Программа внеурочной деятельности Речь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Программа внеурочной деятельности

кружка «Речь. Речь. Речь»


















Пояснительная записка

Развитие речи - это один из сложнейших разделов программы начальных классов.

Программа по русскому языку имеет твёрдый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях, помогают детям в правильном образовании предложений, в грамматически

точном их использовании.

Современные дети приходят в школу с довольно развитой устной речью, но речью преимущественно диалогической. Диалог, представляющий общение

двух или нескольких лиц, всегда определяется ситуацией, в ней важную роль

играют выразительные средства, такие как, интонация, жесты, мимика, вот почему при диалоге возможны неполные высказывания, сокращения. В школе ребёнок начинает обучаться языку в несколько других условиях, в связи с учебной деятельностью, при которой важное значение приобретает изучение грамматики.

Кроме того, обучение в школе приучает детей отделять правильное от неправильного, нормативное от ненормативного, формирует умения целесообразно использовать языковые средства в конкретных условиях общения.

Предполагаемый элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы. Программа рассчитана на 35 часов обучения в год, по одному занятию в неделю. Курс по развитию речи для учащихся ставит следующие ЗАДАЧИ:

  • воспитание любви к великому русскому языку;

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;

  • расширение и углубление программного материала;

  • пробуждение в учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;

Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих ПРИНЦИПАХ:

  • добровольности участия школьников;

  • научности;

  • сознательности и активности;

  • наглядности;

  • доступности;

  • связи теории с практикой;

  • индивидуального подхода к учащимся;

ЦЕЛЬ программы:

  • обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся;

  • обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;

  • обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;

  • совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся, т.е. процессов порождения и восприятия речи на всех уровнях языка - фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом;

  • выработка основных качеств «хорошей речи».

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ занятий курса «Речь.Речь.Речь» являются:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся;

  • обучение нормам языка и их использованию в речи;

  • формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;

  • обучение навыкам культуры речи и речевого общения;

  • развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения;

  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности(анализа и синтеза, абстракции и общения) средствами языка, используемыми в речи;

  • знакомство с основными речевыми понятиями как теоретической основой обучения языку и развития речи.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИКИ И АКЦЕНТЫ программы тесно связаны и одновременно ограничены фазами возрастного развития детей. В программе учтены особенности когнитивных функций, основные этапы анатомо-физиологического и психосоциального развития учащихся.

В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА лежит принцип позитивного педоцентризма, т.е. отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • у детей развивается связная речь;

  • развивается логическое мышление;

  • формируются гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.

Занятия должны убедить учащихся в том, что их знания в области русского языка недостаточны для того, чтобы уметь пользоваться русским словом во всём богатстве и разнообразии его проявлений, что язык неисчерпаем, как сама жизнь. Школьники должны понять, что родной язык надо учить постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • мини-сочинения;

  • выступления детей;

  • заполнения и ведение творческих тетрадей;

  • конкурсы стихов, рефератов и другое.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу года обучения Личностными результатами изучения курса « Речь.Речь.Речь…» в 2-м классе является формирование следующих умений: - осознавать роль речи в жизни людей; - оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными результатами изучения курса « Речь.Речь.Речь..» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - реализовывать простое высказывание на заданную тему; - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; - делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы . Предметными результатами изучения курса «Речь.Речь.Речь..» в 2-м классе является формирование следующих умений: - различать устное и письменное общение; - различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; - уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; - анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; - продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Активация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части; «Не торопись отвечать, торопись думать».

В этой части занятия используются стихи, рассказы, сказки после прочтения, которых дети выполняют какое-либо задание по тексту (выделить главную мысль, почему произведение так называется, ответы на вопросы по содержанию и т.д.)

  1. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера ( объяснение различных значений слов; знакомство и объяснение пословиц, их заучивание; объяснение ситуаций различными выражениями благодарности и извинения и т.д.)

  1. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и т.д.

« Умел дело сделать, умей и позабавится». Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.

Коммуникативно - ориентированныйподход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями - умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

- мотив;

- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

и т.д.);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

- реализация (что и зачем услышу);

- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Методы и приемы

По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):

  • словесные (устное или печатное слово) (+!);
  • наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
  • репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) (+);
  • проблемно - поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность) (+!);
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
  • создание ситуации успеха в обучении (+!);
  • использование игр и игровых форм организации деятельности (+);
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):
  • учебные дискуссии (+!);
  • творческие задания (+!);
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации (+);
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
  • устный контроль (+!);
  • письменный контроль (+);
Условные обозначения: (+!) решает данную задачу успешнее, чем другие методы данной группы; (+) решает данную задачу. Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения. При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
  • упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
  • упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
  • вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
развитие связной речи - диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа); своевременное развитие активного восприятия художественного слова; воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения; вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать русский язык. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Речь.Речь.Речь»
  1. РЕЧЬ.ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.

Умение регулировать громкость и высоту голоса, пользоваться дыханием в процессе речи. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения, обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Умение выразительно прочитать текст предварительной коллективной подготовки.

  1. СЛОВО.

Повторение изученного в 1 классе.

Слово. Слово имеет значение. Родственные слова и синонимы. Родственные слова и омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Изобразительные средства языка: сравнения, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения.

Умение разбирать предложение по членам, устанавливать связи словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение составлять сложносочинённые предложения с союзами И, А, НО. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

  1. ТЕКСТ.

Текст. Типы текстов: рассуждение - объяснение, рассуждение - доказательство, сравнительное описание. Стилистическая дифференциация текстов (деловой и художественный текст). Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики, восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять широкую и узкую тему, микро тему, основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором текста, сочинение по данному началу и опорным словам, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

Стихотворный текст. Рифма и ритм. Сочинение считалок, потешек, загадок.

Диалог. Реплика диалога. Умение выделить диалог в художественном тексте. Умение выразительно исполнять диалог. Умение составлять диалог по аналогии с данным.

  1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в гостях, в автобусе, в магазине. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой и пантомимикой.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Вид занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

1

Тема текста, основная мысль, опорные слова.

1


Беседа


16.09








2

Типы текста.

1

Анализ ситуации

23.09


3

Выразительное чтение. Интонация.

1

Работа над выразительностью чтения

30.09


4

Слово. Повторение изученного в 1 классе.

1

Игра-путешествие

7.10


5

Слово имеет значение. Прямое и переносное значения.

1

Беседа

14.10


6

Изобразительные средства языка. Сравнение. Метафора.

1

Беседа

21.10


7

Загадка. Обучение сочинению загадок.

1

Практическое занятие

28.10


8

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1

Беседа

11.11


9

Изложение с языковым разборам текста.

1

Творческая работа

18.11


10

Сочинение сказки.

1

Творческая работа


25.11


11

Стихотворная речь.

1

Урок-игра

2.12


12

Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

1

Творческая работа

9.12


13

Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

1

Практическая работа

16.12


14

Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения.

1

Практикум

23.12


15

Связь между предложениями в тексте. Работа с деформированным текстом.

1

Практикум

06. 01


16

Творческое редактирование текста.

1

Творческая работа

13.01


17

Структура текста. Понятие о микротеме.

1

Беседа

20.01


18,19

План. Виды плана. Составление планов различных видов.

2

Практикум

27.01


20

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

1

Творческая работа

3.02


21

Культура общения. На дне рождения.

1

Игра-инсценировка

10.02


22

Культура общения. Правила поведения в школе.

1

Игра-инсценировка

17.02


23

Культура общения. Правила поведения в магазине.

1

Игра-инсценировка

24.02


24

Типы текста. Сравнительное описание.

1

Беседа

3.03


25,26

Сочинение - сравнительное описание.

2

Творческая работа

17.03-31.03


27

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1

Практическое занятие

7.04


28,29

Типы текста. Повествование.

2

Беседа

14.04-21.04


30,31

Типы текста. Рассуждение.

2

Беседа

28.04-5.05


32,33

Сочинение - повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.

2

Творческая работа

12.05-19.05


34-35

Редактирование сочинения

1

Практическое занятие

25.05-26.05


ЛИТЕРАТУРА

1. Афонина Г. Уроки развития речи: Пособие для учителей.1-4 классы.-

М.:Рольф,2001.

2. Волина В.В. Учимся играя.-М.:Новая школа,1994.

3. Воробьёва В.И. Сочинения по картинам в начальных классах.-Тула.ООО

«Издательство «Родничок»;М.:,2003.

4. Жиренко О.Е. Тренажер по русскому языку для начальной школы:

Пословицы и поговорки.-М.:Издательство»Ювента»,2005.

5. Политова Н.И, Развитие речи учащихся начальных классов на уроках

русского языка:Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1984.

6. Синицына Е.И.Умные пальчики.Серия «Через игру-к совершенству».М.:

«Лист»,1998.

7. Тамбиева Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения

грамоте: Пособие для учителя(Под ред.А.Ф.Бойцовой).-

Л.:Просвещение,1983.

8. Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах.Пособие для

учителя.М.:Просвешение,1976.


© 2010-2022