Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных

после шипящих Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показагеля женского рода имён существительных. Планируемые результаты: Различать род имен существительных, делать звукобуквенный анализ слов, определять части речи в словосочетаниях. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте имена существительные, назовите их род. - Как определить род имени существительного? III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа - Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Густой туман ст..ит (над)лесом. Сквозь густые суч..я д..рев..ев б..леет небо. На липе в..сят последние з..л..тые лист..я. Б..рёза кр.хиво р..суется на г.лубом небе. Осиновая рощ.. х..р..ша и в тумане. - Спишите, вставьте пропущенные буквы. У н..ры д..бычуждёт, притаившись, серый кот. Мышь осталась (без)хв..ста, вырываясь (от)к..та. А теперь и (за)версту не приблизится (к)к..ту. 2. Фронтальная работа Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род имён существительных. Четыре брата Под одной шапкой живут. (Стол -м.р.) Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч - м.р.) Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб. Поломала Зуб, зуб. (Пила - ж. р.) Висит, болтается, Всяк за него хватается. (Полотенце - с. р.) Два братца пошли в воду купаться, А третий на берегу валяется. (Ведро, коромысло - ср.) Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь - м. р.) IV. Самоопределение к деятельности - Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Четвёртый месяц как шагнёт, Так с треском лопается лёд. (Апрель.) Ю. Коринец Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский... (почтальон). С. Маршак - Что общего в записанных словах? (Есть мягкий знак.) - Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Ка­кую? (Показатель мягкости и разделительный мягкий знак.) - Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждо­му случаю. (На доске записаны слова.) Дочь, печь, конь. - Чем похожи эти слова? (Есть мягкий знак.) - Одинаковую ли работу он выполняет в этих словах? - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 51 (с. 31). - Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчи­ваются? (На шипящие.) - Найдите имена существительные мужского рода и запиши­те в первый столбик. - Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик. - Сравните существительные с шипящим на конце жен­ского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак. (Существительные муж­ского рода пишутся без мягкого знака, а женского рода - с мягким знаком.) - Прочитайте сведения о языке на с. 31, 32. - На конце существительных какого рода после букв, обозна­чающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского.) - На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода.) - Что можно сказать о существительных мужского рода с ши­пящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак.) - Приведите примеры. - Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте. Упр. 52 (с. 31). - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Найдите выделенные слова. Объясните их написание. - Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) Упр. 53 (с. 32). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Обучающиеся по це­почке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.) - Какие орфограммы вы подчеркнули в словах? VI. Физкультминутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале... Вправо, влево повернись! Низко-низко наклонись! Лапки вверх, лапки в бок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы, мои зайчишки!
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 54 (с. 32). (Работа в парах.) - Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор. (Мышь - это существительное женского рода, а все остальные - муж­ского.) Упр. 55 (с. 32). - Прочитайте. Какие слова называются антонимами? - Выполните задание. - Прочитайте пары слов. Назовите орфограммы. VIII. Рефлексия - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните напи­сание слов с орфограммами. 1) Хорошая ре., лучше мёда. 2) Умный товари.. - половина дороги. - Объясните смысл пословиц. - На что указывает мягкий знак в слове речь? (Это существи­тельное женского рода.) - Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объ­ясните их написание. - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется? Домашнее задание Упр. 56 (с. 33).

© 2010-2022