Презентация по литературному чтению план-конспект урока на тему Внеклассное чтение. Поэтический родник

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Внеклассное чтение. Поэтический родник.

Цели:

  • познакомить детей со стихотворением А.С. Пушкина "Октябрь уж наступил…", А.А. Фета «Осень»

  • учить выразительному чтению лирического стихотворения, способствовать пониманию учащимися текста лирического произведения;

  • развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

  • воспитывать любовь к природе в различных её проявлениях, интерес к литературному чтению.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Пушкина, художник Тропинин;

  2. Аудиозаписи:
    П.И. Чайковский "Октябрь" (из цикла "Времена года")
    А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало…" (в исполнении профессионального артиста);

  3. Иллюстрации с осенними пейзажами;

  4. Таблицы "Паузы", "Логическое ударение" (для каждого ученика ).

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Прослушивание аудиозаписи П.И. Чайковского "Октябрь" (Осенняя песня) из цикла "Времена года".

- Какие чувства возникли при прослушивании?

- Что услышали?

- Какую картину увидели?

- К какому времени года подходит эта музыка?

- Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П.И. Чайковский своей музыкой нарисовал осенний месяц октябрь. Музыка осени звучит у нас на уроке неслучайно. Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи.

- Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон "конца строки". Да, закон "конца строки" помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы - их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских "секретов" знают профессиональные чтецы, актёры. Мы тоже их открываем один за другим. Попробуем сегодня открыть для себя новые "секреты", которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.

III. Подготовка к первичному восприятию стихотворения

- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету )

Презентация по литературному чтению план-конспект урока на тему Внеклассное чтение. Поэтический родник

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его современник поэта художник Тропинин. Этот портрет знают все. Как хорошо, что Тропинин запечатлел для нас облик дорогого для всех человека. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Вы узнаете много нового о жизни и творчестве поэта, услышите новые для вас стихи, сказки. А, сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: "Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов".

Послушайте такие стихотворные строчки:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…

Или ещё строчки:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…

Но была в жизни А.С. Пушкина особенная осень, - осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.

Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь - холера. На многие города был наложен карантин, в том числе на Москву, Московскую, Владимирскую области, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.

Пушкин это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написано им множество стихотворений, закончено величайшее произведение "Евгений Онегин".

Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.

(На доске открываются иллюстрации с осенними пейзажами ).

Презентация по литературному чтению план-конспект урока на тему Внеклассное чтение. Поэтический родник

Презентация по литературному чтению план-конспект урока на тему Внеклассное чтение. Поэтический родник

Презентация по литературному чтению план-конспект урока на тему Внеклассное чтение. Поэтический родник

Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно стихи.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружный гор…

… Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…

- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание - тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

Осень в Болдино подарила миру множество прекрасных произведений. Послушайте ещё одно из них. Это отрывок из романа А.С. Пушкина "Октябрь уж наступил - уж роща отряхает…"

IV. Первичное восприятие стихотворения

Чтение стихотворения учителем наизусть.

V. Проверка качества первичного восприятия

- Понравилось ли?

- Какие картины осени представили при слушании?

- Какое чувство, настроение возникло, когда вы его слушали?

- Захотелось ли перечитать?

VI. Вторичное восприятие стихотворения

- Давайте перечитаем стихотворение ещё раз и поразмыслим как поэту удалось передать картину поздней осени.

VII. Анализ произведения

- О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

- Какие признаки осени упоминает поэт?

- Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы слышите?

- Раньше, да и теперь, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны.

- Как вы понимаете слова "Дохнул осенний хлад"

VIII. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

- Какое по настроению это стихотворение?

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения

- Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина в исполнении профессионального артиста.

IX. Выразительное чтение стихотворения

- Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

( Прослушивание нескольких учеников).

- Смог (ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

X. Домашнее задание

- Выучить стихотворение наизусть и постараться выразительно рассказать.

XI. Итог урока

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор? Какой теме посвящено стихотворение?

- Чему учились на уроке?

- Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

- Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворения. Спасибо за работу!










© 2010-2022