома и проведена его презентация.
Описание проектной задачи
Дорогие друзья! В течение учебного года вы работали с величинами, измеряли их и записывали результат измерения различными способами. Вы многому научились: измерять и строить величины, показывать результат измерения с помощью схем, чертежей. Теперь вам под силу построить дом к своей сказке, подбирая подходящие детали - «брёвна» и «крышу». Поселить в свой сказочный домик его героев. А также выбрать к своей сказке музыкальный фрагмент. Примечание: работать вы должны строго по инструкции, используя материал у вас на партах.
Инструкция для работы в группе.
-
Прочитайте отрывок, определите название сказки.
-
Постройте сказочный домик по описанию.
-
Дорисуйте характерные (недостающие) детали домика, пейзажа.
-
Поселите сказочных героев (выберите из предложенных только тех, кто является героями данной сказки). Наклейте или дорисуйте их.
-
Подберите музыкальный фрагмент, который иллюстрирует сказку, раскрывает настроение, характеризует героев.
-
Подберите 1-2 пословицы, которые раскрывают основной смысл сказки.
-
Подготовьте выступление группы по плану (выступают все члены группы):
-
Первый - зачитывает отрывок, оглашает название сказки, демонстрирует построенный домик;
-
Второй - рассказывает о сказочных героях (можно дать небольшую характеристику);
-
Третий объясняет, почему выбрали данный музыкальный фрагмент;
-
Четвертый объясняет главный смысл сказки, приводит в пример выбранные пословицы;
-
Пятый - анализирует работу группы
что было трудным, что понравилось больше всего
на мой взгляд, сегодня хорошо работал …потому что …
на мой взгляд, сегодня мешал работать …потому что …
Отрывки из сказок. Для 1 группы:
Тили - бом! Тили - бом!
Загорелся Кошкин дом!
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила:
- Ой, спасите, потушите!
Бом - бом - бом!
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
Спешит уточка с ковшом,
А гусак с котелком,
А лошадка - с фонарём,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка - с листом.
Дружно враз! Раз! Раз! И огонь погас! Для 2 группы:
Наф - Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша, строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза. Он сделал в доме тяжёлую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться. Для 3 группы:
Влез медведь на крышу.
Только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле - еле успели из него выскочить:
Мышка - норушка, Лягушка - квакушка, Зайчик - побегайчик,
Лисичка - сестричка, Волчок - серый бочок, все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили! Для 4 группы:
Бежала, бежала девочка и прибежала к дремучему лесу. Стала на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит - сидит под пеньком ёж.
- Ёжик, ёжик, - спрашивает она, - не видал ли ты, куда гуси - лебеди полетели?
Ёжик говорит:
- Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Для 5 группы:
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы утирает.
Бегут мимо собаки:
- Тяф, тяф, тяф! О чём заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - Мы её выгоним.
- Нет, не выгоните!
Инструкция и материал к домикам
Группа 1
Домик состоит из отдельных брёвен.
1 бревно - длинное, не жёлтое.
2 бревно - жёлтое, но короче зелёного.
3 бревно - самое толстое, но не синее.
4 бревно - синее, но короче красного.
Крыша - треугольная, маленькая, не зелёная.
Труба - длиннее жёлтой, но короче зелёной, расположена слева.
Окно - круглое, маленькое, не зелёное.
Группа 2
Домик двухэтажный.
1 этаж состоит из 3 кирпичей прямоугольной формы желтого цвета.
2 этаж - состоит из 4 кирпичей квадратной формы, синего цвета.
Крыша - не треугольная, не маленькая, не синяя.
Труба - высокая, узкая, расположена справа.
Окно - большое, не квадратное, красное.
Группа 3
Домик состоит из брёвен.
1 бревно - длинное, узкое, не розовое.
2 бревно - короче первого, толстое, не красное.
Остальные брёвна одинаковой длины и толщины, расположены так: белое выше красного, но ниже коричневого.
Крыша - синяя, большая, треугольная.
Труба - длиннее жёлтой, но короче зелёной, расположена слева.
Окно - не круглое, большое, не зелёное.
Группа 4
Домик двухэтажный.
1 этаж состоит из большой прямоугольной (не квадратной) зелёной фигуры.
2 этаж состоит из 3 одинаковых кирпичей не зелёного цвета.
Крыша - не треугольная, не маленькая, не синяя.
Труба - высокая, не красная, расположена справа.
В доме 3 окна. Одно расположено на чердаке - оно не квадратное, белого цвета. Два других расположены на втором этаже, слева - квадратное, справа - треугольное.
Группа 5
Основание дома - квадратное, большое, не красное.
Крыша - не треугольная и не белая.
На крыше 2 трубы. Слева расположена желтая труба, справа - синяя. Левая труба выше правой.
В доме 2 окна. На чердаке - маленькое, не круглое, желтое. Второе окно расположено в центре дома, оно - большое, не квадратное, синее.
Пословицы
Сам погибай, а товарища выручай.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Без труда нет плода.
Волков бояться в лес не ходить.
Нет друга ищи, а нашёл береги.
Друзья познаются в беде.
Близок локоток, да не укусишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Кошке игрушки, мышке слёзки.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Всему свое время.
Выше головы не прыгнешь.
Где лад, там и клад.
Гора с горой не сходиться, а человек с человеком сойдётся.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Гусь свинье не товарищ.
Делу время- потехе час.
Долг платежом красен.
Друзья познаются в беде.
Дурная голова ногам покоя не даёт.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
За добро плати добром.
Нет худа без добра.
Один за всех, все - за одного.
Что посеешь, то пожнешь.
Кончил дело - гуляй смело.
За глупой головой и ногам плохо.
Лучший дар - ум, худшая беда - невежество.
Сам себя губит, кто других не любит.