- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Конспект урока русского языка Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федченко Н.Н. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по русскому языку
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Цель темы
Вспомнить понятия «шипящие согласные звуки».
Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Стимулировать интерес к пословице как источнику жизненной мудрости.
Научить:
- правописанию слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- писать предложения, содержащие слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение;
- планировать учебное действие в соответствии с заданной целью;
- комментировать собственные действия при выполнении задания;
Воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.
Основное содержание темы, термины и понятия
Освоение правила написания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемый результат
Личностные умения:
-проявлять интерес к изучению темы;
Познавательные умения:
- научить правописанию слов, словосочетаний и предложений с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Предметные умения
УУД
Выполнять звукобуквенный анализ слова.
Писать:
- слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило;
- предложения со словами, в которых написание расходится с произношением;
Познавательные умения:
- анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;
- соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение;
- определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и обосновывать своё мнение;
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, обосновывая свое мнение.
Коммуникативные умения:
- комментировать собственные действия при выполнении задания;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литературное чтение
Тема: «Мы идём в библиотеку. Пословицы и поговорки».
Фронтальная, индивидуальная,
групповая, в парах.
Информационный материал
Учебник, ч. 1, рабочая тетрадь на печатной основе № 1, методическое пособие для учителя.
Демонстрационный материал
Плакаты
- Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу-щу;
- комплект наглядных пособий «Слова с непроверяемым написанием».
Интерактивный материал
веер с согласными буквами
I этап. Мотивация к деятельности
Цели деятельности
Мотивировать на изучение темы.
Проблемная ситуация. Вставьте пропущенные буквы. Шапкой Миш.. ш..шки сш..бли. В ж..вом уголке ж..ли уж.. и еж.. . Почему так написали? Как вы думаете какой будет тема сегодняшнего урока? Попробуйте быстро произнести следующие скороговорки: - Какой звук чаще всего слышится в 1-ой строке, во 2-ой строке.
II этап Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания и упражнения
на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
1. Актуализация знаний о шипящих согласных:
Подумайте, почему шипящие согласные так назвали.
Вспомните, какие звуки попали в группу шипящих согласных. Работа с веером.пс. 38, № 61гностики -ания воз-ьсяворки: и предложений с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить? Все шипящие согласные звуки - непарные по твердости - мягкости. Какие из них твердые? Какие мягкие? (З)
2. Работа с моделями слов ножи, шишки, щука, часы (упр. 101). Надо найти твердые и мягкие согласные звуки в звуковых схемах модели: Звуки (Ж), (Ш) - твердые. Какую гласную букву надо было бы писать после них? Какую вы написали?(ЖИ-ШИ пиши с буквой И). Звуки (Ч) (Щ) -мягкие. Какие гласные буквы надо было бы писать после них? А какую вы написали? (ЧУ-ЩУ пиши с буквой У), (ЧА-ЩА пиши с буквой А) (З)
Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Кто нам поможет? Конечно, Cамоваров.
3. Чтение сообщения Самоварова (стр.72) (П)
Звуки (Ж,Ш,Щ,Ч) - шипящие согласные.
Согласные звуки (Ж,Ш) всегда твердые. Однако на письме в буквосочетаниях ЖИ,ШИ мы всегда пишем букву И.
Согласные звуки (Ч,Щ) всегда мягкие, а в буквосочетаниях ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ мы пишем буквы А,У.
Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.
Как вы понимаете смысл слова традиции?
Вывод: давайте сохранять то, что было придумано нашими далекими предками!
-
Нахождение изучаемых на данном уроке орфограмм в пословицах (упр.102). Прочитайте задание упражнения. Поясните, какую из пословиц вы считаете для себя наиболее важной. Обоснуйте свое мнение.
Выбор одной из пословиц. Разбор. Запись по памяти.
Самопроверка по учебнику (У)
-
Составление из слогов с изучаемыми орфограммами слов (упр.57 из РТ) Работа в группах: 1-й ряд - слова с жи-ши
2-й ряд - слова с ча-ща
3-й ряд - слова с чу-щу (У)
Обсудите в группах выполнение задания. Устный опрос.
6. Составление словосочетаний из слов с орфограммой ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. (упр.60 из РТ). Работа в парах. Взаимопроверка. (У)
7. Составлении предложений из слов с выбором разных по степени сложности вариантов (упр.61 из РТ)
Задание осложнено тем, что из слов каждого варианта надо составить не одно, а несколько предложений (в 1-ом варианте 2 , во 2-ом 4) Запись в тетрадях 1-го варианта. Разбор. (П)
-
Итог урока: Какие орфограммы мы сегодня повторили? Что нового о них узнали? (написание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ является традиционным, мы пишем их так, как писали наши предки)
Предположите, что написал в узелках на память Самоваров? Откройте учебник, прочитайте. Чтение «Узелков на память» (стр.73) (З)
Диагностические задания (критерии диагностики - предметные и способов деятельности)
1. Рабочая тетрадь, с. 38, № 66.
Вставьте пропущенные буквы в слова текста.
После выполнения этого задания возможно написание первого абзаца под диктовку учителя.
2. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Соберите пословицу, соединив фразы из левого столбика с фразами из правого столбика:
Левый столбик
Поспеш..шь...
Делу время...
Ж…знь дана...
На ч…жой сторонушке...
Правый столбик
...на добрые дела.
...людей насмеш…шь.
...а потехе час.
...рад своей воронушке.
Личностные умения:
- проявлять интерес к высказываниям, которые содержат пословицы.
Познавательные умения:
- определять смысл пословицы и обосновывать своё мнение;
- определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное действие в соответствии с правилом;
- контролировать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило;
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели:
Стимулировать:
- желание выполнять учебное задание, используя приобретённые знания и умения.
Научить:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное задание в соответствии с планом;
-формулировать понятные высказывания в рамках представления выполненного задания.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Импровизационное - дописать слова, начинающиеся на слог: ЖИ ,ЧА, ЩУ.
Подобрать как можно больше вариантов.
Эвристическое - составить ребус с применением изученной орфограммы.
Информативное - выписать из текста слова с буквосочетаниями ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Личностные умения:
- проявлять творческий интерес к выполнению заданий.
Познавательные умения:
- использовать приобретённые знания.
Регулятивные умения:
-ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- адекватно использовать речь для представления результата.
Предметные умения:
- оформлять на письме изученные орфограммы.
IV этап. Рефлексия деятельности
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Научить:
- соотносить результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
Допишите предложения.
На уроке по теме «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» я узнал(а) ... , понял(а) ... , научился(лась) ... .
Наибольшего успеха я достиг(ла) в ... .
Заполняется учителем после освоения темы учащимися.
IV-1 Контроль деятельности ученика
Фронтальный, взаимопроверка, проверка по образцу.
Формы контроля; контрольное задание
Напишите по памяти восемь слов с изученными буквосочетаниями.
IV-. Рефлексия деятельности учителя
Оценка деятельности учителя
Самооценка учителя