• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему «Формирование познавательной активности и творческих способностей учащихся младших классов специальной школы - интерната»

Доклад на тему «Формирование познавательной активности и творческих способностей учащихся младших классов специальной школы - интерната»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

на тему: « Формирование познавательной активности и творческих способностей учащихся младших классов специальной школы - интерната». Учитывая специфику жизненного опыта учащихся специальной школы, формирование познавательной активности стараюсь связывать как с реальными действиями, так и с задачами умственного содержания. На уроках русского языка все эти работы провожу в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся минимальной самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе являются творческие списывания. Такие виды работ должны быть прежде всего осознанными. Сознательным они могут быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют его пересказать, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами. Творческое списывание обычно усложняю заданиями, связанными с развитием речи. Прежде, чем проводить этот вид заданий, довожу до автоматизма правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено. Такой вид работы использую как при закреплении нового материала в классе, так и для выполнения домашнего задания. Так, работая по теме «Парные согласные в корне слова», списывание сопровождается подбором слов, подходящих в рифму стихотворения : Предлагаю детям дома поиграть в игру «На кухне». « Ух, сколько здесь разных предметов! Попробуйте их перечислить с помощью рисунков и к названиям предметов подобрать проверочные слова». Для развития познавательной активности детей на уроке использую игровые технологии. На урок приношу куклу. «Девочки добрые и ласковые, назовите ласкательные слова. Что есть у куклы? (глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки) Вот какая красавица - кукла. А что наденут мальчики на нашу куклу? (шубку, сапожки, шапку, варежки, кофту) Огромные возможности по развитию творческих способностей дают и такие темы, как «Гласные после шипящих», «Звуки и буквы». Детям предлагаю работу «Рифмоплёт». Прошу придумать с чистоговорку с сочетаниями ча - ща, чу - щу и слова для рифмы: леща, борща, врачу, лечу, хочу, тащу, свищу и др., а также составить свои рифмовки. Развитию творческих способностей и познавательной активности на уроках русского языка помогают ребусы, кроссворды, работа с анаграммами, перевёртыши, загадки, пословицы, поговорки при изучении темы «Состав слова» которые использую практически на каждом уроке. Детям предлагаю приготовить задания для своего товарища. Данные виды работ повышают и качество знаний, и развивают интерес к предмету. В детском возрасте отчётливо проявляется потребность в творчестве, которая реализуется в игре, всякого рода импровизациях, рисунках и др. В качестве стимула творческой деятельности в младшем возрасте выступает активное общение взрослого и ребёнка, игровые ситуации, занятия рисованием, конструирование и др. К числу основных видов творческих работ, используемых на уроках литературного чтения, использую такие, как иллюстрирование, рассказывание и драматизацию. Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой текст рассказа превращается в новую форму: иллюстрацию, рассказ - импровизацию, спектакль и др. Такие виды работ позволяют развивать умение отбирать из текста материал, необходимый для последующей творческой работы, умение словесно нарисовать прочитанное, выбрать эпизод для иллюстрирования. Выполнение каждой творческой работы требует от учащихся умения представить, т.е. воссоздать в воображении, прочитанное В школьной практике на уроках литературного чтения и познания мира часто приходится наблюдать, как младшие школьники, прослушав текст, затрудняются передать его содержание. Иногда даже создаётся впечатление, будто дети ничего не запомнили или не поняли. Но на самом деле это не так. Если после чтения попросить детей нарисовать то, что им запомнилось, то они не только нарисуют рисунок, но и подробно перескажут прочитанное. По детским рисункам к прочитанному можно в какой - то мере судить о степени понимания детьми содержания, об их творческом воображении. На уроках чтения во время разбора прочитанного я нередко прошу детей рассказать, какую картину можно нарисовать к тому или иному отрывку из рассказа, сказки, стихотворения. Словесное рисование картин способствует развитию речи и творческого воображения детей, помогает им ярко представить то, что можно нарисовать, а чего нельзя. Практикую также и рисование рисунков. С помощью рисунка дети учатся находить главное, следить за последовательностью изображения. Они постоянно обращаются к тексту, прочитывают его по несколько раз. Рисунок помогает им лучше усваивать читаемый материал. С детскими рисунками провожу следующие виды работ: 1.выделение основной мысли читаемого; 2.выборочное чтение; 3.пересказ текста; 4.составление картинного плана рассказа; Работа по составлению картинного плана чаще всего принимает форму подготовки диафильма к тексту. Вначале в учебнике отмечаются границы текста - кадров (текст разбивается на части), затем устно передаётся их содержание, и после этого кадры подписываются. Чтобы дети работали более творчески и целенаправленно, предлагаю им конкретное задание: сколько кадров должно быть в диафильме? Такая форма работы проводилась со стихотворениями о природе, с белорусской народной сказкой «Пых». 5.проведение викторины «Из какого это произведения?». Эти викторины мы проводим на обобщающих уроках по рисункам ребят. Рисование к текстам, особенно о природе, является своего рода подготовкой детей к письму сочинений. Рисуя, ученик самостоятельно подбирает нужные цвета, краски - происходит развитие эстетического вкуса, думает над содержанием, развивает свои художественные способности. Чтобы развить интерес учащихся к математике, необходимо приобщить их к творческой активности. Если, выполняя задание, ученик самостоятельно мыслит, сталкивается с различными проблемами, значит это задания творческого, развивающего характера. Наибольший эффект такие задания могут дать лишь при условии, если учитель умело организовывает поисковую работу. Дети с интересом размышляют над нестандартными заданиями. Трудность их заключается в логической структуре, новизне приёмов и методов мышления. А это как раз и надо для интеллектуального и творческого развития учащихся. Такие виды заданий способствуют развитию комбинаторных навыков, воспитанию критического мышления и анализа, учат подмечать и открывать определённые закономерности в окружающей действительности. Очень нравится учащимся групповая форма работы на уроке, где каждый ученик высказывает свою точку зрения по какому - то вопросу и все прислушиваются к его мнению, обобщают все точки зрения и приходят к единому ответу. Данный вид работы воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. При работе в паре дети учатся придумывать интересные задания для своего соседа. Интересным приёмом для развития творческих способностей является работа по составлению задач по схемам, рисункам, выражениям. Уроки познания мира также имеют возможность как можно шире развивать творчество детей. Темы по предмету позволяют проводить и лабораторные работы, и опыты, и вести исследовательскую работу. На уроках, посвящённых изучению состава почвы, свойств почвы и воды учащиеся под руководством учителя проводили опыты и по своим наблюдениям и результатам опытов составили таблицы о составе почвы, сделали соответствующие выводы и, прочитав материал учебника, пришли к одним и тем же умозаключениям. Изучая тему «Охрана воды», ребятам были даны полезные советы по экономному использованию воды в домашних условиях, а дома учащиеся провели небольшое исследование, как их семья решает данную проблему и что ещё может предложить для её решения.



















© 2010-2022