Урок по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Шкляева Светлана Вилисовна

Русский язык, 2-В класс

Тема урока: Признаки однокоренных слов

Планируемые результаты:

Предметные результаты: знакомство с признаками однокоренных слов, умение распознавать родственные слова и выделять в них корень.

Метапредметные результаты: умение правильно строить предложения и тексты, грамотно говорить.

Этапы

урока,

время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы и приемы

Стадия вызова

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

-Способность характеризовать свой поступок на основе правил «доброго», «красивого», «правильного» поведения.

-Участие в коллективном обсуждении вопросов

Учитель читает стихотворение «Здравствуйте» с целью активизации и пополнения словаря и задает вопросы по тексту и о словах-приветствиях

Ученики размышляют над пониманием слова «здравствуйте» и перечисляют слова-приветствия.

Стихотворение и простой вопрос

Чисто

писание

Регулятивные УУД

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Учитель произносит скороговорку и предлагает ученикам выделить повторяющийся чаще всех звук.

Затем учитель предлагает списать буквы и сочетания букв с доски по образцу, найти зашифрованное слово и подчеркнуть в нем орфограмму

Ученики повторяют скороговорку в разных темпах.

Ученики списывают буквы по образцу и читают зашифрованное слово.

Скороговорка

Личностные результаты: характеризовать свой поступок на основе известных и простых общепринятых правил «доброго», «красивого», «правильного» поведения.



Технологическая карта урока Шкляева Светлана Вилисовна, высшая категория, МБОУ «СОШ №2» г. Глазова УР Предмет: русский язык Класс: 2-В Учебник : Т.Г.Рамзаева.- М.: Дрофа, 2010 г. Тема урока: Признаки однокоренных слов Тип урока: комбинированный, по технологии сотрудничества Оборудование: Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока, карточки для индивидуальной и групповой работы, магниты. Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: общеобразовательный класс с разным уровнем подготовки и успеваемостью. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения Предметные

Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их. Развивать умение находить в слове корень; ознакомить с признаками однокоренных слов. Формирование у детей осознанности письма.

Уметь находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Регулятивные

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Самостоятельно формулировать задание, определять его цель, оценивать результаты собственной деятельности с использование критериев оценки. Регулировать свое поведение. Познавательные

Постановка и решение проблемы, формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков.

Ориентироваться в учебнике, самостоятельно делать выводы, анализировать, сравнивать, логически рассуждать, использовать при выполнении заданий установленные закономерности. Коммуникативные

Учить культурному общению учащихся (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать свою деятельность). Владеть диалоговой формой речи, читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре, участвовать в работе группы, выполняя свою часть обязанностей. Личностные

Воспитывать внимание, любовь к Родине, аккуратность при письме.

Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, изучать краеведческий материал, регулировать свое поведение, ответственно относится к своему здоровью.


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия Мотивационно-целевой этап

Энергетическая зарядка

Настроить детей на начало урока, создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Активизация внимания, мыслит. деятельности, мотивация на совместную деятельность

Практический метод - выполнение задания по указанию. Самоконтроль.

Целеполагание






Фронтальная работа

Учитель-ученики

Глазами проверьте готовность к уроку.

(чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели, чтобы ушки слушали, чтобы детки вкусно кушали, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок)

Повернитесь к гостям, улыбнитесь, пожелайте всем здоровья.

Молодцы! Продолжите предложение: Нам здоровье необходимо для…

А нам с вами оно нужно, чтобы плодотворно совместно учить и учиться на нашем уроке. Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей республике.

-Как называется республика, в которой мы живем? (Удмуртия) Народы каких национальностей здесь живут?(русс, удм, тат)

У каждой республики есть свой флаг, гимн и герб и свой коренной народ.

Посмотрите на слайд и назовите, чем похожи слова и сформулируйте тему урока. Да, мы рассмотрим признаки однокоренных слов.

Для чего необходима данная тема? Какие цели вы перед собой поставите? Поверяют наличие учебника, тетради, дневника, ручки, линейки, карандаша.
Выполняют




Здороваются


По одному человеку от группы продолжают предложение и «садят» всю группу







Удмуртия, удмуртская Республика

Называют





(Удмуртия, удмуртский, удмурты) (однокоренные слова).





Рассуждение, целеполагание Личностные УУД Формируется эмпатия, как осознанное понимание чувства других людей, положительное отношение к учителю, школе. Оценивать поступки на основе важности исполнения роли хорошего ученика, важности учёбы и познания нового. Ориентация на выполнение общих правил, важность здорового образа жизни Регулятивные УУД Умение включаться в учебную деятельность, концентрировать внимание Волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии Коммуникативные УУД

Умение устанавливать визуальный контакт, демонстрировать положительные эмоции. Умение слушать и слышать учителя, выполнять вербальные сигналы, взаимодействие, умение пользоваться пространством, умение воспринимать на слух, переводить вербальную информацию в действия Познавательные УУД Актуализация опорных знаний, умение воспринимать на слух, лексическое значение слова «здравствуйте», установление причинно-следственной связи

Анализировать с целью выделения существенных признаков. Выстраивать логическую цепь рассуждений. Уметь структурировать знание. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Предметные Узнавать однокоренные слова и определять их корень Ориентировоч-ный этап
Самопроверка домашнего задания




Оформление тетрадей


Минутка чистописания Ориентирова-ние в теме. Проверка домашнего задания. Совершенствование каллиграфических навыков, развитие навыка аккуратного письма

Практический метод - выполнение задания по образцу. Метод контроля и самоконтроля

Фронтальная работа Учитель-ученики

Прежде чем отправиться в путешествие, проверим вашу готовность к пути.

Корни проверили, поставьте себе отметку. Поднимите руки те, кто сделал на 5, 4,3.

Как вы думаете, где на уроке пригодится умение выделять корни?

Оформите документы для путешествия, правильно сядьте. Сколько предложений написали? Какие орфограммы встретились?

Почему на слайде высветилась заглавная У. Где применяется у? Сначала письмо по воздуху вслед за ручкой на слайде

Уу УУуу УУУ ууу

На доске записаны слова из упр.293, 8 человек говорят вслух, учитель делает на доске.

Записывают число, классная работа.

С этой буквы пишется название республики и первые слова в предложениях, в остальных случаях- (у). Личностные УУД

Формируется осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД

Учиться контролировать процесс и результат своей деятельности. Оценивать свою работу, используя образец. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной речи. Вести диалог. Высказывать свою точку зрения. Слушать одноклассников. Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Предметные

Уметь находить и определять в словах изученные орфограммы. Выполнять анализ написания элементов заглавной и строчной буквы Уу. Совершенствование каллиграфического навыка при написании заглавной и строчной буквы Уу. Поисково-исследователь-ский этап

Воспитание любви к Родине и интереса к родному языку, эстетического чувства к архитектуре. Пополнение словарного запаса, развитие речи.

Проблемно поисковый метод под руководством учителя

Фронтальная работа Учитель-ученики

Можно ли Удмуртию назвать Родиной? Почему?

Что объединяет эти слова? А можно ли сюда включить слово «родник»?

Назовите признаки однокоренных слов

Знаете ли вы, что это такое? (на слайде памятник пельменю)

Почему именно в Ижевске и именно пельменю?

Это слово образовано от двух удмуртских слов: «пель»-ушко, «нянь»-хлеб, то есть «хлебное ушко». Здесь родились, здесь живут родители, родственники, все родное и язык родной.



Корень, общее значение.

Предположения.

Любимое блюдо у удмуртов.




Личностные УУД Осознавать себя частью семьи и УР. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Формируется осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД

Контролировать работу одноклассников и собственную работу. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной речи. Вести диалог. Высказывать свою точку зрения. Слушать одноклассников. Познавательные УУД

Выстраивать логическую цепь рассуждений. Выделять лишнее. Контроль и оценка результата деятельности. Предметные

Различать родственные слова, выделять в них корень.

Сделать вывод о написании корня в родственных словах. Практический этап


Разбор предложения


Физкульт. минутка

Работа с алгоритмом по учебнику в парах
Индивидуальная работа с последующей проверкой и оцениванием




























Работа в группах по типу «Вертушка» Развитие мышления при анализе родственных слов. Познакомить с признаками родственных слов, учить выделять общую часть родственных слов.
Воспитание умения работать в паре. Развивать умение слушать, вступать в диалог, обосновывать свою точку зрения.








Проблемный метод

Словесный метод -

беседа

Фронтальная работа Учитель-ученики

Индивидуальная работа Учитель-ученик


Работа в парах Ученик-ученик

Индивидуальная работа

Ученик-ученики























Работа в группах Ученик-ученики
Посмотрите на слайд, прочитайте. Что вы прочитали? Назовите задание, которое я для вас придумала. Спишите предложение, найдите главные члены, обозначьте части речи.(В Удмуртии находится памятник пельменю)

Раз уж заговорили о питании, и физкультминутка будет о еде.

Упр 295 алгоритм. Учитель контролирует, оказывает помощь.

Во время парной работы - 3 человека к доске: каждому взять только свои слова и подставить однокоренные к словам: вода, гусь, гора и выделить корень.

Проверим каждого, назовите корень. Почему получились лишние слова?

Оцените ребят.

Посмотрите на экран: шутка про гусей и гусеницу. Почему вы засмеялись, можно ли гусеницу назвать родственницей гуся, гусыни и гусят? Почему?

Знаете ли, чья это гусеница? Действительно, это личинка самой крупной и редкой бабочки УР- махаона. Она внесена в Красную книгу Удмуртии. Поэтому при встрече никогда ее не ловите, а просто любуйтесь, чтобы и ваши дети смогли увидеть ее в природе, а не на картинке в книге исчезнувших насекомых.

Часто наша помощь бывает необходима и животным, и людям. В каком виде работы нам требуется взаимопомощь? Верно, при работе в группах.

Вам предстоит в группах поработать по принципу «вертушки». Вспомните главные правила работы в группе. Первого выберите сами.

Проверка карточек и оценивание работы всех групп Читают, определяют, что это предложение, предполагают.


Списывают, разбирают. 1 ребенок комментирует у доски. + Самооценка


Месим тесто

Проговаривание в парах.

Каждый выбирает только подходящее слово к своему главному: Гусь, гусятина, гусенок, гусеница, гусиное; Вода, водопровод, водоем, наводнение, водитель; Гора, горка, горный, горняк, гореть.

Объясняют значения слов



Нет, так как значение разное. Они - птицы, а гусеница -личинка насекомого.

У бабочки

В группах по 4-5 человек каждый по очереди выполняет задание по определению корней в одной группе родственных слов и передает карточку другому

Перечисляют основные правила работы в группе

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы

Трудовой, трудись, труды. Личностные УУД

Формируется установка на здоровый образ жизни. Мобилизация сил, настрой на дальнейшую работу.

Формируется осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД

Учиться контролировать процесс и результат своей деятельности и деятельности соседа по парте. Оценивать свою и чужую работу.


Коммуникативные УУД

Учиться критично относится к собственному мнению. Формирование способности взаимодействия в паре. Познавательные УУД Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результата деятельности. Производить анализ. Выстраивать цепочку рассуждений.
Предметные

Подбирать однокоренные слова, записывать их, выделять в них корень

Различать части речи, правильно определять их.
Рефлексивно-оценочный этап









Домашнее задание по выбору

Развитие памяти и внимательности при систематизации материала об однокоренных словах. Познавательно-рефлексивный метод - логико-познавательные приёмы: анализ, обобщение

Фронтальная работа Учитель-ученики
1)что такое родственные слова
2) как называется общая часть родственных слов
3) как по-другому называются родственные слова
4) какие признаки однокоренных слов

Дома вы будете использовать все знания, которые получили на уроке и впишите каждый в свое дерево однокоренные слова, а также раскрасьте его. Подберите однокоренные слова с корнем -воз-, -снег-,-лёт-, -бег-, -лес-, -ход-,-боль-,-зим. Спасибо за урок!

Проверка по одному человеку из 1 группы.
Личностные УУД Умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса и подведении итогов. Регулятивные УУД

Осознание качества и уровня усвоения изученного материала.

Планирование адекватного уровня своей деятельности. Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной речи. Выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД Умение определять уровень сложности задания. Предметные Для успешного усвоения знаний об однокоренных словах использовать вопросы-опоры. Использовать полученные знания при выполнении домашнего задания.



© 2010-2022