- Преподавателю
- Начальные классы
- «Объем. Литр»
«Объем. Литр»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаенко Т.В. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: Кубический сантиметр - единица объёма. Литр - единицы ёмкости. Цель. Знакомство учащихся с понятиями «тело» «фигура» «объем» и единицами измерения «кубический дециметр», «литр». Задачи:
-
уточнить представление о понятии величина, тело и фигура; тренировать способность в измерении объема с помощью различных мерок; познакомить с
-
общепринятыми единицами измерения объема - см3, дм3, литр;
-
формировать умение логически последовательно рассуждать, доказывать, делать выводы, находить закономерность;
-
воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к математике.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный, наглядный, практический, самостоятельная работа, беседа.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Орг. момент. 1мин
Запись даты в тетрадях.
(слайд 1)
2. Актуализация знаний. 3мин
- Определи программу действий и вычисли значение выражений. Что общего?
Математический марафон, где каждый из вас будет рассуждать, доказывать, делать выводы, находить закономерность
Блиц - турнир:
Г) Блиц - турнир: ( ответы на индивидуальных листах)
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре? ( а : 3).
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в).
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)
Выравнивание знаний. 5 мин
- На прошлых уроках мы с вами знакомились с величинами, такими как длина, масса, площадь, периметр, объём.
- Давайте вспомним, на что указывает длина?
- Сравните длины красного и синего отрезков.
- Какие способы при сравнении использовали?
-На что указывает масса?
Гусь весит 4кг. Сколько весит гусь, стоя на 1 лапе?
Вызванные ученики работают у доски.
4 · 6 - 27 : 3 + 5 · 0 = 15
20 : 5 + 6 · 2 - 7 : 7 = 15
48 : 8 + 7 · (72 : 8 ) - 47 = 15
Взаимопроверка
- На протяженность предмета.
- Красный длиннее.
- На глаз, непосредственно, с помощью измерения.
-На вес.
4 кг (столько же)
- Кикие фигуры нарисованы на доске?
- У какой фигуры площадь больше?
На что указывает площадь? А В С К
Больше или меньше занимает места на плоскости.
На глаз, непосредственно, с помощью измерения.
- Свойство предметов, по которому их можно сравнивать.
3.Самостоятельная работа
Найди ошибки и исправь их. Л 3 · 6 = 18 Ъ 5 · 5 = 45 О 7 · 9 = 56 К 8 · 4 = 32 Б 8 · 8 = 54 Е 6 · 8 = 36
Т 7 · 7 = 49 М 5 · 6 = 15
Проверка. Выпиши буквы в исправленных выражениях по порядку.
Какое слово получилось?
- Объем
4.Применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
Выберете фигуры и назовите их.
- Возьмите и покажите треугольник. Какие признаки имеет данная фигура?
- Возьмите и покажите квадрат. Какие признаки имеет данная фигура?
- Возьмите и покажите круг. Какие признаки имеет данная фигура?
Эти фигуры занимаю площадь на плоскости (они плоские) 3 мин
Треугольник
квадрат
круг
плоские
ученики выбирают фигуры и приклеивают в тетрадь. (слайд 2)
5.Решение учебной задачи. 10мин
- Что я взяла?
Эта фигура объемная. Ей свойственно занимать какое-то место в пространстве. Поэтому сравнить фигуры по объему - это значит определить больше или меньше места занимает тело в пространстве.
Есть общепринятые единицы измерения объема.
Это кубик. У него есть ребра ( их 12). Измеряем ребро при помощи см.
У куба есть длина, ширина, высота, они одинаковые.
V= а3
V= 1см ·1см ·1см= 1см3.
V= 10см·10см·10см = 1000см3= 1дм3.
V= а3
- Куб.
Практическая работа с телом куба
(слайд 3)
(слайд3,4,5)
Сосчитайте сколько кубических см в данных фигурах?
(слайд 6)
Свойства объёма
-
Т1 = Т2 => V1 = V2
-
Т = Т1+ Т2 => V= V1+ V2
-
Задаёт единицу измерения
V = 1 ед3 6.Практическая работа. 10мин
№1
Как думаете, какое из тел больше по объему?
( 3 фигуры: кубообразный сосуд с ребром 10см, литровая банка, колба)
1л. воды выливаем в мерку. Измеряем V кубообразного сосуда с ребром 10см.
Выливаем в него 1л. жидкости. Что получили?
1л. = 1000см3.
А если меркой взять 1дм?
1л.= 1дм3.
V = 1000см3 = 1дм3 = 1литр
№2. Демонстрация.
Сосуд вместимостью 1л. взвешиваем пустым, затем выливаем 1л воды, снова взвешиваем. Отнимаем вес сосуда и получаем: 1л. = 1кг.
Вывод. При разных мерках получаются разные ответы. Составление таблицы «Единицы объема»
V = 1000см3 = 1дм3 = 1литр = 1 кг
Историческая справка.
- Надо выбрать мерку, чем будем
измерять.
(слайд3, 7)
Учащиеся записывают формулы в тетрадь.
Задача.
100г - пустая банка
1кг 100г - банка с водой
1100г - 100г = 1000г = 1 кг
весит вода.
Ответ: 1кг
(слайд 8,9) 6. Закрепление. 10мин 1 вариант. стр.196 №4 Найди объём куба, длина стороны которого равна 3см, 4см. 2 вариант. Сторона квадрата равна 6 см. Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 3 см. Найди площади фигур. Сравни площади фигур. 3 вариант Бассейн, представляющий собой прямоугольный параллелепипед, имеет следующие размеры: ширина - 2м, длинна - 5м, глубина (высота) - 1м. Сколько литров входит в бассейн? Сколько десятилитровых вёдер воды нужно влить в бассейн.
7.Рефлексивный анализ собственной деятельности. Индивидуальная работа
V = 27cм3 V = 64см3
1).6 · 6 = 36(см2) площадь квад. 2).8 · 3 = 24(см2) площадь прям. Ответ: 36 см2 > 24 см2
-
2 · 5 · 1 = 10м3
-
10м3 = 10000 дм3 = 10000 л
-
1000 ː 10 = 1000 ведер
Ответ: 1000 вёдер
8. Оценивание.
В течение всего урока. 9.Д.З. стр. 197, №. 8(1,2), 10, 11 school-collection.edu.ru/catalog/res/0462f20e-d7fc-45c5-90e2-fcf8606c2c47/?from=15b1d3c4-06ff-4486-8da6-ef846129cb9e&interface=pupil&class=44&subject=16 school-collection.edu.ru/catalog/res/0b79660e-3911-4053-87d3-850223393afe/?from=15b1d3c4-06ff-4486-8da6-ef846129cb9e&interface=pupil&cla prezentacii.com/obschestvoznanie/1851-fizminutka-dlya-glaz.html
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________
Фамилия, имя________________________________
А) В одном ведре а литров воды, во втором на 2 меньше. Сколько литров во втором ведре?______________
Б) В одном ведре а литров молока, во втором в 3 раза меньше. Сколько литров молока во втором ведре?
( а : 3) ________________________
В) В ведре было с литров воды. Сначала отлили а литров, а потом в литров. Сколько литров воды осталось? (с - а - в)____________________
Г). В одном ведре в л. воды. Сколько литров воды в 7 таких ведрах? (в х 7)__________________________