Конспект урока по обучению грамоте Звук ы, буква Ы ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

08.10.14. Урок « Обученние грамоте»

Тема: Звук Ы, гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Упражнение в чтении.

Цель: познакомить учащихся с гласным звуком Ы и буквой Ы.

Задачи:

  1. Развивать речь, логическое мышление.

  2. Формировать умение определять , выделять звук Ы из речи.

  3. Развивать фонематический слух.

Ход урока:

1 Организационный момент:

-Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.

-Сегодня к нам на урок пришли гости: воспитатели детских садов, педагоги других школ. Кто узнал своих знакомых, помашите рукой. А теперь поздоровайтесь, как научились в школе.

Сели красиво.

2 Повторение пройденного материала.

-Всё, что мы произносим, это- ( речь)

-Речь бывает устной и письменной.

-Какие органы участвуют в устной речи ( язык, уши)

-Какие органы участвуют в письменной речи ( глаза, руки)

-Из чего состоит наша речь? ( из звуков)

-Из звуков складываем слоги, из слогов слова, из слов предложения, из предложений текст.

-На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

-Гласные бывают … (ударные и безударные)

-Согласные … (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

-Какие звонкие согласные звуки изучили? (Р,Г)

-Какие глухие согласные звуки изучили? (П,Т)

-От чего зависит твёрдость и мягкость согласного ? ( от того, какой гласный звук после согласного)

Какие гласные изучили? ( А, О, И)

- Какие гласные делают согласные твёрдыми? (А,О)

- Какие гласные делают согласные мягкими? (И)

Задание: на доске гласные и согласные, составьте слоги. В один столбик с твёрдыми согласными, во второй с мягкими согласными. А тётушка Сова посмотрит.

- Назови слоги.

-Доскажи слово. ( учитель показывает на слоги, дети договаривают слова)

Физкультминутка. Дети сами проводят.

4 Знакомство с новым материалом.

Отгадайте загадку:

- Жёлтый, круглый, весь из дыр,

Любят мыши вкусный…. (сыр)

-Сколько гласных в этом звуке? Один

- Какой? (Ы) Что о нём можете сказать? (гласный)

- Назовите тему урока. Что сегодня можем узнать? ( дети высказывают предположения, открываем шторку на доске - проверяем предположения)

- Звук ы обозначается буквой Ы.

- Что напоминает буква Ы?

-Вот топор , полено рядом ,

получилось то, что надо,

Получилась буква Ы

все мы знать её должны.

- Откройте тетради, найдите точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове СЫР.

- Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.

- Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. Где место Ы в слове сыр? ( в середине)

-Отгадайте ещё одну загадку:

-Ну и кошка, вот так кошка,

Даже страх берёт немножко,

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. ( РЫСЬ)

-Сколько гласных в этом звуке? Один

- Какой? (Ы)

- Отступите 2 клеточки, поставьте точку, от этой точки проведите линию, столько клеточек, сколько звуков в слове Рысь.

- Один ученик строит схему этого слова на доске при помощи магнитов.

-- Найдите место в этом слове, где гласный Ы, отметьте красным цветом. В каком месте слова Ы? ( в середине)

- Сколько слогов в слове СЫР, в слове РЫСЬ (один)

- Надо ставить ударение? (нет)

-Что делает звук ы с согласными? ( делает их твёрдыми)

5. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 44.

- Посмотрите на звуковичка, что надо сделать ? ( раскрасит тапочки в красный цвет)

- Почему ( он гласный), раскрасьте.

- Найдите 3 столбик слогов. Поставьте пальчик. Читаем хором. Теперь девочки. Теперь мальчики.

- Что делает ы с согласными? ( делает их твёрдыми)

- Рассмотрите картинки. Назовите Слово, которое обозначает женское украшение. (бусы)

-Раскрасьте звуки цветом. Разделите слово на слоги, поставьте ударение. В каком месте слова буква Ы?

- Назовите слово, которое обозначает возвышенность над местностью.(горы)

- Расставьте звуки цветом, на слоги, ударение. На каком месте в слове стоит звук Ы?

- А есть слова, которые начинаются на Ы? (нет)

- Мы услыхали от Совы , что нету слов на букву Ы.

- А помогут нам про это узнать книги, которые называются СЛОВАРИ. На переменке полистайте, поищите слова на Ы. Если найдёте, то скажете.

Физкультминутка.

Дилы-дилы-дилы-дилы появились…… крокодилы

Афы-афы-афы-афы жуют листики ……жирафы

Ны-ны-ны-ны водой брызгают …… слоны.

Яны-яны-яны яны - по веткам скачут…. обезьяны.

Что объединяет все эти слова?

6. Наблюдение над ед. и мн. числом.

-А что же обозначает ы в конце слова?

-Прочитайте пару слов ниже на странице. ( один предмет- много предметов)

В корзиночке. Назвать один предмет, много предметов. Игра наоборот.

- Посмотрите в классе и назовите предметы во множественном числе, чтобы заканчивались на Ы. ( Шары, Хризантемы, вазы, глобусы)

Игра « Найди пару»: Лиса ( лисы), парты ( парта), олень, матрёшка, столы, книга, окно, бревно.

Всегда ли слова во мн. числе заканчиваются на Ы на какие гласные? (а, и)

7. Работа с текстом Николая Сладкова « Лесная хатка».

8. Итог урока.

- Что нового узнали ?

- В словах , обозначающих много предметов, какие гласные на конце слова могут быть.?

- Бывают слова , которые начинаются на Ы?

- Что у меня коробочка. Мн. число? В коробочке\ конфета, а мн. число? На конце слова Ы. Всем спасибо за работу.

© 2010-2022