Конспект урока русского языка Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по русскому языку



Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Цель темы

Вспомнить понятия «шипящие согласные звуки».

Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Стимулировать интерес к пословице как источнику жизненной мудрости.

Научить:

- правописанию слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- писать предложения, содержащие слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение;

- планировать учебное действие в соответствии с заданной целью;

- комментировать собственные действия при выполнении задания;

Воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.

Основное содержание темы, термины и понятия

Освоение правила написания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Планируемый результат

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению темы;

Познавательные умения:

- научить правописанию слов, словосочетаний и предложений с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Предметные умения

УУД

Выполнять звукобуквенный анализ слова.

Писать:

- слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило;

- предложения со словами, в которых написание расходится с произношением;

Познавательные умения:

- анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;

- соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение;

- определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и обосновывать своё мнение;

Личностные умения:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, обосновывая свое мнение.

Коммуникативные умения:

- комментировать собственные действия при выполнении задания;

- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.



Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение

Тема: «Мы идём в библиотеку. Пословицы и поговорки».

Фронтальная, индивидуальная,

групповая, в парах.

Информационный материал

Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь на печатной основе № 1, методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал

Плакаты

- Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу-щу;

- комплект наглядных пособий «Слова с непроверяемым написанием».

Интерактивный материал

веер с согласными буквами


I этап. Мотивация к деятельности

Цели деятельности

Мотивировать на изучение темы.



Проблемная ситуация. Вставьте пропущенные буквы. Шапкой Миш.. ш..шки сш..бли. В ж..вом уголке ж..ли уж.. и еж.. . Почему так написали? Как вы думаете какой будет тема сегодняшнего урока? Попробуйте быстро произнести следующие скороговорки: - Какой звук чаще всего слышится в 1-ой строке, во 2-ой строке.

II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

1. Актуализация знаний о шипящих согласных:

Подумайте, почему шипящие согласные так назвали.

Вспомните, какие звуки попали в группу шипящих согласных. Работа с веером.пс. 38, № 61гностики -ания воз-ьсяворки: и предложений с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить? Все шипящие согласные звуки - непарные по твердости - мягкости. Какие из них твердые? Какие мягкие? (З)

2. Работа с моделями слов ножи, шишки, щука, часы (упр. 101). Надо найти твердые и мягкие согласные звуки в звуковых схемах модели: Звуки (Ж), (Ш) - твердые. Какую гласную букву надо было бы писать после них? Какую вы написали?(ЖИ-ШИ пиши с буквой И). Звуки (Ч) (Щ) -мягкие. Какие гласные буквы надо было бы писать после них? А какую вы написали? (ЧУ-ЩУ пиши с буквой У), (ЧА-ЩА пиши с буквой А) (З)

Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Кто нам поможет? Конечно, Cамоваров.

3. Чтение сообщения Самоварова (стр.72) (П)

Звуки (Ж,Ш,Щ,Ч) - шипящие согласные.

Согласные звуки (Ж,Ш) всегда твердые. Однако на письме в буквосочетаниях ЖИ,ШИ мы всегда пишем букву И.

Согласные звуки (Ч,Щ) всегда мягкие, а в буквосочетаниях ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ мы пишем буквы А,У.

Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.

Как вы понимаете смысл слова традиции?

Вывод: давайте сохранять то, что было придумано нашими далекими предками!

  1. Нахождение изучаемых на данном уроке орфограмм в пословицах (упр.102). Прочитайте задание упражнения. Поясните, какую из пословиц вы считаете для себя наиболее важной. Обоснуйте свое мнение.

Выбор одной из пословиц. Разбор. Запись по памяти.

Самопроверка по учебнику (У)

  1. Составление из слогов с изучаемыми орфограммами слов (упр.57 из РТ) Работа в группах: 1-й ряд - слова с жи-ши

2-й ряд - слова с ча-ща

3-й ряд - слова с чу-щу (У)

Обсудите в группах выполнение задания. Устный опрос.

6. Составление словосочетаний из слов с орфограммой ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. (упр.60 из РТ). Работа в парах. Взаимопроверка. (У)

7. Составлении предложений из слов с выбором разных по степени сложности вариантов (упр.61 из РТ)

Задание осложнено тем, что из слов каждого варианта надо составить не одно, а несколько предложений (в 1-ом варианте 2 , во 2-ом 4) Запись в тетрадях 1-го варианта. Разбор. (П)

  1. Итог урока: Какие орфограммы мы сегодня повторили? Что нового о них узнали? (написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ является традиционным, мы пишем их так, как писали наши предки)

Предположите, что написал в узелках на память Самоваров? Откройте учебник, прочитайте. Чтение «Узелков на память» (стр.73) (З)

Диагностические задания (критерии диагностики - предметные и способов деятельности)

1. Рабочая тетрадь, с. 38, № 66.

Вставьте пропущенные буквы в слова текста.

После выполнения этого задания возможно написание первого абзаца под диктовку учителя.

2. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Соберите пословицу, соединив фразы из левого столбика с фразами из правого столбика:

Левый столбик

Поспеш..шь...

Делу время...

Ж…знь дана...

На ч…жой сторонушке...

Правый столбик

...на добрые дела.

...людей насмеш…шь.

...а потехе час.

...рад своей воронушке.

Личностные умения:

- проявлять интерес к высказываниям, которые содержат пословицы.

Познавательные умения:

- определять смысл пословицы и обосновывать своё мнение;

- определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с правилом;

- контролировать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило;

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели:

Стимулировать:

- желание выполнять учебное задание, используя приобретённые знания и умения.

Научить:

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом;

-формулировать понятные высказывания в рамках представления выполненного задания.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Импровизационное - дописать слова, начинающиеся на слог: ЖИ ,ЧА, ЩУ.

Подобрать как можно больше вариантов.

Эвристическое - составить ребус с применением изученной орфограммы.

Информативное - выписать из текста слова с буквосочетаниями ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Личностные умения:

- проявлять творческий интерес к выполнению заданий.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания.

Регулятивные умения:

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

- оформлять на письме изученные орфограммы.

IV этап. Рефлексия деятельности


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

- соотносить результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Допишите предложения.

На уроке по теме «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» я узнал(а) ... , понял(а) ... , научился(лась) ... .

Наибольшего успеха я достиг(ла) в ... .

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

IV-1 Контроль деятельности ученика

Фронтальный, взаимопроверка, проверка по образцу.

Формы контроля; контрольное задание

Напишите по памяти восемь слов с изученными буквосочетаниями.

IV-. Рефлексия деятельности учителя


Оценка деятельности учителя

Самооценка учителя





© 2010-2022