Рабочая программа по трудовому обучению (1-4 К)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа создана на основе:
Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида».

С.Л.Мирского по предмету «Трудовое обучение» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Просвещение», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

Общая характеристика учебного предмета.

В программе предусмотрено изучение следующих видов труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором», «Работа с древесиной».

Цели обучения

- воспитание положительных качеств личности ученика;
- уважение к людям труда;

- сообщение элементарных знаний по видам труда;

- фор­мирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие инте­реса к труду;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Трудовое обучение» являются умения:

- формирование организационных умений в труде;

- ориентирования в задании;

- планирования своей работы;

- осуществление самоконтроля

















Учебно-тематический план 1 класс

66 часов 2 часа в неделю

Название тем

Количество часов

Вводное занятие

1 ч.

Работа с глиной и пластилином

27 ч.

Работа с природными материалами

10ч.

Работа с бумагой

13ч.

Работа с нитками

3ч.

Работа с бумагой (аппликация)

7ч.

Работа с нитками (шитье по проколу)

5ч.


2 класс

70 часов 2 часа в неделю


Название тем

Количество часов

Работа с глиной и пластилином

24

Работа с природными материалами

12

Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)

5

Работа с бумагой и картоном

9

Работа с текстильными материалами

14

Работа с бумагой

6


3 класс

70 часов 2 часа в неделю

Название тем

Количество часов

Работа с природными материалами (многодетальные объёмные изделия)

5

Работа с бумагой и картоном

12

Работа с проволокой

5

Работа с древесиной

15

Работа с природными материалами

4

Работа с металлоконструктором

10

Работа с текстильными материалами

15

Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона)

4



4 класс

140 часов 4 часа в неделю

Название тем

Количество часов

1. работа с глиной и пластилином


30

2. работа с природными материалами

25

3. работа с бумагой и картоном

30

4. работа с текстильными материалами

20

5. работа с проволокой и металло-

конструктором

20

6. работа с древесиной

15

.







































Содержание тем учебного курса


1 класс

66 часов

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Изготовление, лесенку, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков раз­личной длины и толщины. Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной ве­личины. Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих фор­му шара: яблока, помидора, апельсина; составление компо­зиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.). Лепка по образцу Предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на та­релке). Технические сведения. Пластические свойства гли­ны и пластилина: сухая глина - твердая, размоченная - мягкая; холодный пластилин - твердый, теплый пласти­лин - мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, жел­тый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранже­вый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кру­гообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Экскурсия в природу с целью сбора природного матери­ала (листьев, цветов, семян крылаток ясеня и клена, суч­ков и т. д.). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушен­ных листьев (лист большой, лист маленький). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги. Для слабых учащихся можно ограничиться наклеивани­ем цветков. Составление по образцу Сюжетной картинки из засушен­ных листьев: «Отлет птиц», «Букет». Технические сведения. Элементарные понятия о при­родных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабо­чего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требо­ваний. Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

РАБОТА С БУМАГОЙ Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по пря­мым линиям, изготовление книжечки. Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбу­кой и цифрами. Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея. Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой. Изготовление по образцу стаканчика для семян. Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Выре­зание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямо­угольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление ди­дактического материала по математике). Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в ре­зании по кривым линиям). Округление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике). Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу; теряя при этом проч­ность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементар­ные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газет­ная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточ­ная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила без­опасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований при работе с бумагой. Приемы работы. Складывание с угла на угол и по сред­ней линии разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхрон­ность работы обеих: рук: правая рука с ножницами - режет, левая - подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, округление углов квадрата и прямоуголь­ника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью ме­рочки.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов. Лепка по образцу букв и цифр на подложке. Технические сведения. Применение, глины при из­готовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пласти­ческого материала к работе: замачивание и замешивание гли­ны, определение ее готовности к работе, подогрев и разми­нание пластилина. Организация рабочего места и соблюде­ние санитарно-гигиенических требований при лепке. Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вы­лепливание из целого куска и составление из двух полови­нок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытя­гивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плос­ких деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соеди­нение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха). Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пласти­лина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, со­ломы, цветоножка из проволоки. Изготовление по образцу бабочки из пластилина и кры­латок клена или мелких листьев. Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). Изготовление по образцу мышки из желудя или нерас­крывшейся сосновой шишки (хвост из мочала иди проволо­ки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина) Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые при работе: цвет; форма, величина, твердость или мягкости особенности поверхности. Подготовка материала к работе. Сочетание цветов плас­тилина и природного материала. Ознакомление с натураль­ными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Рациональное использование плас­тилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалы­вания деталей из природного материала в пластилин.

РАБОТА С БУМАГОЙ Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два че­ловека. Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражне­ния в резании по размеченным кривым линиям. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яб­лока, огурца, помидора). Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Санитарно-гиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликаций. Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги кле­ем с помощью кисти. Рациональное использование матери­ала (экономная разметка, использование остатков материа­ла для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Намазывание деталей ап­пликации клеем и наклеивание.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ. Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположе­ние материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки. Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки дета­лей фигуры.

Региональный компонент. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека в национальном костюме. Составление композиция "саамский хоровод".

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек. Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грец­кого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева. Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза). Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза). Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, кры­латок клена и пластилина. Оформление макетов изготовленными изделиями с со­зданием игровой ситуации. Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Органи­зация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инст­рументами. Приемы работы. Соединение отдельных деталей с по­мощью пластилина. Рациональное использование пластилина и материало­отходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

Региональный компонент. Изготовление по образцу рыбки из шишек ели и сосны. Изготовление по образцу поляр­ной совы из шишки ели, кожаных или поролоновых деталей. Изготовление по образцу север­ного оленя из еловых шишек и веток. Изготовление из листьев и цветов композиции. Изготовление деталей и коллективное составление композиции "Саамская деревня".

РАБОТА С БУМАГОЙ

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик). Составление по образцу орнамента в полосе из геомет­рических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чере­дующихся по форме и цвету. Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Составление по образцу композиций: лодочка, пирамид­ка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, пра­вила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места. Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их. Региональный компонент. Составление по образцу композиции из простых геометричес­ких фигур (круг, квадрат, тре­угольник) "Зимнее утро". Составление по образцу орнаме­нт в полосе из геометричес­ких фигур (круг, квадрат, тре­угольник). Украшение аппликацией орнамен­том моделей национальной одежды. Самостоятельное составление по образцу (на выбор) орна­мента в квадрате. Изготовление в полосе по об­разцу растительного орнамен­та, вырезание орнамента сгибанием.

РАБОТА С НИТКАМИ Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматы­вание в клубок на картонку. Составление коллекции ни- ток - наклеивание на подложку из плотной бумаги. Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узел­ков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление цветка, кисточки из цветных ниточек ша­почке. Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разре­заются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бан­тиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кис­точки.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на под­ставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.). Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении ма­кетов. Инструменты, организация рабочего места. Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Ис­пользование цвета пластилина в макете. Рациональное исполь­зование случайных материалов (ветки, бумага, картон). Региональный компонент. Лепка по образцу и представлению деталей для макетов "Ловля рыбы", изготовление макетов на тему саамских сказов. Лепка героев сказок. Сбор макета под руко­водством и помощью учителя.

РАБОТА С БУМАГОЙ Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной рабо­ты с клеем и режущими инструментами. Приемы работы. Размещение на листе бумаги элемен­тов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки; Шитье по проколам спосо­бом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона-{заклад­ка для книг). Вышивание по готовым проколам геометрических фи­гур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием. Вышивание по рисунку, составленному учителем, с са­мостоятельным прокалыванием и последующим раскраши­ванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам. Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составлен­ному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Выши­вание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного проши­вания. Технические сведения. Свойства ниток; толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы е нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Соче­тание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Орга­низация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе: Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки » иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков месте. Шитье по проколам приемом «игла ввёрх-вниз» по намеченным линиям. Региональный компонент. Вышивание по готовым проко­лам национального орнамента в полосе. Вышивание по рисунку, состав­ленному учителем, с самосто­ятельным прокалыванием. Украшение орнаментом рукавицы. Вышивание орнамента на модели национального костюма с само­стоятельными проколами в два приема.






















2 класс

70 часов,2 часа в неделю

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоуголь­ные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, гру­зового и легкового автомобиля. В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. Технические сведения. Назначение глины и приме­нение этого материала в промышленности. Глина - строи­тельный материал (кирпич, черепица). Назначение инстру­ментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки. Приемы работы. Обработка материала с применени­ем резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометри­ческих тел. Соединение деталей способом промазывания. Оп­ределение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Экскурсии в природу с целью сбора природного

Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и + палочек или Ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.

Самостоятельное изготовление по образцу зайца; палочек, крылаток ясени и проволокой. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учите­ля.

Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя.

Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу само­стоятельно по образцу. Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, про­волока, нитки и т. д. Организация рабочего места, Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея; проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.

Региональный компонент. Экскурсия в природу с целью сбора местного природного материала (листья, цветы, мох береста, зерна, перья, шишки, палочки). Самостоятельное изготовление по образцу оленя из шишек и палочек. Соединение деталей с помощью пластилина.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией..

Изготовление счетного материала в форме полосок, квад­ратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Обклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. Правила для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их на­значение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона! Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхрон­ность работы обеих рук. при резании по прямым и кривым линиям.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков _ нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями - повторе­ние приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Экскурсия в швейную мастерскую. Технические сведения. Применение и назначение ни­ток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуго­виц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Намотка ниток на картон, связыва­ние, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришива­ние пуговиц с подкладыванием палочки.

Региональный компонент. Плетение как древнейшее традици­онное ремесло народа. Плетение косички из Зх нитей. Плетение под руководством учителя - косичка из пяти нитей.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, ста­каны для карандашей. Нанесение с помощью стеки геомет­рического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные - с натуры. Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесе­ние узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные - с натуры. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для завар­ки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры. Технические сведения. Применение глины для из­готовления посуда. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, деко­ративной посудой - кашпо, горшками, глиняными игруш­ками. Отделочные работы на изделиях из глины Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка из­делия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки жи­вотных). Слабые учащиеся выполняют работу по образцу. Технические свойства. Свойства засушенных листь­ев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клея­щие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, нож­ницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструмен­тами и клеем, Организация рабочего места и соблюдение са­нитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бу­маги). Составление композиции. Региональный компонент. Составление по образцу компо­зиции "Осенний лес". Свойства материалов. Правила составления композиции. Составление по образцу и пред­ставлению композиции "Саамский погост".

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек;
обклеивание их цветной бумагой с одной стороны.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кош­ки и белки. Самостоятельная лепка, с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу. Технические сведения. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изоб­ражениях. Приемы работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой е соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.

Региональный компонент. Вводное занятие. Игрушки из теста. Обработка пластичес­кого материала руками и сте­кой с соблюдением пропорций. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц "Тетерки» с птен­цами из целого куска пласти­лина. Нахождение пропорций в изделии. Лепка по образцу стилизован­ных фигур животных; оленей, козликов, бычков, коней. Соединение деталей способом примазывания.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке. Технические сведения. Правила составления макета. Свойства и применение материалоотходов (проволока, бу­мага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно-гигиеничес­ких требований. Организация рабочего места. Приемы работ. Закрепление отдельных деталей и фи­гур на подставке. Рациональное применение материалоотхо­дов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бу­маги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке. Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров. Экскурсия в картонажную мастерскую. Технические сведения. Правила склеивания карто­на с бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней; кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

Региональный компонент. Повторение основных элементов саамских узоров. Изготовление орнамента в полосе с использо­ванием традиции саамского ор­намента, Сложные элементы саамского орнамента. Изготовление закладки из тон­кого картона, оклеенного бу­магой. Разметка бумаги и кар­тона на линейке. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Украшение закладки орнаментом из основных элементов саамских узоров. Изготовление из картона и бумаги объемных сувениров, украшение их традиционным саамским узором.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в фор­ме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной сторо­ной на подложке из картона. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составлен­ной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов зак­ладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерчен­ной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя. Технические сведения. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тка­ней и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как матери­ала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и ше­роховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаноч­ные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организа­ция рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Приемы работы. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выпол­нение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. Региональный компонент. Упражнения в раскрое ткани по го­товой выкройке в форме квадрата. Украшение выкройки аппликациями. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме традици­онной верхней одежды саамов (печок). Украшение ее аппликацией.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ Лепка по представлению свободных композиций: «Ко­лобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов. Технические сведения. Пространственное положе­ние деталей на макете. Пропорциональное соотношение эле­ментов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии. Приемы работы. Закрепление деталей макета на под­ставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цве­товое решение задания.

Региональный компонент. Лепка макета по саамской сказке "Гирвас-озеро". Пространственное расположе­ние деталей на макете. Пропорциональное соотношение деталей макета. Работа по группам. Лепка макета по саамской сказке "Богатый, да скупой - бедный, да щедрый." Главное и второстепенное в изделии, значение цвета.

РАБОТА С БУМАГОЙ Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из ко­робочек, картона и бархатной бумаги. Изготовление по образцу плоской модели, трехсекционного светофора. Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся. Изготовление по образцу подушечки для иголок из кар­тона, бархатной бумаги и ткани. Приемы работы. Разметка деталей по линейке и шаб­лону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумаж­ных деталей.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кис­точками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и
«шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочны­
ми стежками. Технические сведения. Виды отдельных ручных стеж­ков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, тол­щине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Приемы работы. Выполнение стежка «шнурок» спра­ва налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вво­дить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.

























3 класс

70 часов ,2 часа в неделю

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Экскурсия в природу с целью сбора природного мате­риала. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных почат­ков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соедине­ний. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью пла­стилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное исполь­зование случайных материалов. Региональный компонент. Знакомство с берестой, ее заготовление и способы обработки. Изделия из бересты. Свойства материала: гибкость, легкость, прочность. Аппликация из бересты на тем­ном фоне. Обработка материала. Плетение из бересты. Лента "двух концовка" и "трехконцовка".

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в из­делиях из картона. Материалы, применяемые для окантов­ки, - переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумаж­ные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по ли­нейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных поло­сок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. Региональный компонент. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигура­ции. Изготовление открытки. Изготовление елочных игрушек с применением материалов отходов, используя персонажи саамских и поморских сказок. Изготовление плоских карнава­льных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бу­маги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Экскурсия в слесарную мастерскую. Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свой­ства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: ку­сачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигие­нических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сги­бание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание прово­локи кусачками. Региональный компонент. Изготовление по образцу и контур­ному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителя.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Экскурсия в столярную мастерскую. Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть но­жом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под уг­лом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах. Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждач­ной бумагой. Изготовление по образцу плечиков для одежды из круг­лой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратно­го сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя. Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении древесины. Свойства древесины: ло­мается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Орга­низация рабочего места, правила безопасной работы и со­блюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Стро­гание и зачистка древесины напильником и наждачной бу­магой.

Региональный компонент. Экскурсия в столярную мастерс­кую, музей. Свойства древесины. Упражнения: сломать лучину, расколоть ножом вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление щепных оленей. Изготовление повозки - кережа для оленей из щепок.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изготовление по замыслу объемных изделий из различ­ных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Кле­ящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с по­мощью клея, проволоки, ниток. Региональный компонент. Изготовление по замыслу объемных изделий из различных мате­риалов по саамским сказкам.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по об­разцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение при­емов работы ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух пла­нок 9. Составление из собранных плоских фигур более слож­ных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий. Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку. Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок // и четьгрех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Сборка стола по образцу из большой пластины (крыш­ка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Раз­борка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с по­мощью учителя. Сборка по образцу и техническому рисунку стула из ма­лого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отверт­ка. Правила безопасной работы. Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. За­винчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Пра­вильная хватка инструментов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материа-лоотходы - поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Органи­зация рабочего места и санитарно-гигиенические требова­ния при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаб­лонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесь­мы и других материалов к деталям из картона.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о про­фессии картонажника-переплетчика. Технологические осо­бенности изделий из бумаги и картона (детали изделий скле­ивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. По­нятие о группах инструментов и их назначении: для размет­ки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначе­нием переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного про­изводства. Организация рабочего места и санитарно-гигие­нические требования при работе с бумагой и картоном. Пра­вила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение уче­нического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесе­ние рицовки по линейке с фальцем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражне­ния на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бума­ги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых сре­зов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по са­мостоятельно составленной выкройке из нескольких сложен­ных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инст­рументы, применяемые при работе с текстильными мате­риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и на­перстком. Выполнение косого обметочного стежка: введе­ние иглы сверху вниз в вертикальном положении относи­тельно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов ме­шочка, подушечки-прихватки косыми стежками. Региональный компонент. Изготовление подушечки из лоскут­ков - сметывание по срезам, обме­тывание краев косым стежком. Украшение сувенира вышивкой.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов ку­кольной мебели с применением соединения деталей на гвоз­дях (стол, стул, кресло, кровать). Самостоятельное изготовление по образцу из полуфаб­рикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов. Технические сведения. Элементарные понятия о ви­дах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фане­ре. Технологические особенности изделий из древесины - детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ши­рины и толщины бруска. Организация рабочего места, сани­тарно-гигиенические требования. Правила безопасной рабо­ты. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Ра­бота буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Под­бор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древеси­ны акварельными красками и гуашью.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Раз­метка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении картона как материала для изготовления различ­ной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробоч­ного картона. Способы изготовления коробок. Правила без­опасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на лини­ях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по сты­кам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учите­лем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Офор­мление бахромой. Региональный компонент. Составление по образцам простей­шего рисунка на листе бумаги в клетку, с элементами саамских узоров. Вышивание рисунка, переведенного учителем на красное или синее, зеленое сукно, с использованием бисера. Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ Самостоятельная сборка по образцу и техническому ри­сунку стола с перекрещенными ножками из большого пла­то, четырех пластин, четырех уголков и двух скоб (сред­них). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорож­ного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу. Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют ра­боту по заделу. Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти. Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Самостоятельное изготовление по образцу и по представ­лению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся вы­полняют изделия по образцу. Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти. Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти. Региональный компонент. Самостоятельное изготовление по образцу и по представле­нию птицы из щепки.
































4 класс

140часов ,4 часа в неделю

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Экскурсия в природу с целью сбора природного мате­риала. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных почат­ков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соедине­ний. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью пла­стилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное исполь­зование случайных материалов. Региональный компонент. Знакомство с берестой, ее заготовление и способы обработки. Изделия из бересты. Свойства материала: гибкость, легкость, прочность. Аппликация из бересты на тем­ном фоне. Обработка материала. Плетение из бересты. Лента "двух концовка" и "трехконцовка".

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в из­делиях из картона. Материалы, применяемые для окантов­ки, - переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумаж­ные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по ли­нейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных поло­сок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. Региональный компонент. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигура­ции. Изготовление открытки. Изготовление елочных игрушек с применением материалов отходов, используя персонажи саамских и поморских сказок. Изготовление плоских карнава­льных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бу­маги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Экскурсия в слесарную мастерскую. Выплавление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свой­ства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: ку­сачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигие­нических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сги­бание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание прово­локи кусачками. Региональный компонент. Изготовление по образцу и контур­ному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителя.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Экскурсия в столярную мастерскую. Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть но­жом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под уг­лом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах. Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждач­ной бумагой. Изготовление по образцу плечиков для одежды из круг­лой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратно­го сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя. Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении древесины. Свойства древесины: ло­мается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Орга­низация рабочего места, правила безопасной работы и со­блюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Стро­гание и зачистка древесины напильником и наждачной бу­магой.

Региональный компонент. Экскурсия в столярную мастерс­кую, музей. Свойства древесины. Упражнения: сломать лучину, расколоть ножом вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление щепных оленей. Изготовление повозки - кережа для оленей из щепок.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Изготовление по замыслу объемных изделий из различ­ных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Кле­ящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с по­мощью клея, проволоки, ниток. Региональный компонент. Изготовление по замыслу объемных изделий из различных мате­риалов по саамским сказкам.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по об­разцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение при­емов работы ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух пла­нок 9. Составление из собранных плоских фигур более слож­ных (домик, машина, паровоз). Разборка собранных изделий. Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку. Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок // и четьгрех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Сборка стола по образцу из большой пластины (крыш­ка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Раз­борка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с по­мощью учителя. Сборка по образцу и техническому рисунку стула из ма­лого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отверт­ка. Правила безопасной работы. Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. За­винчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Пра­вильная хватка инструментов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материа-лоотходы - поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Органи­зация рабочего места и санитарно-гигиенические требова­ния при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаб­лонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесь­мы и других материалов к деталям из картона.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о про­фессии картонажника-переплетчика. Технологические осо­бенности изделий из бумаги и картона (детали изделий скле­ивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. По­нятие о группах инструментов и их назначении: для размет­ки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначе­нием переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного про­изводства. Организация рабочего места и санитарно-гигие­нические требования при работе с бумагой и картоном. Пра­вила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение уче­нического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесе­ние рицовки по линейке с фальцем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражне­ния на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бума­ги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых сре­зов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по са­мостоятельно составленной выкройке из нескольких сложен­ных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инст­рументы, применяемые при работе с текстильными мате­риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и на­перстком. Выполнение косого обметочного стежка: введе­ние иглы сверху вниз в вертикальном положении относи­тельно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов ме­шочка, подушечки-прихватки косыми стежками. Региональный компонент. Изготовление подушечки из лоскут­ков - сметывание по срезам, обме­тывание краев косым стежком. Украшение сувенира вышивкой.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов ку­кольной мебели с применением соединения деталей на гвоз­дях (стол, стул, кресло, кровать). Самостоятельное изготовление по образцу из полуфаб­рикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов. Технические сведения. Элементарные понятия о ви­дах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фане­ре. Технологические особенности изделий из древесины - детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ши­рины и толщины бруска. Организация рабочего места, сани­тарно-гигиенические требования. Правила безопасной рабо­ты. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Ра­бота буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Под­бор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древеси­ны акварельными красками и гуашью.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Раз­метка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении картона как материала для изготовления различ­ной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробоч­ного картона. Способы изготовления коробок. Правила без­опасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на лини­ях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по сты­кам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учите­лем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Офор­мление бахромой. Региональный компонент. Составление по образцам простей­шего рисунка на листе бумаги в клетку, с элементами саамских узоров. Вышивание рисунка, переведенного учителем на красное или синее, зеленое сукно, с использованием бисера. Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика.

РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ Самостоятельная сборка по образцу и техническому ри­сунку стола с перекрещенными ножками из большого пла­то, четырех пластин, четырех уголков и двух скоб (сред­них). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорож­ного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу. Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют ра­боту по заделу. Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти. Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ Самостоятельное изготовление по образцу и по представ­лению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся вы­полняют изделия по образцу. Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти. Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти. Региональный компонент. Самостоятельное изготовление по образцу и по представле­нию птицы из щепки.











































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 1 КЛАССА

Обучающиеся должны знать:

- свойства и приёмы работы с глиной, бумагой, природными материалами, нитками;
- виды отдельных ручных стеж­ков: сметочный и «шнурок».
Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятель­но сравнивать образец изделия с натуральным объектом;

- самостоятельно составлять план ра­боты над изделием;

- выполнять изделия с частичной по­мощью учителя и самостоятельно;

- придерживаться плана при выполнении изделий;

- осуществлять текущий контроль с частичной помощью учителя;

- употреблять техническую терминологию.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 2 КЛАССА

Обучающиеся должны знать:

- свойства и приёмы работы с глиной, бумагой, природными материалами, нитками;
- виды отдельных ручных стеж­ков: сметочный и «шнурок».
Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятель­но сравнивать образец изделия с натуральным объектом;

- самостоятельно составлять план ра­боты над изделием;

- выполнять изделия с частичной по­мощью учителя и самостоятельно;

- придерживаться плана при выполнении изделий;

- осуществлять текущий контроль с частичной помощью учителя;

- употреблять техническую терминологию.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 3класса


Обучающиеся должны знать:
- свойства и приёмы работы с глиной, бумагой, природными материалами, нитками, древесиной, металлоконструктором, проволокой;
- виды отдельных ручных стеж­ков;
Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятель­но составлять план работы, осуществлять контрольные действия;

- самостоятельно подбирать материалы и инструмен­ты для работы;

- самостоятельно выполнять изделие;

- давать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий;

- употреблять технические термины.







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 4 класса


Обучающиеся должны знать:
- свойства и приёмы работы с глиной, бумагой, природными материалами, нитками, древесиной, металлоконструктором, проволокой;
- виды отдельных ручных стеж­ков;
Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятель­но составлять план работы, осуществлять контрольные действия;

- самостоятельно подбирать материалы и инструмен­ты для работы;

- самостоятельно выполнять изделие;

- давать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий;

- употреблять технические термины.










































УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, 2004. - 240с. - Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. - 192с. - Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. - 192с. - Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999. - Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с. - В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. - 208с.





ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

( 68 ЧАСОВ)

п/п

Тема урока

(этап проектной

или

исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Элементы дополнитель-тельного

(необязатель-ного)

содержания

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть I. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

1.

2.

3.

Вводное занятие.

Человек и жизнь.

1

Урок введения новых знаний.

Инструктаж по технике безопасности поведения на уроках трудового обучения. Беседа о труде и профессиях. Требова-ния к поведению во время урока труда.

Знать наиболее рас-пространенные про-фессии; технику безо-пасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.

Текущий.

Беседа.

Диафильм «О профес-сиях».

Экскурсия в природу.

2

Уро введения новых знаний.

Сбор природного материала.

Знать элементарные понятия о природных материалах, их свой-ствах: цвет, форма, хрупкость засушен-ных листьев.

Текущий.

Беседа.

Сбор и сушка природного материала.

«Паук».

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, проволоки, пластилина.

Знать свойства мате-риалов, используе-мые при работе; виды соединений.

Уметь соединять детали с помощью пластилина, клея, па-лочек, проволоки.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.

4.

«Птичка» из природного материала.

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление по образцу птички из шишки, перьев, пало-чек и проволоки.

Уметь соединять де-тали с помощью клея, ниток, палочек. Соб-людать пропорции.

Текущий.

Практическая работа.

II. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.

5.

6.

Дидактический материал.

1

Урок введения новых знаний.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, картоном.

Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление по об-разцу подложек пря-моугольной формы.

Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейке. Вырезать и намазы-вать клеем окантово-чные полоски. Обра-батывать углы изделий.

Тематический. Индивидуальный.

«Лото».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Индивидуальный.

Практическая работа.

Анализ работ.

III. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ.

7.

8.

9.

10.

Экскурсия в слесарную мастерскую.

1

Урок введения новых знаний.

Инструктаж по технике безопасности нахождения в столярной мастерской. Элементарные сведе-ния о назначении проволоки, её видах, свойствах: сгибается, ломается, отрезается кусачками.

Знать правила безо-пасной работы; инст-рументы для работы с проволокой: кусач-ки, плоскогубцы, молоток.

Уметь правильно держать инструмент, сгибать проволоку плоскогубцами, ре-зать кусачками.

Тематический. Беседа.

«Рыба».

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление по об-разцу и контурному рисунку стилизован-ных фигурок.

Текущий. Анализ работ.

«Птица».

1

Урок введения новых знаний.

Текущий. Анализ работ.

«Заяц».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ работ.

IV. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ.

11.

Экскурсия в столярную мастерскую.

1

Урок введения новых знаний.

Инструктаж по технике безопасности при работе с деревом.

Знакомство с древе-синой, её свойствах, назначении и приме-нении.

Знать правила безо-пасной работы и соб-людение санитарно-гигиенических требо-ваний; инструменты.

Уметь зачищать дре-весину напильником.

Тематический. Беседа.

Основы экономичес-ких знаний: понятие об экономном расходовании материала.

12.

13.

«Флажки и цветы к празднику».

2

Урок введения новых знаний.

Изготовление по об-разцу флажков и цве-тов к празднику из бумаги и палочек, обработанных на-пильником и наждач-ной бумагой.

Знать свойства древесины: ломается, гнется, режется вдоль волокон.

Уметь правильно держать инструмен-ты, зачищать древесину напильником.

Текущий. Анализ работ.

Колышки для комнатных цветов.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.

2 четверть V. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

14.

15.

16.

17.

18.

Композиция из засу-шенных листьев, цве-тов, трав.

1

Урок развития умений и навыков.

Составление компо-зиции самостоятельно.

Знать свойства засу-шенных листьев, цве-тов, трав; правила работы с режущими инструментами и кле-ем; организовать ра-

бочее место.

Уметь прикреплять засушенные листья, цветы, травы; накле-ивать.

Текущий.

Практическая работа. Анализ

работ.

Декоративный узор из природного материала.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ

Работ.

Сюжетная композиция по сказке

«Три медведя».

1

Урок развития умение и навыков.

Коллективная работа по составлению композиции из природного материала.

Текущий.

Практическая работа.

Основы композиции.

Сюжетная композиция по сказке «Лиса и журавль».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.

Фигурки животных из сказок.

1

Урок - закрепление.

Определение формы, размеров, последова-тельности изготовле-ния изделий.

Текущий. Практическая работа. анализ работ.

Соотношение частей.

VI. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ.

19.

«Треугольник».

1

Урок введения новых знаний.

Инструктаж по технике безопасности при работе с металлическим конструктором. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок.

Знать элементарные сведения о профессии слесаря.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

«Квадрат».

1

Урок развития умений и навыков.

Сборка по образцу изделий из скоб, планок, винтов.

Разборка изделий.

Знать детали конст-руктора: плато, план-ки, скобы, винты, гайки; инструменты: ключ, отвертка; пра-вила безопасной работы.

Уметь подбирать планки по счету от-верстий; устанавли-вать скобы, соеди-нять детали винтами и гайками; завинчи-вать и отвинчивать рукой и инструманта-ми; правильно дер-жать инструменты.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

«Прямоугольник».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ

работ.

«Домик».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ работ.

«Машина».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ работ.

«Паровоз».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ работ.

«Лопатка».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.

«Грабли».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий.

Анализ работ.

Обыгрывание поделок.

«Лесенка».

1

Урок рефлексии.

Текущий.

«Стол».

1

Урок рефлексии.

Текущий.

«Стул».

1

Урок рефлексии.

Текущий.

«Самолет».

1

Урок - закрепление.

Текущий.

«Мельница».

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Текущий. Практическая работа.

VII. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.

32.


Изготовление елочных украшений.


2


Урок развития умений и навыков.

Технология изготов-ления изделий из бумаги и картона. Определение формы, размеров, последова-тельности изготовле-ния изделий по обра-зцу, рисунку.


Знать особенности материалов.

Уметь выполнять разметку картона и бумаги по шаблону.


Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.


Украшение класса к празднику.


33.

34.

35.

Карнавальные полумаски и маски.

2

Урок введения новых знаний.

Изготовление плос-ких карнавальных масок и полумасок из тонкого картона и плотной бумаги; отделка изделий ап-пликативными украшениями.

Знать сорта картона; правила безопасной работы.

Уметь выполнять разметку по шабло-нам; резать картон ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезать отверстия в картоне, пришивать тесьму и других материалов к деталям картона.

Тематический. Практическая работа.

Анализ работ.

Выставка поделок.

«Кокошник».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.


«Шапочка с козырьком».

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.


3 четверть VIII. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.

36.

37.

38.

«Обложка для проездного билета».

1

Урок введения новых знаний.

Овладение основны-ми приемами обработки бумаги, картона.

Разметка бумаги и картона по линейке.

Знать технологичес-кие особенности изделий из бумаги и картона: детали изде-лий склеивают и сшивают.

Уметь выполнять разметку по линейке. Применять ученичес-кий циркуль.

Тематический.


«Складная доска для игры в шашки.

1

Урок развития умений и навыков.

Тематический.


«Папка для тетрадей».

1

Урок - закрепление

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.


IX. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

39.

40.

Косой обметочный стежок.

1

Урок введения новых знаний.

Инструктаж по технике безопасности поведения на уроках трудового обучения. Упражнения на поло-се тонкого картона по готовым проколам.

Знать свойства ниток; правила безопасной работы.

Текущий.

Практическая работа.

Отделка изделий.

Закладка из фотопленки.

1

Урок введения новых знаний.

Оформление концов закладки кисточками.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.


41.

42.

43.

44.

Пришивание вешалки к полотенцу.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление вешалки из тесьмы.

Знать инструменты при работе с текс-тильными материа-лами.

Уметь пользоваться иглой и наперстком; выполнять косой обметочный стежок; пришивать вешалку и обметывать боковые срезы косыми стежками.

Текущий. Анализ работ.

Кармашек для счетных палочек.

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление кар-машка из бархатной бумаги.

Текущий. Анализ работ.

Кармашек для ножниц.

1

Урок развития умений и навыков.

Обметывание боко-вых срезов кармашка по боковым проколам косым стежком.

Текущий. Практическая работа.

«Подушечка-прихватка».

2

Урок введения новых знаний.

Изготовление по образцу по самостоя-тельно составленной выкройке из несколь-ких сложенных вмес-те кусочков разно-цветной ткани.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.

Выставка поделок.

X. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

Подготовительные упражнения.

1

Урок введения новых знаний.

Вбить гвоздь в древе-сину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подгото-вить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. Из-готовление изделий

по образцу и готовых полуфабрикатов.

Знать технологичес-кие особенности изделий из древеси-ны:детали соединяя-ются гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы.

Уметь правильно держать инструмен-ты, работать буравчи-ком и отверткой; под-бирать необходимые детали; соединять детали.

Текущий.

Кукольная мебель: стол.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

«Накрой на стол».

Кукольная мебель: стул.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

Кукольная мебель: кровать.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий.

Игрушка-лопатка.

1

Урок развития умений и навыков.

Текущий. Анализ работ.

Игрушка-носилки.

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.

Кораблик.

1

Урок обобщения и систематизации

Знаний и умений.

Текущий. Анализ работ.

4 четверть XI. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ.

52.

53.

Открытая коробка.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление изде-лия из тонкого кар-тона; склеивание деталей. Работа по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

Знать элементарные сведения о назначе-нии картона; способы изготовления коро-бок.

Уметь выполнять разметку по шабло-нам и линейке, сги-бать картон.

Текущий. Анализ работ.

«Самолет».

1

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Текущий.

Практическая работа.

Анализ работ.

Обыгрывание поделок.

XII. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

54.

55.

56.

Вышивание «Салфетка».

2

Урок развития умений и навыков.

Составление по образцам простого рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисун-ков, переведенных учителем на ткань.

Знать виды стежков, виды вышивок.

Уметь выбирать ри-сунок в зависимости от назначения изде-лия.

Текущий.

Текущий.

Практическая работа. Анализ работ.

Экскурсия в кабинет машинной вышивки.

Вышивание «Коврик».

2

Урок развития и коррекции умений и навыков.

Вышивание «Кукольное полотенце».

2

Урок - закрепление

Текущий.

Практическая работа.

XIII. РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ.

57.

58.

59.

60.

«Дорожный знак».

1

Урок введения новых знаний.

Самостоятельная сборка по техничес-кому рисунку.

Уметь подбирать планки по счету от-верстий; устанавли-вать скобы, соеди-нять детали винтами и гайками; завинчи-вать и отвинчивать рукой и инструманта-ми; правильно дер-жать инструменты.

Текущий.

Анализ работ.

Игра «Переходим улицу».

«Тележка».

1

Урок рефлексии.

Текущий.

«Вагончик».

1

Урок - закрепление

Текущий.

«Мотоцикл».

1

Урок - обобщение.

Фронтальный.

Практическая работа.

Анализ работ.



© 2010-2022