- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Речь
Программа внеурочной деятельности Речь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абдюкова З.Р. |
Дата | 19.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
кружка «Речь. Речь. Речь»
Пояснительная записка
Развитие речи - это один из сложнейших разделов программы начальных классов.
Программа по русскому языку имеет твёрдый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях, помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически
точном их использовании.
Современные дети приходят в школу с довольно развитой устной речью, но речью преимущественно диалогической. Диалог, представляющий общение
двух или нескольких лиц, всегда определяется ситуацией, в ней важную роль
играют выразительные средства, такие как, интонация, жесты, мимика, вот почему при диалоге возможны неполные высказывания, сокращения. В школе ребёнок начинает обучаться языку в несколько других условиях, в связи с учебной деятельностью, при которой важное значение приобретает изучение грамматики.
Кроме того, обучение в школе приучает детей отделять правильное от неправильного, нормативное от ненормативного, формирует умения целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения.
Предполагаемый элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы. Программа рассчитана на 35 часов обучения в год, по одному занятию в неделю. Курс по развитию речи для учащихся ставит следующие ЗАДАЧИ:
-
воспитание любви к великому русскому языку;
-
развитие интереса к языку как учебному предмету;
-
расширение и углубление программного материала;
-
пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
-
совершенствование общего языкового развития младших школьников;
Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих ПРИНЦИПАХ:
-
добровольности участия школьников;
-
научности;
-
сознательности и активности;
-
наглядности;
-
доступности;
-
связи теории с практикой;
-
индивидуального подхода к учащимся;
ЦЕЛЬ программы:
-
обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся;
-
обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;
-
обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
-
совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи на всех уровнях языка - фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом;
-
выработка основных качеств «хорошей речи».
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ занятий курса «Речь.Речь.Речь» являются:
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;
-
обучение нормам языка и их использованию в речи;
-
формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
-
обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
-
развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;
-
развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности(анализа и синтеза, абстракции и общения) средствами языка, используемыми в речи;
-
знакомство с основными речевыми понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ И АКЦЕНТЫ программы тесно связаны и одновременно ограничены фазами возрастного развития детей. В программе учтены особенности когнитивных функций, основные этапы анатомо-физиологического и психосоциального развития учащихся.
В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА лежит принцип позитивного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
у детей развивается связная речь;
-
развивается логическое мышление;
-
формируются гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.
Занятия должны убедить учащихся в том, что их знания в области русского языка недостаточны для того, чтобы уметь пользоваться русским словом во всём богатстве и разнообразии его проявлений, что язык неисчерпаем, как сама жизнь. Школьники должны понять, что родной язык надо учить постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
-
мини-сочинения;
-
выступления детей;
-
заполнения и ведение творческих тетрадей;
-
конкурсы стихов, рефератов и другое.
Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года обучения Личностными результатами изучения курса « Речь.Речь.Речь…» в 2-м классе является формирование следующих умений: - осознавать роль речи в жизни людей; - оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса « Речь.Речь.Речь..» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы . Предметными результатами изучения курса «Речь.Речь.Речь..» в 2-м классе является формирование следующих умений: - различать устное и письменное общение; - различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; - уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Каждое занятие состоит из трех частей:
-
Активация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; «Не торопись отвечать, торопись думать».
В этой части занятия используются стихи, рассказы, сказки после прочтения, которых дети выполняют какое-либо задание по тексту (выделить главную мысль, почему произведение так называется, ответы на вопросы по содержанию и т.д.)
-
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера ( объяснение различных значений слов; знакомство и объяснение пословиц, их заучивание; объяснение ситуаций различными выражениями благодарности и извинения и т.д.)
-
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.
« Умел дело сделать, умей и позабавится». Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями - умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
- словесные (устное или печатное слово) (+!);
- наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);
- репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) (+);
- проблемно - поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность) (+!);
- создание ситуации успеха в обучении (+!);
- использование игр и игровых форм организации деятельности (+);
- учебные дискуссии (+!);
- творческие задания (+!);
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации (+);
- устный контроль (+!);
- письменный контроль (+);
- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
- упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
- задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
- упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
- вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
-
РЕЧЬ.ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.
Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыханием в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения, обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст предварительной коллективной подготовки.
-
СЛОВО.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: сравнения, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
-
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения.
Умение разбирать предложение по членам, устанавливать связи словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение составлять сложносочинённые предложения с союзами И, А, НО. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
-
ТЕКСТ.
Текст. Типы текстов: рассуждение - объяснение, рассуждение - доказательство, сравнительное описание. Стилистическая дифференциация текстов (деловой и художественный текст). Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять широкую и узкую тему, микро тему, основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек, загадок.
Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Умение составлять диалог по аналогии с данным.
-
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в автобусе, в магазине. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Вид занятий
Дата по плану
Дата по факту
1
2
3
4
5
6
1
Тема текста, основная мысль, опорные слова.
1
Беседа
16.09
2
Типы текста.
1
Анализ ситуации
23.09
3
Выразительное чтение. Интонация.
1
Работа над выразительностью чтения
30.09
4
Слово. Повторение изученного в 1 классе.
1
Игра-путешествие
7.10
5
Слово имеет значение. Прямое и переносное значения.
1
Беседа
14.10
6
Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора.
1
Беседа
21.10
7
Загадка. Обучение сочинению загадок.
1
Практическое занятие
28.10
8
Изобразительные средства языка. Олицетворение.
1
Беседа
11.11
9
Изложение с языковым разборам текста.
1
Творческая работа
18.11
10
Сочинение сказки.
1
Творческая работа
25.11
11
Стихотворная речь.
1
Урок-игра
2.12
12
Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.
1
Творческая работа
9.12
13
Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.
1
Практическая работа
16.12
14
Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения.
1
Практикум
23.12
15
Связь между предложениями в тексте. Работа с деформированным текстом.
1
Практикум
06. 01
16
Творческое редактирование текста.
1
Творческая работа
13.01
17
Структура текста. Понятие о микротеме.
1
Беседа
20.01
18,19
План. Виды плана. Составление планов различных видов.
2
Практикум
27.01
20
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
1
Творческая работа
3.02
21
Культура общения. На дне рождения.
1
Игра-инсценировка
10.02
22
Культура общения. Правила поведения в школе.
1
Игра-инсценировка
17.02
23
Культура общения. Правила поведения в магазине.
1
Игра-инсценировка
24.02
24
Типы текста. Сравнительное описание.
1
Беседа
3.03
25,26
Сочинение - сравнительное описание.
2
Творческая работа
17.03-31.03
27
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
1
Практическое занятие
7.04
28,29
Типы текста. Повествование.
2
Беседа
14.04-21.04
30,31
Типы текста. Рассуждение.
2
Беседа
28.04-5.05
32,33
Сочинение - повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.
2
Творческая работа
12.05-19.05
34-35
Редактирование сочинения
1
Практическое занятие
25.05-26.05
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы.-
М.:Рольф,2001.
2. Волина В.В. Учимся играя.-М.:Новая школа,1994.
3. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах.-Тула.ООО
«Издательство «Родничок»;М.:,2003.
4. Жиренко О.Е. Тренажер по русскому языку для начальной школы:
Пословицы и поговорки.-М.:Издательство»Ювента»,2005.
5. Политова Н.И, Развитие речи учащихся начальных классов на уроках
русского языка:Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1984.
6. Синицына Е.И.Умные пальчики.Серия «Через игру-к совершенству».М.:
«Лист»,1998.
7. Тамбиева Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения
грамоте: Пособие для учителя(Под ред.А.Ф.Бойцовой).-
Л.:Просвещение,1983.
8. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах.Пособие для
учителя.М.:Просвешение,1976.